Внутренний авиавыбор: DCH-6 или L-410?
Новая региональная авиакомпания «Аврора», сформированная по инициативе правительства РФ на базе дочерних компаний «Аэрофлота»: ОАО «Сахалинские авиатрассы» и ОАО «Владивосток Авиа», — один из наиболее вероятных кандидатов в операторы внутренних пассажирских перевозок в Приморском крае.
Наболевший вопрос воздушного сообщения с наиболее отдаленными от Владивостока северными районами края власти Приморья планируют решить до 2015 г. в два этапа. На первом — приобрести в лизинг воздушное судно, отвечающее необходимым требованиям. На втором — определиться с авиакомпанией-перевозчиком.
Обеспечение первой задачи возложено на КГУАП «Пластун-Авиа», которое в начале мая разместило госзаказ на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) воздушного судна на сумму 550 млн руб. Предполагается, что выбранный заказчиком лизингодатель приобретет в собственность воздушное судно у стороннего поставщика, а затем предоставит самолет в аренду заказчику (лизингополучателю) — администрации края в лице КГУАП «Пластун-Авиа». По согласованию между двумя сторонами будет выбрана компания-перевозчик, эксплуатант самолета, но опять же — по итогам конкурсного отбора среди претендентов. В рамках договора аренды лизингодателю в течение нескольких лет будет выплачиваться срочными платежами закупочная сумма в 550 млн руб.
Технические требования к будущему самолету: высокоплан, с негерметичной кабиной и неубирающимся шасси, с двумя турбовинтовыми двигателями, с пассажирским салоном на 19 мест и т.д. Перечисленным характеристикам отвечает машина канадского производства — DCH-6 Series 400 Twin Otter. Напомним, именно ей отдал предпочтение за неприхотливость и надежность губернатор Приморья Владимир Миклушевский, когда в конце прошлого года заявлял о необходимости закупки в общей сложности трех самолетов для налаживания полноценного авиасообщения с северными районами края. Вскоре после этого КГУАП «Пластун Авиа» разместило заказ в форме открытого запроса цен (котировок). Но желающих участвовать в нем тогда не нашлось, поэтому процедура закупки была признана несостоявшейся.
Как сообщили «К» в департаменте промышленности и транспорта Приморского края, вполне возможно, что будущий лизингодатель закупит для нужд внутрирегиональных авиаперевозок именно Twin Otter, а его эксплуатантом станет «дочка» «Аэрофлота» — ОАО «Аврора», чьи летчики уже имеют опыт работы на канадских машинах, т.к. те включены в южно-сахалинский парк компании. Впрочем, шансы на победу остаются и у других самолетов и авиакомпаний. Так, весьма ощутимую конкуренцию «канадцу» готов составить чешский 19-местный и двухмоторный самолет L-410. В последнее время он весьма активно продвигается на внутренний российский рынок. Как утверждают «злые языки», не в последнюю очередь благодаря тому, что собственником чешской компании Let, производящей самолеты, стал российский холдинг «Уральская горно-металлургическая компания».
Что касается приморских авиакомпаний — претендентов на авиаперевозки внутри края, то их, кроме «Авроры», строго говоря, три: ОАО «Владивосток Авиа», ООО «Авиалифт ДВ» и ООО «Дальнереченск Авиа». Первая из этого списка, скорее всего, вообще будет исключена из числа перевозчиков, возможно, до конца уже текущего года. Как известно, «Владивосток Авиа» переживает далеко не лучшие времена: ее интеграция в «Аврору» идет одновременно с процедурой введенного внешнего управления (банкротства), в результате чего компания практически лишилась всего авиапарка, а одна часть ее сотрудников сокращена, другая переведена в штат «Авроры». По мнению специалистов, не за горами исчезновение с рынка как самого юрлица, так и брэнда «Владивосток Авиа». Тем не менее в рамках еще действующего договора с администрацией Приморского края компания де-юре осуществляет пассажирские перевозки раз в неделю по маршруту Владивосток — Кавалерово — Пластун на вертолете Ми-8. На практике эти рейсы часто отменяются «по причине плохой погоды». Как объяснили «К» во «Владивосток Авиа», «вертолету, в отличие от самолета, для выполнения авиарейса нужны хорошие погодные условия — фактически безоблачное небо».
