Штурвал или сайдстик?

То при посадках обычных, а если чуть сложнее, чем обычная - почему бы 2-му пилоту не поучаствовать?
 
Реклама
А второй пилот на что, если ситуация сложная? Я так себе и представляю: на посадке боковой ветер с полосы сносит, да ещё переменный, то туда, то сюда уводит, а пилот пижон одной ручкой элегантно так штурвал руляет...
http://www.youtube.com/watch?v=beiaYD6ISik
http://www.youtube.com/watch?v=o1Qh5QRpkaY
 
а пилот пижон одной ручкой элегантно так штурвал руляет
Именно как пижон. Причём, даже на самолёте с тросовой проводкой (небольшом, который мотыляет так, что мама не горюй) это не представляет никаких сложностей. Самолёт - не автомобиль в тесном потоке. Не переносите на него свой водятловский опыт. Особая точность выдерживания крена нужна только при парном пилотаже. Как ни странно, пилотажники сплошь оборудованы ручкой. И это не только из-за перегрузок. Догадайтесь почему. Если Вы вцепитесь в штурвал обеими побелевшими от напряжения руками - как блондинка в руль жыпа - по этим рукам надо бить (что инструктора и делают). Самолёт на посадке управляется сериями энергичных микродвижений. Кстати, на мелком "штурвальном" самолёте при заходе в условиях значительных вертикальных потоков убрать правую руку с РУДа бывает просто страшно
 
А как это реализовать в джойстике? 1мм отклонения джойстика эквивалентен 1 см отклонения штурвала? Вы сможете выловить этот миллиметр?
Ни один пилот не будет вылавливать ммры!!! Пилотирование осуществляется по изменению ВИДИМЫХ ЧАСТЕЙ ВС (КАПОТА) относительно ГОРИЗОНТА и контроля по приборам,при визуальном пилотировании, И по приборам при полете по ППП. За что пилот дергает и какой рукой разницы не имеет! если он прошел как положено подготовку на данном ВС. Не стоит сравнивать пилотирование на симуляторе и на живом ВС. Я уже говорил, что с опытом пилот даже не замечает, что он делает штурвалом (ручкой, джойстиком), его задача направить ВС в нужную точку. Ведь при ходьбе человек не задумывается как ему поставить ноги, что бы повернуть вправо(влево). Да, если пилот долго пролетал на ВС где штурвал, то по началу другой рычаг управления будет не удобен и не привычен. Но, опять же, в процессе переучивания, тренировок летных и на тренажере этот дискомфорт исчезнет. Как только пилот "пятой точкой"начнет чувствовать лайнер, все станет на свои места. Обратите внимание на видео как управляет пилот. Думаете он считает ммры?
 
А как это реализовать в джойстике? 1мм отклонения джойстика эквивалентен 1 см отклонения штурвала? Вы сможете выловить этот миллиметр?
чувствительность джойстика меняется в зависимости от режима полета
 
Экзот,
В своих рассуждениях об эргономике Вы упускаете из виду некоторые существенные факторы, чрезвычайно важные для авиации. Отсюда - неверные выводы.
Для безопасного пилотирования самолета чрезвычайно важное значение имеют состав и характеристики каналов обратной связи, по которым пилот получает информацию о результатах его воздействия на органы управления. Сайдстик в том варианте, который реализован на Эрбасе и Суперджете, напрочь лишает пилота тактильной обратной связи по усилию и существенно ограничивает возможность контролировать/соизмерять свои действия по величине отклонения органа управления. Даже если второй недостаток еще как-то можно компенсировать алгоритмами ЭДСУ, то адекватное воспроизведение усилий на сайдстике оказывается технически неразрешимой задачей. Это можно сделать только на штурвале или РУС. Там есть необходимое пространство и для установки механизмов загрузки и для организации механической связи органов управления левого и правого пилотов. Здесь нужно иметь в виду еще один аспект - лишая пилота возможности "чувствовать" самолет и превращая его в оператора "джойстика", Вы существенно ограничиваете его способность адекватно действовать в сложных ситуациях, когда компьютер поднял "лапки вверх" и оставил экипаж один на один с железякой, подчиняющейся только законам аэродинамики...
 
