Часть вторая.
«Валерий Чкалов, который пролетел под мостом!»
Основано на реальных событиях, с добавлением
логически обоснованного повествования.
В начале повествования необходимо пояснить, что речь пойдёт о который за время его существования несколько раз переименовывали: в октябре 1918 г. он был назван мостом Равенства, в 1934 году его нарекли Кировским, и снова Троицким он стал 4 октября 1991 года. Получается, что Валерий Павлович Чкалов, в своё время, пролетел под мостом Равенства. Убедиться в этом совсем не сложно. Достаточно внимательно, а главное беспристрастно взглянуть на биографию В.П. Чкалова и историю отечественной авиации, конечно, используя документы советских публикаций, архивные документы, мемуары, воспоминания друзей и родственников В.П. Чкалова.
Исторические документы свидетельствуют, что полёты между естественными препятствиями, а также под всевозможными инженерными сооружениями, стали возможны после того, как аэропланы приобрели достаточную устойчивость и управляемость в полёте.
Первый (или один из первых) документально подтверждённый пролёт под мостом совершил пилот-самоучка
Харитон Никанорович Славороссов (Семененко). В 1912 году в местечке Мокотово, под Варшавой, управляя аэропланом «Блерио», на глазах у публики он пролетел под мостом через реку Висла. «Первый в мире трюк подобного рода», — вспоминал потом авиатор, признаваясь, что заплатил за свою русскую удаль приличный штраф.
10 августа 1912 года английский пилот Франк К. Макклин взлетел с аэродрома Харти Ферри на биплане «Short S.33» с толкающим винтом и поплавками. Он пролетел между верхним и нижним пролётами Тауэрского моста, а затем под всеми мостами на Темзе, до самого Вестминстера, где благополучно сел на воду. В то время ещё не существовало правил, запрещающих подобные действия, но полиция вынудила Макклина рулить до бухты Шедвелл по воде. По дороге аэроплан к тому же зацепил баржу и повредил один из поплавков...
///
Х.Н. Славороссов 1911 г. /// 10 августа 1912 года пилот Франк К. Макклин
Что же касается пролётов непосредственно под Троицким мостом, то в 1916 году первым его совершил
Георгий Анатольевич Фриде, лётчик-инструктор Петроградской офицерской школы морской авиации на летающей лодке «М-5».
Летчик морской авиации Г.А. Фриде на самолете Кертис. Севастополь
В том же году его друг и коллега — лейтенант выпускник Севастопольской авиационной школы, повторил этот «пилотажный элемент», причём он существенно усложнил задачу, пролетев под всеми подряд мостами на Неве. Нельзя не вспомнить легендарного летчика
Александра Прокофьева-Северского — своего рода предтечи Маресьева, так же выпускника Севастопольской авиационной школы. В начале 1916 года Прокофьев-Северский без разрешения выполнил полет на летающей лодке «М-9» и среди бела дня пролетел под серединой Николаевского моста. При этом ещё умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.
С.-Петербургъ Троицкiй Мостъ (1908-1910г.)
Французские лётчики для экстремальных полётов выбрали Триумфальную арку и Эйфелеву башню в Париже.
14 июля 1919 годана Елисейских полях должен был состояться парад в честь 120-й годовщины начала Французской Революции, а также окончания и победы в Первой Мировой войне. Командование приказало боевым лётчикам участвовать в параде пешком – как пехотинцам. Группа асов собралась в баре «Фуке» на Елисейских полях, чтобы решить, как достойно ответить на это «оскорбление». Было решено, что в ответ Жан Наварр, один из первых асов (12 подтверждённых побед и 15 неподтверждённых), пролетит под Триумфальной аркой. Но 10 июля Наварр погиб в тренировочном полёте. Заменить его взялся другой летчик –
Шарль Годфруа. В следующие после принятия решения дни Годфруа совершит несколько пролетов под мостами на Маленькой Роне. 7 августа 1919 в 7:20 на Ньюпоре он, пролетев через весь Париж, совершил два круга вокруг Триумфальной арки, а затем направил самолет прямо в арку, мимо которой в это время проезжал трамвай, пассажиры которого начали выбегать на улицу и падать на землю. Все происходящее снимал журналист Жак Мортен. снятый журналистом, был запрещен властями, дабы не провоцировать возможных подражателей. Семья Шарля, узнав о его полёте, потребовала, чтобы он навсегда перестал летать... Остаток жизни Годфруа посвятил торговле вином.
