Вот часто слышу этот тезис. Можно хотя бы немного обосновать ?
Разработка начинается с разработки для себя. Сейчас существуют инжиниринговые фирмы, но в основном автомобили создаются для собственного производства.
То есть повторить путь "Эппла" можно только в такой последовательности, но никак не вдруг создав великолепное КБ, которое станет настолько крутым, что сумеет размещать производтство на Филиппинах и оставить у нас только креатив.
СССР много лет упирался, создавая собственный автопром и авиапром. К семидесятым мы в этом плане вышли на уровень близкий к мировому. Следующим этапом должно было бы стать расширение экспорта и, чуть позже, открытие внутреннего рынка -- то есть включение в конкурентную среду, которая бы стимулировала к улучшению продукции. Но тут к счастью (или "к счастью"?) для СССР случился нефтяной кризис, и у нас оказался шиккарный экспорт без всяких специальных усилий.
В 90-х руководство ВАЗа вело себя именно так, как любой бизнесмен в создавшихся условиях -- оно удовлетворяло потребности покупателя. Надо вам больше машин? Нате, только мы немного упростим конструкцию и ускорим конвейер. Заодно и себестоимость понизится. А цена -- рыночная, больше чем заплатят, не возьмём. Конкуренции иномарок не было практически никакой -- они слишком дорого стоили, да и валюты ни у кого не было, и импорт был непростой задачей.
"Москвич" руководство г-на Астаряна просто разорило. ГАЗ увлёкся (совершенно обоснованно) "Газелями".
В автомобилестроения у нас фактически произошла деиндустриализация. Всеобщее стремление жить красиво прямо сейчас и вера в демократию и права человека привело к развитию импорта. При этом ВАЗ спокойно почивал на лаврах одного из крупнейших автопроизводителей Европы, совершенно не задумываясь о будущем -- типа "на наш век хватит". В общем, дети в кондитерском отделе -- куча конфет и все такие вкусненькие... А дяди и тёти такие добрые, совсем не говорят, что зубки заболят.
Я сам был и остаюсь заинтересован именно в таком развитии событий. Но считаю. что для экономики это стратегически невыгодно.
Профилактика лучше чем лечение, но в автомобилестроении этот этап уже пройден. А российская электроника просто труп. что там у нас ещё осталось? немного лёгкой промышленности?
Обычно экономика развивается от добычи к обработке, и развив собственную промышленность, нудное дымное и неитересное производство начинают выводить куда-нибудь к тем, кто не может иначе. Но для этого надо, чтобы родилась у себя на родине, и чтобы что-то оставалось после вывода. У нас останется только добыча -- но весь экспорт нефти приносит примерно по $2000 в год на человека. На это "мерседесов" не накупишь. Может, всё-таки надо подумать о других отраслях?
Ах да -- сервис! Но чтобы у автосервисов и ресторанов были клиенты, эти клиенты должны где-то зарабатывать деньги. И лучше -- большие.
---------- Добавлено в 00:23 ----------
Банки, торговля, связь. Не вижу в этих сферах каких-либо проблем с качеством или технологиями.
Ну да, они все работают непосредственно с массовым конечным потребителем, и вложения в них довольно быстро отбиваются. так что можно спокойно покупать оборудование и технологии. Что и было сделано.