Штурвал или сайдстик?

чтобы в кабине 2 пилота и разделенное управление.
Да плевать мне на "раздельное управление"!
Вы прицепились к сайдсткам vs штурвалы.
Управление сайдстиком имеет свои особенности
Какие?
они механически не связаны
И что? На штурвале так не сделать, что ли? Почему не сделали — не связано с наличием/отсутствием/расположением сайдстика/штурвала/центральной РУС.
Что оно дает ? Кроме места перед летчиком?
Кроме вышеупомянутых факторов — не загораживаются приборы. Мало?
Будет предсказуем. Без разницы. (Разумеется, в общей массе, а не у нескольких конкретных человек).
в этом плане к чему изобретать велосипед?
РУС изобретена почти одновременно с моторной авиацией.
 
Да плевать мне на "раздельное управление"!
А мне только это и было интересно . Так как мне представляется , не знаю ошибочно или нет, что если штурвалы или подобные им по размерам центральные РУС для двух пилотов - то они имеют спаренное управление , а вот если сайдстик - то тут могут быть варианты как раздельного так и спаренного управления , как Вы меня поправили. Остальные вопросы уже разобраны . Но ввиду такого тона далее Вас затруднять вопросами охоты нет .
 
мне только это и было интересно .
Так какого же ляда сайдстики многострадальные приплели?
Блин... Открою страшную тайну — каждый из пилотов может независимо от другого включить/выключить/перенастроить почти что угодно: автопилот, связь, навигацию, автомат тяги, двигатели, САРД... Да, блин, почти всё. Ну, передней стойкой, вроде, только КВС управляет и то не уверен, что так на всех типах самолётов. И как то же не путаются. Вернее, не путались, пока не пришёл разоблачитель МАКозаговоров и не сказал, что всё плохо и небезопасно. И нелогично. И не интуитивно понятно.
Да! Обрадую — на вертолётах рычаги не меняют своей позиции: шаг-газ всегда слева, а ручка циклического шага — по центру (не знаю, есть ли на вертолётах сайдстики; вряд ли) — независимо от того левое кресло или правое.
 
Последнее редактирование:
Vik63 не зря привёл пример с автомобилем. Легко и приятно управлять машиной одной рукой, но случись что, вцепишься в баранку обеими лапами. И не потому, что нужна физическая сила - руль ведь с усилителем. Человек - существо двурукое, и организм не может, концентрируя все психические и физические силы в одной руке, вторую держать расслабленной. Штурвал действительно эргономичней, особенно в критических ситуациях. Плюс к этому обратная связь, возможность механического управления при отказе бустеров, ведь не все самолёты A-380, бывают и намного меньшие. А вот на тяжёлых и манёвренных самолётах, таких как современные истребители, штурмовики и т.п. ,сайдстик не имеет альтернативы. Центральная РУС на таких самолётах была вынужденной мерой. Попробуйте управлять вытянутыми руками, когда они становятся в 5-7 раз тяжелее!
 
Vik63 не зря привёл пример с автомобилем.
Если рассуждать об авиации, оперируя автомобильными аналогиями, то лучше и не начинать. Хотя бы потому, что в ЧС, как раз, не будет возможности цепляться за штурвал двумя руками — как минимум, потребуется изменить режим двигателя, ещё что то переключить/настроить (или маску натянуть) и не всё можно поручить коллеге.
Штурвал действительно эргономичней
Только он ближе к сайдстику, чем к центральной РУС, так милой сердцу Вик63-го.
Ему реальный лётчик сказал, что без разницы что — штурвал или сайдстик, вопрос привычки. Он же "включил кнопку PURGE" и начал нести нечто несусветное, что сайдстики не связаны между собой механикой и, следовательно, не эргономичны (при чём тут эргономика пилотского места он и сам, похоже, не знает, просто слово красивое). Как будто, есть существенное преимущество в том, что в случае недопонимания пилоты будут несколько секунд бороться друг с другом через РУС (и не обязательно "победит" тот, кто надо).
не все самолёты A-380, бывают и намного меньшие
Да. Например, 318-й, на котором тоже сайдстик и тоже ЭДСУ с гидроприводами. Да и су-джет.
Не просто пробовали люди, но и управляли: Пе-2, Ту-2, "английский лайтнинг".
Ага. И ракетницы на все самолёты. Ведь, не всегда можно быть уверенным, что не откажут обе радиостанции. И рупор (все ракеты отсыреют). И комплект лыжного шасси (вдруг не успеют почистить аэродром к прилёту). И перочинный ножичек каждому пилотскому креслу (чтобы по-Чкаловски очищать лобовик, если обогрев откажет). И ВКК — вдруг САРД откажет.
 