В 1919 году французский пилот Майкон на двухместном учебно-тренировочном биплане «Кодрон G.3» успешно проскочил под мостом над рекой Вар в Ницце.
Молодой авиатор Леон Солло задумал пролететь между несущими опорами Эйфелевой башни. Расчет Солло оказался безупречен, если б не одна деталь — Солло не учел положения солнца: оно на мгновенье ослепило пилота. Самолет ударился левым крылом о ферму и разбился, пилот погиб.
Париж, Триумфальная арка /// Эйфелева башня
Авиационные новости в стране и за рубежом публиковались в журнале Журнал издавался с 1918 по 1962 год. В 1962 году журнал стал выходить под новым названием
«Авиация и космонавтика».
Журнал «Вестник Воздушного Флота» /// Запрос журнала в авиачасть об авиационном событии
Таким образом, авиаторы Страны Советов знали про эти полёты и были в курсе российских и зарубежных авиационных новостей. Об этом свидетельствует разговор В.Чкалова с лётчиками эскадрильи, описанный в книге Героя Советского Союза
Водопьянова Михаила Васильевича. «День для полета был выбран ясный, безветренный. Река отражала голубое небо и темные контуры моста. В последний раз Валерий проверил свои расчеты: машину надо было провести точно посредине пролета под аркой, не задев ни устоев, ни ферм, ни воды…» После пролёта под мостом
В.Чкалов говорил лётчикам эскадрильи «– Чего вы от меня хотите? – говорил он. – Французский летчик за большие деньги взялся пролететь под Эйфелевой башней. Полетел и разбился. А я под мост даром слетал. – Вовсе недаром, Валерий, – дружелюбно-иронически заметил один из летчиков. – Ты еще получишь за этот полет…»
И действительно, Чкалов впоследствии «получил» за этот полёт по всей строгости…
В книге «Жизнь Валерия Чкалова» (изд. «Детская литература» 1979 г.) жена В. Чкалова О.Э. Чкалова писала:
«Да, это случилось в 1925 году. Летая над Ленинградом, Чкалов снизил свой самолёт и пролетел под Троицким мостом… …это был необычный, рискованный, не дозволенный лётным уставом полёт. Его горячо обсуждали, им восхищались, однако Чкалова за этот полёт строго наказали». Какое же это было «строгое наказание»?
В ранее опубликованных изданиях авторы не указывают точной даты полёта Чкалова под мостом. Изучив биографию Валерия Павловича с момента его вступления в РККА, попробуем установить эту дату, а также причины, побудившие его на совершение этого, как он сам говорил, «трюка», расцененного начальством как грубое нарушение лётной дисциплины.
В 1919 году Валерий Чкалов в 15 лет вступил добровольцем в РККА и был направлен в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде. В 1920 году он впервые поднялся в воздух в качестве пассажира.
15 августа 1921 года г. Егорьевск.
«Прибывший для прохождения теоретического курса красноармеец Валериан Чкалов (имя Валериан было дано при крещении)
зачислен в списки переменного состава учлетов школы на жалованье и все виды довольствия…» Учлету В. Чкалову было семнадцать с половиной лет. 20 октября 1922 года но брак был не долгим.