Авиакомпания «Дальнереченск Авиа» в феврале этого года по договору с администрацией Приморского края открыла авиамаршрут «Дальнереченск — п. Олон — п. Охотничий». Раз в неделю рейсы осуществляет 12-местный Ан-2. Но, как сообщил «К» источник в авиакомпании, обещанных дотаций на перевозки из краевого бюджета (около 8 млн руб. в год) до сих пор не поступило, а потому авиарейсы носят коммерческий характер и оплачиваются по себестоимости — примерно 10 тыс. руб. Понятно, что желающих полетать по столь недемократичной цене находится немного. По мнению источника, дотироваться авиарейсы в глубинке Приморья начнут не раньше закупки самолета для связи с Владивостоком и передачи их главной компании-перевозчику.
Хабаровская авиакомпания «Авиалифт ДВ» представлена в Приморье своим подразделением в городе Артеме. Еще в начале года его руководитель Никита Гриценко сообщал «К», что технические возможности компании позволяют решить проблему внутрикраевых авиаперевозок за счет таких воздушных судов, как Л-410, АН-3 и АН-2, Як-40 и Ми-8. Но на тот момент «Авиалифт ДВ» не удалось получить в «Росавиации» разрешение (коммерческий эксплуатант) на осуществление пассажирских авиаперевозок. Нет данного документа у «Авиалифт ДВ» до сих пор.
У «Авроры» же есть все объективные предпосылки стать главным оператором и внутренних авиалиний. Ее учреждение по личному поручению главы правительства Дмитрия Медведева изначально было нацелено на создание эффективной системы внутренних авиаперевозок на Дальнем Востоке, в рамках программы социально-экономического развития региона. Сегодня приоритет региональных и местных перевозок указан как в стратегии развития компании, так и в ее утвержденном бизнес-плане. Впрочем, не исключено, что «Аврора» не напрямую будет заниматься внутрикраевыми перевозками, а отдаст их на аутсорсинг какой-либо из вышеперечисленных местных авиакомпаний.
Константин Сухоребрик, генеральный директор «Авроры», в одном из недавних интервью пояснил, что сейчас «перед ним стоит задача — восстановить региональную аэродромную сеть, в том числе за счет создания нормальных взлетно-посадочных площадок». Специалисты авиакомпании подсчитали, что за 4,4 млрд руб. (именно столько отводится Приморью на восстановление аэродромной инфраструктуры в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.») в крае можно полностью оборудовать и содержать в течение 28 лет 18 взлетно-посадочных площадок. Или же построить «с нуля» три аэродрома с полной инфраструктурой, пригодных для приема самолетов типа L-410.
Весьма подходящие качества для внутрикраевых перелетов демонстрируют и воздушные суда, ассоциирующиеся с «Авророй», — DCH-6 Series 400 Twin Otter. Благодаря своим техническим характеристикам эти самолеты могут использоваться даже на небольших аэродромах: при длине корпуса 15,8 м и размахе крыльев 19,8 м требуемая полоса взлета и посадки для данного самолета всего 360 м. Данные параметры подпадают под класс укороченных взлетно-посадочных характеристик. Благодаря этому DCH-6 может эксплуатироваться на всех 10 ныне существующих аэродромах и посадочных площадках Приморья, чем не могут похвастать конкурирующие модели, тот же L-410, к примеру.
Кроме того, по утверждению специалистов, привлекаемых компанией для проведения комплексного сравнительного анализа различных самолетов малой авиации, именно канадские машины демонстрируют оптимальное соотношение технических и экономических параметров. Так, согласно выводам экспертов, самолет DCH-6 подходит Приморью по критериям обеспечения безопасности полетов и требует наименьших по сравнению с другими моделями эксплуатационных расходов. Например, себестоимость 1 кресло-километра (показатель отражает затраты на подъем одного пассажира на высоту 1 км) у DCH-6 составляет всего 37,9 руб. Для сравнения: этот же показатель у Л-410 — 45,9 руб., Cessna — 42 руб., Beech craft — 57,2 руб.
С другой стороны, затраты на субсидирование перевозки одного пассажира в самолете DCН-6 в четыре раза меньше по сравнению с вертолетом. Т.е., экономичность «Твин оттера» обещает компенсировать высокие затраты на его приобретение и позволит достаточно быстро окупить лизинговые платежи, считают специалисты.
Источник!