Побег из "Шереметьево"
Новый терминал, обслуживающий "Аэрофлот" и его партнеров по SkyTeam, заработает до конца 2009 года
"Шереметьево" пора задуматься о том, как восполнить потерю выручки после ухода из аэропорта "Аэрофлота". Авиакомпания вот-вот сдаст в эксплуатацию свой собственный терминал, и переведет туда рейсы из первого и второго терминалов, а также рейсы партнеров по альянсу SkyTeam. В пятницу эти партнеры в сопровождении гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева проинспектировали стройку.
Терминал D
Здание аэрофлотовского терминала в "Шереметьево" уже возведено, в нем почти завершены отделочные работы. В той части помещения, что выделена под вылет внутренних рейсов, установлены оборудование и системы регистрации пассажиров и багажа. Перед стойками - горы чемоданов и люди в люминесцентных жилетах и касках. Это сотрудники аэропорта играют роль пассажиров, тестируя таким образом аэропортовую систему - "чтоб не получилось, как в "Хитроу".
Настоящие пассажиры, по замыслу "Аэрофлота", появятся в терминале D - именно так он будет именоваться - к концу 2009 года. Для этого авиакомпании нужно будет перевести все свои рейсы из нынешних терминалов Шереметьево - первого, второго и С. Там же должны разместиться и "дочки" "Аэрофлота" - "Норд" и "Дон", а также восемь летающих в Москву партнеров по альянсу SkyTeam.
"Пропускная способность 12 млн пассажиров в год, 70% международных рейсов, 270 рейсов в день, 150 стоек регистрации, 24 киоска саморегистрации, 6 VIP-залов, просторные залы ожидания, 140 стоек паспортного контроля, более 100 единиц контроля безопасности, 22 пассажирских телетрапа, 26 поэтажных эскалаторов, 657 пассажирских и грузовых лифтов, 11 подъемных платформ для инвалидов, 33 стоянки для самолетов, более 4000 парковочных мест для автомобилей, а также 60 стоянок для такси, 9 стоянок для автобусов", - отрывисто и без запинок зачитал по бумажке Савельев на пресс-конференции, состоявшейся после осмотра здания. И тут же, не меняя интонации, сообщил, что нынешний директор терминала Кирилл Будаев вчера отправлен в отставку, а его место займет другой человек - Альберт Щербаков из "Атлант-Союза": "Строительство и эксплуатация это разные вещи". Щербаков же - человек в этом деле многоопытный.
Шереметьевский долгострой
Терминал - долгострой "Аэрофлота". Сама идея появилась более 10 лет назад, а с момента церемонии закладки первого камня в фундамент здания прошло более восеми лет. Идея простая и понятная: "Аэрофлоту" было тесно в перегруженных и не очень обустроенных "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2". Кроме того, терминалы удалены друг от друга, что затрудняло стыковки российских и международных рейсов "Аэрофлота", а, значит, стесняло авиакомпанию в дальнейшем развитии. Она уже тогда думала о вступлении в глобальный международный альянс, но с такой организацией бизнеса ее ни один альянс не принял бы. Позже, когда "Аэрофлот" принимали в SkyTeam, наличие собственного терминала стало одним из непременных условий сотрудничества.
Но столь необходимая "Аэрофлоту" стройка не заладилась начиная с закладки первого камня в фундамент. Сначала Химкинская администрация, выделившая 50 га земли рядом с аэропортом Шереметьево сроком на 49 лет, расторгла договор аренды с авиакомпанией. Вместо того, чтобы строить терминал и сдать его в эксплуатацию, как первоначально планировалось - в 2003 году, "Аэрофлот" два года судился с химкинскими чиновниками, впрочем, успешно. Но на этом злоключения не закончились.
Проект нужно было согласовывать с "Шереметьево", но в аэропорте началась кадровая чехарда. Руководители "Шереметьево" постоянно менялись, а потом правительство Михаила Касьянова решило выбрать аэропорту управляющую компанию. Этот конкурс выиграла "Альфа-групп", из-за чего "Аэрофлот" даже подумывал об уходе из "Шереметьево" в другой московский аэропорт. Последующая смена премьер-министра поставила крест на планах "Альфы", но стройка третьего терминала все не начиналась.
Только в 2005 году, буквально накануне вступления в альянс SkyTeam, "Аэрофлот" приступил к реализации многострадального проекта, пригласив в партнеры два госбанка - ВЭБ и ВТБ. Приглашали к участию в специально созданном ОАО "Терминал" и "Шереметьево". Но аэропорт в уставный капитал аэрофлотовской "дочки" так и не вошел. Сначала в "Шереметьево" вообще сомневались в целесообразности строительства третьего терминала - мол, все проблемы "Аэрофлота" можно решить путем реконструкции и расширения существующих терминалов. А потом аэропорт захотел стать контролирующим акционером проекта, а это, в свою очередь, не устроило уже "Аэрофлот".
Последствия для "Домодедово"
С начала стройки в 2006 году "Аэрофлот" и два госбанка вложили в проект около $650 млн, ожидая вернуть их за 13 лет, причем $180 млн на завершение строительства ВЭБ привлек этой весной. Савельев говорит, что капиталовложения окупятся в соответствии с планом, а следовательно, для "отбивки" инвестиций осталось 10 лет.
"Аэрофлоту" придется полностью загрузить свой терминал, что, несомненно, ударит по бизнесу государственного "Шереметьево". Аэропорт сейчас тоже активно строится и расширяется, но только более половины пассажиров ему обеспечивает "Аэрофлот" с "дочками" и партнерами. Когда они уйдут в свой терминал, шереметьевские новостройки опустеют. Став просторным и удобным для пассажиров, "Шереметьево" может попытаться вернуть ушедших в "Домодедово" перевозчиков: министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий совет директоров "Шереметьево", нередко лоббирует интересы родного аэропорта.
http://www.aviaport.ru/digest/2009/06/28/175707.html