В апреле 1923 года весь выпуск Егорьевской «тёрки» направили в
Борисоглебскую школу военных летчиков, которую Чкалов окончил
в октябре 1923 года и в числе лучших учеников авиашколы направлен в в которую его зачисляют слушателем
1 ноября 1923 года
В мае 1924 года красный военный летчик Валерий Чкалов получил назначение в Высшую авиационную школу воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя
«Стрельбом», в городе Серпухове, которую он досрочно окончил
в середине июля 1924 года. В выпускной аттестации от 11 июля 1924 года было отмечено, что Чкалов был
«членом РКСМ с 1921 по 1923 гг.» и… что был «исключен на 6 месяцев за недисциплинированность». Имеется информация (пока не подтверждённая документально), что первый раз Чкалов пролетел под мостом через реку Оку, проходя обучение в Серпухове. Мост был (и сейчас существует) недалеко от бывшего аэродрома Серпуховского «Стрельбома» (ж/д Москва-Тула). Крылов А.Н. в рассказе
«Поверженный Икар» пишет, что «Сохранилась статья Чкалова "Как я летал под мостами". Значит мостов, под которыми летал Чкалов, было несколько, и, возможно, один из первых был Серпуховский.
Мост на реке Ока в Серпухове (старое фото)
Лётчик-инструктор М.М. Громов писал о Чкалове в период обучения в Серпухове:
«Он был храбр и бесстрашен, в нем бурлила энергия, переливавшаяся порой через край. Заурядные полеты его не удовлетворяли, обычных заданий он не терпел. Отсюда и недисциплинированность...» После Серпухова, судя по датам выпуска и прибытия к новому месту службы, Чкалов отправился в отпуск.
14 августа 1924 года для дальнейшего прохождения службы младший лётчик В.П. Чкалов прибыл в которая в то время базировалась на Корпусном аэродроме Ленинграда, там, где сейчас находится Новоизмайловский проспект и парк Авиаторов в Санкт-Петербурге. Позднее 1-я истребительная эскадрилья базировалась на аэродром в Гатчине. Командиром эскадрильи был
Иван Панфилович Антошин
В то время
в состав истребительной эскадрильи входили три авиационных отряда по три звена, т.е. если перевести на современный язык: эскадрилья - это полк, авиаотряд - это эскадрилья, звено – звено. Чкалова назначили во 2-й авиаотряд, в звено, где командиром был
лётчик Москвин.
Через некоторое время Чкалов попросил командира эскадрильи Антошина перевести его в третий авиаотряд, в звено Леонтьева. В то время третьим отрядом командовал летчик
Петр Леонтьевич Павлушов, который в 1923 году окончил Серпуховский «Стрельбом». Причиной перехода, со слов Чкалова, было то, что командир звена Москвин мало летал сам и еще меньше давал летать Чкалову. Просьбу молодого лётчика удовлетворили.
В октябре 1924 года погода для полетов была неблагоприятной, постоянно шли дожди. При таких метеоусловиях состоялись осенние двусторонние маневры МСБМ (Морские Силы Балтийского Моря). Однако Чкалов сумел в сложных метеоусловиях решить поставленную командованием задачу – найти и сбросить на него вымпел. Кстати, в тех маневрах участвовал легендарный крейсер «Аврора».
Линкор «Марат» 1937 г. после реконструкции ///
Крейсер «Аврора» октябрь 1924 г.
Знаменитый «Батя» – Иван Панфилович Антошин командовал 1-й истребительной эскадрильей
до мая 1925 года.
своих воспоминаниях он писал, что о пролете Чкалова под мостом над Невой он слышал от третьих лиц и за пролёт под мостом Чкалова не наказывал. Из этого следует, что полёт Чкалова под мостом состоялся после мая 1925 года. Антошина, Чкалов сильно уважал и в последствии поддерживал с ним дружеские отношения. В ноябре 1925 года Антошин был направлен для дальнейшего прохождения службы в Туркестан, где проходил службу в должности заместителя командующего авиацией Туркфронта.
