Инженеры Московского авиационного института в кооперации с китайской аэрокосмической корпорацией COMAC разрабатывают методологии моделирования авиационных конструкций из композиционных материалов с учётом ударных воздействий. Проект, который позволит повысить уровень безопасности самолётов с композитным крылом, осуществляется в лаборатории № 2 научно-исследовательского отдела кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ. Об этом сообщается на
сайте института.
Методология позволит рассчитать прочность крыла достаточную, чтобы избежать его расслоения и фатальных последствий при взрыве пневматика шасси самолёта. В рамках проекта разработано шесть конечно-элементных моделей, выполнены расчёты четырёх из семи задач. Оставшиеся задачи планируется завершить к декабрю текущего года, а получить конечный результат — к марту 2021 года.
Уникальность разработки МАИ заключается в том, что она учитывает не только взрыв самого пневматика и удар по обшивке крыла, но и воздушную ударную волну, а также гидравлический удар топлива в кесонном баке.
"Композит, в отличие от металла, хрупкий материал. А пневматики быстро изнашиваются из-за высоких нагрузок и больших скоростей и могут взрываться как в момент разбега, так и после взлёта при убранном шасси, — рассказывает руководитель проекта Егор Назаров. — Поэтому кессон крыла и центроплан для любого пассажирского или военного самолёта должны быть рассчитаны с учётом таких явлений".
COMAC не обладает опытом самостоятельных расчётов силовых композиционных конструкций первого уровня для крыла самолёта. Поэтому разрабатываемая в МАИ методология может быть использована китайскими инженерами при модернизации самолёта С919 с переходом на крыло из композиционных материалов. Применение методологии позволит достичь достаточной прочности крыла и избежать повреждения конструкции прототипов и опытных кессонов при статических и ресурсных прочностных испытаниях. Разработка российских специалистов может существенно сэкономить вложенные в разработку средства, учитывая, что стоимость кессона крыла составляет порядка 10 млн долларов.
Композитное крыло для совместного российско-китайского ШФДМС CR929 разрабатывается российской стороной, и передача технологий проектирования и производства конструкций из ПКМ китайской стороне не предусматривается. В тоже время COMAC разрабатывает для этого лайнера фюзеляж из ПКМ. В декабре 2018 года стало известно, что в Китае
изготовлен первый композитный прототип передней части фюзеляжа CR929.
Инженеры Московского авиационного института разрабатывают методологии моделирования авиационных конструкций из композиционных материалов с учётом ударных
aviation21.ru