В своих рассуждениях об эргономике Вы упускаете из виду некоторые существенные факторы, чрезвычайно важные для авиации.
Ну, к конструкторам "эрбаса" у меня, как минимум, не меньше доверия, чем к софорумчанам.
Сайдстик в том варианте, который реализован на Эрбасе и Суперджете, напрочь лишает пилота тактильной обратной связи по усилию и существенно ограничивает возможность контролировать/соизмерять свои действия по величине отклонения органа управления.
Всё это хорошо, и даже, обсуждаемо, но я что то не вижу обратной связи в канале РУДов, в каналах триммеров.
Это можно сделать только на штурвале или РУС. Там есть необходимое пространство и для установки механизмов загрузки и для организации механической связи органов управления левого и правого пилотов.
Абсолютно нет никаких препятствий сделать это на сайдстиках, т.к. не обязательно ставить эти механизмы непосредственно под сайдстиками.
Здесь нужно иметь в виду еще один аспект - лишая пилота возможности "чувствовать" самолет
То же самое говорили Сикорскому, когда он сделал целиком закрытую кабину — без возможности чувствовать поток пилот не способен к пилотированию.
превращая его в оператора "джойстика"
Началось... :facepalm:
 
Автомобили не приплетайте.
Представьте себе, врезаетесь вы в препятствие... Куда пойдут рука со сайдстиком? Правильно, вперёд, со всеми вытекающими. Любая кочка станет проблемой.
 
Последнее редактирование:
Как говаривал один мой знакомый:"Начиная с Ту-154, летчики в полете борются с пружинами, а думают, что управляют самолётом."
 
Реклама
у это скорее всего потому, что Вы не понимаете разницы. и
Я понимаю разницу. Это аналогия.
Одно совершенно очевидно - "инноваторы" Эрбаса пока не одержали окончательной и безоговорочной победы над "консерваторами" Боинга. И что-то мне подсказывает - не одержут...
Ага. И "лучший бустер это тот, что не стоит на самолёте". Прошло 2-3 десятилетия и появился Ту-204.
 
Туполев на свои самолеты за 2-3 десятилетия до взлёта Ту-204 уже бустера серийно ставил...
А говорить да, говорил.:D
 
Вопрос из "что удобней?" плавно превратился, почему-то (и ктоооо это сделал?), в "есть ли в джое (да простят меня боги за такое слово, хотя это самый натуральный джой) обратная связь?" И дальше, вероятно, будет "с или без обратной связи?"
 
Туполев на свои самолеты за 2-3 десятилетия до взлёта Ту-204 уже бустера серийно ставил...
Ту-204 приведён в пример как ЭДСУ-самолёт без обратной связи. Не уверен, что там и загружатели то есть. Центрирующие пружины не в счёт.
 
Для безопасного пилотирования самолета чрезвычайно важное значение имеют состав и характеристики каналов обратной связи, по которым пилот получает информацию о результатах его воздействия на органы управления. Сайдстик в том варианте, который реализован на Эрбасе и Суперджете, напрочь лишает пилота тактильной обратной связи по усилию и существенно ограничивает возможность контролировать/соизмерять свои действия по величине отклонения органа управления.
Кстати да.
Помимо этого, конструкторы сделали все, чтобы пилоты как можно чаще теряли пространственную ориентировку. Пилотировать ВС можно:
по показаниям приборов (основной способ)
по отклонению органов управления самолетом (штурвала)
по усилиям на штурвале
Заменив штурвал на sidestick (джойстик), нас лишили наполовину 2-го параметра и полностью 3-го.
http://www.ato.ru/blogs/aviakompanii/uroki-kazanskoy-tragedii
 
В свете поддержки вопроса "что удобней" у меня вопрос. Джой на самолетах управляет по двум осям или трем? Логичнее и наверное удобней было бы по трем.
 
Реклама
Третья ось, это вращение вокруг вертикальной.

И ваще, не надо гнать на симмеров. Постепенно все передовые достижения игроиндустрии дойдут и до реальных самолётов.
Feedback, например, там даааавно реализован ;)
 
Назад