Рассмотрим чуть подробнее этот период жизни В.П. Чкалова, о котором
«…После первой сотни часов, которые я пробыл в воздухе, мне стало скучно. Казалось слишком однообразным и обыденным часами летать в общем строю самолетов. Зачастую я ловил себя на желании „пикнуть“ вниз к земле, сделать какую-нибудь замысловатую фигуру, «удивить», как мне тогда казалось, храбростью и риском своих товарищей. Лишь позже я понял, что настоящий риск основан на точном расчете, знаниях и ничего общего не имеет с моим, попросту говоря, «авиалихачеством». …И вот, продолжая этот ложный путь, в погоне за новыми «подвигами», как-то в Ленинграде я проделал даже такие «трюки»: пролетел под мостом, едва не коснувшись колесами воды, а в следующий раз, увидев два дерева, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев, я поставил машину на ребро и проскочил узкое место…»
В мае 1925 года командиром 1-й эскадрильи был назначен
Шелухин Пётр Семёнович, которому было поручено отобрать лучших летчиков эскадрильи для переучивания на истребитель «Фоккер» D.XI, Чкалов был в их числе. Пришла лагерная пора, и эскадрилья перелетела в Дудергоф. Летчики мечтали отвести здесь душу: полетать вдоволь в летнюю погоду. Уже к середине лета молодой лётчик Чкалов, которому в то время шёл 22-й год, не уступал в воздушных боях ни своему командиру звена Леонтьеву, ни своему командиру отряда, лучшему пилотажнику эскадрильи, Павлушову.
«На Чкалова мое внимание было обращено со стороны политотдела…, которые требовали от меня либо коренным образом переделать психологию Чкалова путем тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии…» «Расстаться с Чкаловым, я не хотел, так как к этому времени я проверил его в воздухе и выявил исключительно высокие способности его как в технике пилотирования на новой материальной части, так и в воздушном бою…» «Однажды, в учебном воздушном бою Чкалов сумел прижать к земле и вынудить совершить посадку командира авиаотряда Павлушова. На следующий день обиженный таким "неуважением" Павлушов отстранил его от полетов. Это для Чкалова всегда было самым страшным наказанием. Огорченный донельзя вопиющей несправедливостью, он попытался залить ее спиртным в компании товарища. Однако, сильно разгорячившись во время застолья, отправился искать своего обидчика, чтобы все ему высказать. И, к сожалению, нашел. Ограничиться разговором не удалось, и в ход пошли кулаки». Очевидно, после этого инцидента Чкалов получил 20 суток ареста.
17 августа 1925 года (в это время эскадрилья находилась в лагерях) Чкалов отправился отбывать наказание. В лагере гауптвахты не было, поэтому арестованные ехали поездом в Ленинград «в командировку» и там, на
гарнизонной гауптвахте ЛенВО, у коменданта города, отсиживали свой срок.
7 сентября 1925 года (эскадрилья к этому времени из лагерей перебазировалась на основной аэродром) выйдя на службу после отбытия наказания, в первый же день Чкалов напился (очевидно, с друзьями отметили освобождение Чкалова) и на автомобиле с летчиками
Благиным Н.П. и Богдановым был отправлен домой. В то время, ни о каком серьёзном наказании речь не шла. И вдруг, в ноябре, почти два месяца спустя, назначается судебное разбирательство. Командир 1-го отряда С. Г. Король в аттестации от
1 ноября 1925 года, приуроченной к судебному разбирательству, объективно указал как отрицательные, так и положительные качества В. П. Чкалова, а в конце написал:
«Должности летчика-истребителя соответствует». Почему аттестацию подписал командир 1-го отряда С.Г. Король, а не Павлушов. Очевидно, после разборок с командиром отряда Павлушовым, Чкалова перевели из 3-го в 1-й отряд, и, естественно, аттестацию подписал непосредственный начальник. В заключительной части аттестации от 5 ноября 1925 года, заверенной 7 подписями, записано:
«…в должности военного летчика-истребителя соответствует, но ввиду того, что крайне недисциплинирован, требует хорошей обработки в этом отношении».
