Наличие преференций в подавляющем большинстве случаев приводит к усилению позиций на рынке И ослаблению самой организации.
Конкуренция всегда становится результатом избыточного предложения, т.е. некоторое количество товаров и услуг на рынке не доходят до конечного потребителя (либо приобретаются им по значительно сниженной цене, не покрывающей затрат производителя). Поэтому в масштабе государства конкуренция обеспечивается за счёт напрасного расхода материалов и труда, это не рационально.
И в целом тенденция отрасли именно в укрупнении, поскольку это на каком-то этапе позволяет сокращать удельные издержки. Это можно видеть и в Штатах, где "классических перевозчиков" фактически осталось три, и каждый из них представляет один из глобальных альянсов. В Европе аналогичная ситуация (IAG, AF-KLM, группа LH, теперь вот появились новые игроки из стран Персидского залива). Там, где сам рынок относительно стабилен, его развитие обеспечивается за счёт изменений его участников.
Еслим мы хотим быстро вырастить конкурента хотя бы европейским компаниям, то преференции одной из наших необходимы. "Тюрк Хава Йоллары" превратилась в "Туркиш Эйрлайнз" не зря, и очень недаром. Этот путь мог пройти и "Аэрофлот", если бы нашлось достаточно денег.
Ну а то, что руководство "Аэрофлота" активно пользуется этими преференциями, абсолютно естественно: работа у них такая.
Но про роль конкуренции я абсолютно согласен: ни одна компания на рынке не станет поддерживать максимальный уровень сервиса и минимальный уровень цен без внешнего давления. Бессребренников-перфекционистов не наберётся достаточно, чтобы занять все значимые должности, не говоря уже о рядовом персонале.
В этих условиях государству надо было бы проводить более тонкую политику, обеспечивая в каких-то сегментах преференции коллегам "Аэрофлота", чтобы поддерживать хоть какую-то конкуренцию.
Кстати, снисходительность к "Трансаэро" может быть одним из примеров такого подхода. Как и закрывание глаз на зажимание "Аэрофлота" в некоторых региональных аэропортах лет десять назад.
А сейчас они уже они зарываются. Камлания про премиальность и при этом рассказы о социальной значимости (которую "Аэрофлот" не выпросил и не заслужил, а получил в нагрузку к мешку золота и алмазов) не могут скрыть стагнации и даже отката уровня сервиса при росте цен.
"Победа" с явного одобрения руководства "Аэрофлота" демонстративно наглеет настолько, что уже государство в лице Минтранса и Арбитражного суда намекает, что бюджетный перевозчик не обязательно должен вести себя по-хамски, и что даже уникальной дочке национального перевозчика всё-таки позволено не всё.
К сожалению, ни одно СМИ не может себе позволить рассказать "Победе", что репутацию надо отстаивать не только платными публикациями СМИ и возмущёнными пресс-релизами, и уж тем более не репрессиями против авторов текстов, которые по необъяснимой причине показались руководству критикой.