Российская космонавтика

Этот люк закрывает подъездные пути, по которым прикатывают Протона.
 
Этот люк закрывает подъездные пути, по которым прикатывают Протона.
FunFly, это неверное утверждение.

Крыша закрывает нижнюю каретку-манипулятор установщика. Выпуклость на крыше сделана под направляющие нижней каретки-манипулятора.




 
Последнее редактирование:
В продолжение темы:
Роскосмос:
 
У меня, к слову, по поводу этого пуска «Протона» назрел вопрос.

Почему «Экспрессы» были выведены на орбиту со столь высоким апогеем: 52 872 км?
Да и перигей для геопереходной орбиты получился приличный ~ 18 700 км.
В итоге ведь аппараты должны оказаться на круговой орбите 35 786 км?

Просто это выглядит весьма непохоже на параметры геопереходных орбит, на которые обычно отправляются аналогичные спутники на иностранных ракетах. Там частым вариантом является схема, когда ракета оставляет спутник на переходной орбите (низкий перигей, типа 500 км) х (апогей близкий к целевым 35786 км), и дальше спутник сам, медленно но верно, поднимает перигей до равного апогею (то есть орбита из эллиптической становится круговой).

Например:

ChinaSat 9B @ Long March 3B/E: 206 x 35792 км x 24,6 град.
Eutelsat Quantum @ Ariane 5 : 210 км х 35716 км х 3,0 град.
SXM-8 @ Falcon 9: 235 x 19384 км x 27.0 град.

Здесь же у нас 18 714 х 52 872 км и 18 692 х 52 871 км

P.S. На самом деле, пока печатал вопрос, сам придумал на него ответ – возможно, причина в том, что на «Экспрессах» стоят тихоходные ЭРД, на которых до целевой орбиты лететь долго, поэтому аппараты выводят как можно ближе? И снижение апогея + подъем перигея – более энергетически выгодно, нежели просто поднимать перигей??? Или дело в чем-то еще?
 
Реакции: IG
Насколько я знаю, дело не совсем в энергетической выгоде. Просто для скругления орбиты на высоте апогея спутнику нужно включать двигатель только в самом апогее, а остальную часть орбиты пролетать вхолостую, дожидаясь следующего апогея. ЭРД из-за малой тяги для этого понадобится очень много времени. Для скругления на промежуточной высоте двигатель может работать все время, параллельно опуская апогей и поднимая перигей.
 
Тоже думаю что дело в ЭРД. Например, ABS-3A и EUTELSAT 115, запущенные Фальконом, но тоже использовавшие ЭРД для перехода на ГМО с ГПО 410 × 63 950.
 
Я вот что думаю: благодаря отсутствию ЖРД, «Экспрессы» значительно легче спутников, построенных на «традиционных» платформах (например, Boeing-702 или A2100), где бóльшая часть массы приходится на запас гидразина (или аналогичного топлива). Соответственно, их можно выводить по два аппарата за раз, чем и пользуются. Время довывода на окончательную орбиту при этом примерно равно – и там, и там обычно проходит пара месяцев.

Можно ли говорить о том, что применение ЭРД в платформе «Экспресс» ИСС Решетнева делает ее... ну, более современной и в целом крутой, чем аналогичные предложения от зарубежных участников рынка типа вышеупомянутых Boeing / Lockheed Martin или даже SSL 1300 Maxar? (Где два аппарата за раз не запустишь, ну разве только на более тяжелом носителе типа Ариан-5?) Или прямое сравнение некорректно, и вопрос в действительности более сложный?
 
Так Боинг давно сделал 702SP с ЭРД и два аппарата за раз вывел ещё в 2015 годе ) скорее всего и остальные поддянутся, дело то выгодное
 
Предложения Роскосмоса оценивают комплексно, не двигателем единым жив спутник. Но и двигатель можно поставлять отдельно, сам по себе. Вообще сравнивать с зарубежными участниками рынка сложно, по причине того, что у Роскосмоса может и не быть задачи участвовать в этом конкурсе.
 
Или не жив... Тут вот такая собака порылась: кроме двигателя действителено оценивается и другая начинка платформы, а один из двух экспрессов выведенных на орбиту обсуждаемым "продвинутым" способом уже частично утратил потребительские свойства из-за проблем с охлаждением задолго до окончания заявленного срока службы.
Но и двигатель можно поставлять отдельно, сам по себе.
Его сам по себе начали поставлять задолго до того, как начали довыводить спутники на ГСО с помощью ЭРД. Отлично продается, кстати.
Например, в виду отсутствия перспектив и возможности нарастить производства. Не исключено, да.
 
Вопрос, кстати, действительно более сложный. У вывода с помощью ЭРД есть ведь и недостатки. Первый и очевидный: пока спутник 4-6 месяцев летит до ГСО он денег не приносит. Для спутников с САС 15 лет этот критерий стал менее важным, но если срок 5 лет, например или это военный спутник нужный уже вчера, то есть о чем подумать. Другой неочевидный, но крайне существенный факт: долгое довыведение означает многочисленные пересечения поясов Ван Аллена и предъявляют повышенные требования к радиационной защите . А это либо деньги и масса, либо умение строить рад стойкую электронику недорого и без лишней массы - тоже не каждому доступно
Ну и, конечно, при постройке спутников ценой как несколько РН, вопрос надёжности и отработанности платформы может быть существенно важнее возможности вывести за пол-цены. Но в целом, как я уже говорил, ЭРД становится все популярнее и для коррекции, и для выведения, и для дальних путешествий, так что можно ожидать появления таких платформ и у других производителей, а у Боинга уже есть.
 
А ещё можно в перспективе использовать ЭРД для сведения отработавших своё космических аппаратов и средств выведения. Спешка тут не нужна, а экономичность приветствуется.
 
Пока вы тут обсуждаете электрические двигатели, космическая отрасль и вся страна превратилась в балаган

Мы с вами вот это вот оплачиваем
 
Мы с вами вот это вот оплачиваем
Форма неуставная, а так - патриотичненько и на общем уровне нашей попсы даже как-то много слов и некоторые правильные - турбонасосы, компоненты и тд.
Мы с вами оплачиваем кучу куда худшей хурмы.
 
А между тем и другим - поворачивая плоскость орбиты.
Ф9, в отличие от Бриз-М, не способен выдать высокий перигей, так что если аппарат лёгкий и есть избыток скорости - то выгодней потратить её на увеличение апогея.
Маск подумал и поставил на Старлинки электродвижки. Хотя у них именно 5 лет запланировано.
 
Старлинки на ГСО не выводят, им месяцы довыведения не грозят, точнее два-три месяца довыведения как раз примерно и соответвуют 4-6 для ГСО-шных, плюс их же так много, что цена имеет значение. И на пояса Ван Аллена наплевать
 
Последнее редактирование:
Старлинки так и предполагается сводить с орбиты как в случае проблем, так и после исчерпания срока службы