«Хорошая обработка» состоялась
16 ноября 1925 года. «ПРИГОВОР именем РСФСР» «Выездная сессия № 16 ВТ ЛBO… 16 ноября… рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении 1 - й эскадрильи… дело за № 150 по обвинению гражданина Чкалова Валерия Павловича, 21 года, происходящего из крестьян… разведенного, ранее не судившегося… …ПРИГОВОРИЛА гр. Чкалова Валерия Павловича на основании ст. 109 с последствиями по ч. 1 ст. 105 УК к лишению свободы со строгой изоляцией на ОДИН год, не поражая в правах, предусмотренных ст. 40. Принимая во внимание первую судимость Чкалова, добровольную службу в Красной Армии, молодость и пролетарское происхождение на осн. ст. 28 УК снять строгую изоляцию и срок лишения свободы Чкалову понизить до ШЕСТИ месяцев.»
Вот так, за пьянку двухмесячной давности
«лишение свободы со строгой изоляцией сроком на ОДИН год».
Что-то в данном Приговоре не так. Ну, не «тянет» выход на службу в пьяном состоянии на такой приговор. А вот полёт под мостом, в центре города, используя служебное положение и военную авиационную технику, вполне заслуживает такого наказания. Только не было такой статьи в УК РСФСР от 1922 г.
Так что же произошло в жизни В.П. Чкалова между 7 сентября и 1 ноября 1925 года?
Очевидно, произошло следующее: Чкалов был отправлен в очередной ежегодный отпуск, крайний раз в котором он был в августе 1924 года. Приехав домой, в родное Василёво, Валерий рассказал родителям про свои армейские "злоключения" и получил от отца строгое указание: – Валерке надо срочно жениться...
У Чкалова была девушка, они познакомились в последний день декабря 1924 года. Ольга Орехова была студенткой ленинградского педагогического института.
"...На занятия драмкружка, в котором она пела, часто заходили летчики из Первой Ленинградской истребительной эскадрильи. Ольга давно заметила, что один из летчиков чаще других забегал на репетиции и хлопал после выступления громче всех... Валерий ей очень нравился, но она навсегда запомнила слова покойной матери: «Летчики — первые кандидаты на тот свет». Недалеко от дома, где жила мама, возле Черной речки находился аэродром. И бабушка, и мама собственными глазами видели аварии самолетов и гибель летчиков. Ольга все-таки решила познакомить Чкалова со своим отцом, но тот сказал дочери, что летчик не принесет ей счастья. Чкалову и Ольге пришлось расстаться..."
Прибыв из отпуска
в середине октября, Чкалов узнаёт, что его "выгнали" из 3-го отряда, которым командовал Павлушов, и перевели в 1-й отряд, которым командовал военлёт
Степан Георгиевич Король…
Выполняя указание отца, Чкалов пошёл "свататься" к Ольге Александровой, ленинградской девушке, за которой он тогда ухаживал.
"В семье Александровых было 4 сестры, и их «называли «Петербургскими красавицами» - никто не мог оторвать взгляда, когда сестры-модницы выходили гулять."
Семья Александровых, 1923 г. Стоят слева направо - Шура, Оля, Лиза и Ася
«Золовка Ольги Александровой Надежда Николаевна Александрова рассказывала, что в молодости за Ольгой ухаживал военный из НКВД, который был старше ее, и Валера Чкалов. Валерий сделал Ольге предложение, но он был молод, беден, никакого еще звания. А военный уже с положением. Валерий ухаживал за ней долго, помогал матери по хозяйству… Но Ольга сомневалась. И сказала ему, что он ещё в жизни ничего особенного не совершил».
Тогда Чкалов решил совершить что-то такое особенное, чтобы и его девушка, и его командиры-начальники поняли чего он стоит в этой жизни. Полёт под мостом в центре города на глазах у девушки, как нельзя лучше подходил для этого замысла. А ещё, он понимал, что мало кто сможет повторить это полёт.