Последнее редактирование:
и поворотники вместо дворников
у американцев (некоторых) это на одной ручке ну какая разница?
все же штурвал изначально предназначен именно для больших нагрузок. При наличии ЭДСУ - это не нужно. Точность же управления штурвалом, подозреваю, будет ниже - поскольку управлять придется не кистью, а всей рукой. Для тяжелого самолета это не критично, но тогда и нагрузки надо делать больше, и утомляемость возрастет.
обратная связь вполне возможна и на сайдстике, опять же - с меньшими нагрузками, чем на штурвале - поскольку кисть априори точнее, чем вся рука. Вот с механическим управлением хуже - кистью так не поворочаешь поверхности - но для этого резервирование есть.
 
Была презентация Боинга лет цдать тому нахад:"Почему мы остаемся верными штурвалу" Может её уже в сеть кто-нибудь выложил?
 
На Ту-204 из штурвалов сделали подобие двуручной РУС ("Y-образный штурвал") с малой длиной штока и малым ходом.

Данное решение наиболее удачно сочетает в себе недостатки центральной РУС, сайдстика и штурвала видимо, является разумным компромиссом с т.з. любого лётчика — что привыкшего к "рогам", что привыкшему к обоим видам РУС.
Похожее решение на ЕМБ, но там короткий шток только в канале крена.

Видимо, там нагрузки разные.



 
Последнее редактирование:
Реакции: KVG
Экзот, но вот кстати - а почему зеркальная компоновка? Я понимаю РУД на старых типах - посередине. Но ведь даже кнопки на штурвалах правого-левого - зеркальны. И ради чего сайдстик слева у КВС? Его же все равно как ставить...


---------- Добавлено в 17:32 ----------


является разумным компромиссом
но нет удобства сайдстика - управлять держа руку на подлокотнике.
 
нет удобства сайдстика - управлять держа руку на подлокотнике.
Компромисс же.
даже кнопки на штурвалах правого-левого - зеркальны
Пока был вторым пилотом — правой рукой пилотировал и триммировал/нажимал рацию/что то там ещё, а левой — управлял двигателями/триммировал (если триммера стоят на центр.пульте). Пересел налево — РУДы оказались справа. И всё остальное теперь надо делать левой рукой.
ради чего сайдстик слева у КВС? Его же все равно как ставить...
РУДы то так посередине и остались.
 
Конечно, не зря! Огромные перегрузки, необходимость управлять вооружением. Тут кистевое управление однозначно лучше, чем центральная РУС. Думаю и пилоты спортивно-пилотажных самолётов предпочли бы сайдстик, если бы на этих маленьких аппаратах была ЭДСУ.
 
Кто бы хотел в своём автомобиле поменять руль на джойстик? Почему в автомобилях не приживается? Тупо крутим баранку, как 100 лет назад.


---------- Добавлено в 00:42 ----------


В реальном бою неплохо бы сравнить, а не в учебных миссиях. Тогда и выводы делать. Турбины вертолётные для танка тоже по всем параметрам хороши: и мощные, и лёгкие, и всетопливные. А по результатам 1-й чеченской войны от них почему-то категорически отказались.
 
Потому что. При чём тут авиация?
В реальном бою неплохо бы сравнить, а не в учебных миссиях.
Это Ф-16 то не воевал?
При чём тут авиация? Где то кто то от чего то отказался. Какое это отношение имеет к авиации?
 
Потому что. При чём тут авиация?
Самолётом управлять сложнее чем машиной, а рулём и штурвалом точнее можно управлять, чем джойстиком с небольшим диапазоном перемещений.