«Тогда-то, по словам рассказчицы, он и сказал девушке прийти на мост Равенства (сейчас Троицкий), встать на середину. «Это было днем, свидетелей почти не было. Она пришла, а его нет. И вдруг он летит прямо на неё. Ольга схватилась за перила. А он пролетел под мостом. Она так и застыла от страха. Ей помог дойти до дома прохожий. В этот же вечер Чкалов пришел к ней домой – сказал, что его выгнали из авиаэскадрильи. И что ей надо выбирать прямо сейчас – быть с ним или нет. Она выбрала второе…».
Надежда Николаевна Александрова золовка Ольги Александровой.
Итак, причина (одна из причин) установлена, год и месяц события известен, осталось выяснить день полёта. Из мемуаров известно: «День для полета был выбран ясный, безветренный…» Дней соответствующих этому описанию, во второй половине октября 1925 года в было несколько. Подходящая погода была в среду-21, четверг-22 и пятницу-23 октября 1925 года, ясные солнечные дни и «река отражала голубое небо…» Вот в один из этих дней и был совершён знаменитый полёт В. Чкалова под мостом Равенства в городе Ленинграде.
Архив погоды в Ленинграде в октябре 1925 год. ///
Табель календарь 1925 год.
Однако, возникает вопрос, почему такое экстраординарное событие не попало на страницы газет и журналов, хотя бы Ленинградских. Небольшое отступление. «В ноябре 1923 г. на базе Главного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете народных комиссаров СССР (ОГПУ )». 7-е отделение ОГПУ курировало вопросы связанные с литературой, печатью, театрами, обществом, съездами, высшими и средними учебными заведения… Одним словом, все печатные органы были под строгим и неусыпным контролем «компетентных органов». Газетам и журналам просто запретили писать об этом случае. (Показательный пример работы Ленинградского ОГПУ в 1925 году -
«Дело лицеистов».)
Возможно, были какие-то заметки о полёте самолёта под мостом в Ленинграде, в иностранных печатных изданиях.
Полёт Чкалова под мостом стало последней каплей, переполнившей чашу терпения авиационного начальства и партийных органов. К тому же, если с прежними «художествами» Чкалова раньше как-то разбирались в эскадрильи, не вынося «сора из избы», то этот случай оказался в поле внимания командования ВВС ЛенВО и Ленинградское ОГПУ, которые потребовали строго наказать нарушителя. Но чтобы этот дурной пример не нашёл подражателей и для исключения подобных случаев в дальнейшем, было принято решено это событие не афишировать. Военным и государственным органам было дано строгое указание «забыть» про этот инцидент. Военный трибунал подобрал для Чкалова «подходящую» статью
«…дискредитация авторитета и звания командира-бойца Красной Армии», (за пьянку двухмесячной давности). И… тишина, «режим молчания» на 15 лет. Отсидев четыре с половиной месяца в исправдоме, Чкалов был выпущен досрочно и несколько месяцев был безработным, а 1 декабря 1926 года был восстановлен в рядах ВВС РККА и направлен в ту же часть, которая теперь базировалась на под Ленинградом.
Для чего вообще нужно было вычислять дату полёта Чкалова под мостом? Дело в том, что в большинстве мемуаров, воспоминаний, биографий В.П. Чкалова, авторы эту дату указывают расплывчатыми фразами: «через некоторое время», «перед этим» «позднее» «однажды» и так далее. И только О.Э. Чкалова написала:
«Да, это случилось в 1925 году…». Некоторые авторы просто не знали этой даты, другие умышленно её скрывали, чтобы скрыть факт первой судимости Чкалова в 1925 году, и чтобы не обнаружилась связь между полётом под мостом и судимостью.