Это Ф-16 то не воевал?
В воздушных боях не участвовал. А зайти издалека в условиях полного превосходства в воздухе, и пульнуть ракетой - тут и джойстика много, компьютерной мышки хватит.

Отношение такое, что реальные боевые действия - когда и в тебя стреляют - иногда вносят коррективы в самую распрекрасную (на учениях) технику.
Пока аэрбас летит ровно под контролем электроники - ему канешна и джойстика хватит. А случись чего - удобно будет вручную самолёт стабилизировать?
 
Народ, ну какое отношение имеет _стик_ или _штурвал_ к тому, электроника там или нет.

Циррус - сайдстик, чисто механическое управление
B-777 - штурвал, ЭДСУ

Отношение имеет скорее следующее

(1) Остается ли устройство управление в том положении, в котором находятся рули. Классический штурвал - остается.
(2) Двигается ли это устройство одновременно у левого и правого летчика. Вот тут вылезает преимущество штурвала. С другой стороны, на том же Циррусе сайдстик вполне себе двигается вместе слева и справа
(3) По умолчанию, устройство управляет скоростью перемещения рулевой поверхности или её положением. Тут снова штурвал чуть удобнее.

С другой стороны, на военном самолете с ЭДСУ сайдстик удобнее для всяких там _катапультирований_, _доступа к приборам_ и прочему. На гражданском - не заслоняет приборы, можно сделать столик для листов карты и схем (что там весьма актуально, приходится их на штурвал присобачивать а он гад еще и крутится.

Но в целом разница невелика.

А _какой рукой_ - на мелочи все время меняется.

- Цессна, левая на штурвале и кнопке, правая на троттле
- Цитабрия, левая на троттле, правая на штурвале и кнопке
- Циррус, левая на сайдстике, правая на троттле
- Планер, левая на спойлерах, правая на ручке

Как не странно, даже не задумываешься.
 
Последнее редактирование:
Кто Вам это сказал? Плюньте ему в глаза. "Точнее" это когда большие нагрузки и, как следствие, большие ходы органов упр-ния (большое плечо). И предплечье при штурвале имеет примерно те же угловые отклонения, что и кисть при джойстике. Вы много букв напишете подвижным предплечьем при зафиксированной кисти? Пару слов на лист блокнота, может, и уместите. А вот камни обтёсывать — самое то. И наоборот. То же и "стик vs штурвал".
И ещё раз — при чём тут авиация, если Вы талдычите о каких то автомобилях?
Офигеть, а ВБ обязательно маневренный? А те, кто одобрил сайдстик, не участвовали в БВБ? И одобрили, зная, что Ф-16 могут маневрировать с 9-10G. И интересно — что Вы сами бы предпочли при такой перегрузке — чтобы вся рука висела в воздухе, опираясь лишь на плечевой сустав и РУС, или опиралась на что то до самой середины предплечья? И много будет "точности", если рука будет скована мускульным усилием, стараясь удержаться на ручке?
случись чего - удобно будет вручную самолёт стабилизировать?
Вы не в теме. Посмотрите видеоролики с "эрбасами", попавшими в сдвиг ветра или при порывах.

Никакого отношения. Зависит от того какой алгоритм заложен в ЭДСУ.
 

Джойстики пытались ставить в экспериментальные автомобили, но единственный серийный автомобиль с электродистанционным рулевым управлением (Infiniti Q50) имеет традиционное рулевое колесо. Видимо по соображениям безопастности - сохраняется возможность механического управления.
 
Потому что автомобильная баранка - это не авиационный штурвал?

Если в автомобиле орган управления поворотом ПОШ будет при приложении к нему продольного усилия переключать передачи, то, наверно, лучше, если это будет джойстик, а не штурвал.
 
логично...
РУДы то так посередине и остались.
а вот это - не очень разве проблема и их дублировать?
Там индикация реакция на отклонение обратная
кстати - слышал Титаник потонул как раз из-за обратной реакции
тока-тока бустера появились, какой джойстик? Я бы не против, тока стоить будет как самолет И концепты были такие, ЕМНИП.
это совсем неочевидно.
А случись чего - удобно будет вручную самолёт стабилизировать?
по-моему кистью удобнее
именно - четырехкратное резервирование подняло бы цену до небес.