Другие даты полёта рассматривать нет смысла, о них очень подробно и достаточно убедительно рассказал А.Соловьёв в своей статье
«Мост, под которым пролетел Валерий Чкалов», но почему-то пропустив рассмотрение даты полёта именно в 1925 году.
Ещё немного о кино.
«Режим молчания», наверняка с разрешения «компетентных органов», а скорее всего с разрешения и одобрения самого «Отца народов», прервал режиссер Калатозов в 1940 году. Ему был заказан военно-патриотический фильм о герое Советского Союза Валерии Павловиче Чкалове.
Как было написано ранее, сценарий Калатозову не очень нравился - не хватало любовной лирической линии. По рассказам лётчиков Калатозов знал, что Чкалов летал под мостом в Ленинграде, но у него не было документального подтверждения, только слухи, а в архивы НКВН (ОГПУ) режиссеров в то время ещё не допускали. И вот однажды, на киностудии Ленфильм, когда шли подготовительные работы к съёмкам фильма, к Калатозову подошла женщина и сказала, что в молодости она была знакома с Валерием Чкаловым, и это из-за неё он пролетел под мостом. Женщину звали Ольга Александрова, она в то время работала на Ленфильме костюмером. Это была неожиданная удача, «сто процентный» свидетель. Сценарий был срочно очередной раз переписан. Осталось только встретиться со Сталиным и получить разрешение на съёмки в центре Ленинграда полёта самолёта под мостом. Эта встреча состоялась. Сталин дал разрешение на съёмки артиста Михаил Геловани в роли Сталина – ведь только сам Сталин мог дать такое разрешение - и разрешил Калатозову снимать полёт под мостом. Так же решили, что по фильму, девушка, ради которой Чкалов летал под мостом, в последствии должна была стать его женой, а наказание Чкалова в виде тюремного заключения заменили на гауптвахту.
Фильм «Валерий Чкалов», как бы сейчас написали, основан на реальных событиях. А теперь представим, что полёта под мостом Чкалова не было, и Калатозов всё это придумал.
При встрече с режиссёрам Иосиф Виссарионович обязательно спросил бы:
- А что, товарищ Калатозов, Чкалов правда летал под мостом в Ленинграде?
- Нет, ответил бы Калатозов, про Вашего любимого лётчика я это всё придумал, ха, ха, ха!
- Смешно, очень серьёзно сказал бы Сталин, раскуривая трубку, - Лауврентий, объясни гражданину Калатозишвили, что можно придумывать, а что нельзя в фильмах где "снимается" товарищ СТАЛИН. Интересно, шпионом какой страны объявили бы Калатозова после таких "придумок".
И Сталин, и Калатозов, и тем более Берия знали, что Чкалов под мостом летал, поэтому было получено одобрение и разрешение на "высшем уровне" на съёмки фильма и известного эпизода. Это является основным доказательством того, что полёт под мостом всё-таки был!
Калатозову сказали точную дату полёта В. Чкалова под мостом, но сказать об этом в фильме он не имел права. И он пошёл на маленькую хитрость во время съёмок фильма.
Архив погоды в Ленинграде в октябре 1940 г.
Погода в середине октября 1940 года в Ленинграде (когда снимали фильм) стояла очень хорошая. Но Калатозов не снимал эпизод пролёта под мостом, он ждал определённый день. И этот день настал, правда, плохо подходивший для съёмок, один из самых ненастных дней 2-й половины месяца, хмурый дождливый день
22 октября 1940 года. Но это была круглая дата, с 22 октября 1925 года прошло ровно 15 лет как Валерий Чкалов совершил знаменитый полёт под мостом! Таким образом, съёмочная группа Калатозова почтила память Великого лётчика Великой страны.
.............
Выше изложенная статья, не претендует, как говориться, на истину в последней инстанции, но в ней сделана попытка логически обосновать события в жизни В.П. Чкалова, достоверность которых можно будет подтвердить или опровергнуть только дальнейшими исследованиями...