И ещё кое-что о посадке А.Яковлева…
Я писал, что «Это было, скорее всего, зимой 82/83, но точно была эта та зима, после которой мы летали и дежурили в Обозерке, а талажский аэродром ремонтировали»...
Был февраль 83-го… Ну февраль так февраль. Хотя с таким же успехом мог бы быть и март. Главное, что та зима, зима 82/83. Почему я эту зиму ещё связал с ремонтом полосы и командировкой (кажется, нам в связи с этим даже что-то платили) в Обозерск?
Да лишь только потому, что Обозерка уж очень сильно мне запомнилась. Особенно последними месяцами, а это было где-то в октябре, скорее всего, в самом его конце. Может, и начало ноября было захвачено. Тогда уже выпадал снег, а утром хорошо подмораживало. Жили в это время мы, прямо надо сказать, в скотских условиях. Конечно, сейчас всё может вспоминаться по-иному, плохое забывается, а помнятся летом ягоды, грибы в окружающем нас лесу. Кстати, тоже тема для воспоминаний. Да, жили мы в лесу, в полуразрушенных двухэтажных казармах какой-то расформированной части. Какой, уже не помню. Окна без стекол, вырванные радиаторы отопления и тп., и т.д. Когда наступили холода (не планировали, что мы так долго задержимся), окна кое-как застеклили. Спали все в одной комнате на двухярусных кроватях, так теплее. Только комполка спал в своём кабинете, где один ковер висел на стене, второй лежал на полу, и с теплом было всё в порядке. Мы же обогревались самодельными «козлами»: накручивали проволоку на кирпичи и - концы в розетку. Проволока часто перегорала, искали тогда другую. Когда поняли, что задерживаемся надолго, кое-кто начал привозить из Талаг свои домашние обогреватели, которые, в общем-то, также обедняли кислородом воздух как и наши «козлы». Некоторые спали в комбезах, наваливали на себя всё, что можно. Если короче, то условия с обустройством были полувоенные.
И вот возвращаемся в родные Талаги, а через некоторое время - московская комиссия пожаловала разбираться по письму в ЦК, т.е. можно сделать вывод, что от посадки Анатолия с поломкой самолета до письма в ЦК прошло довольно много времени. Если считать, что ЦК реагировал быстро, но не могло же пройти год, два. Поэтому я и остановился на зиме 82/83, т.е. на зиме, предшествующей лету, в котором был ремонт талажской полосы.
Что тогда говорил Садовников Г.Н. на СКП, какой там был диалог с А.К.Врублевским, я не знаю, поскольку меня там не было и там не могло тогда быть, хотя догадаться можно. Что по этому поводу в те дни говорили, забылось.
О том, кто за кем садился… Когда я зарулил на стоянку, то мне сказали, что Яковлев сошел с полосы, некоторые туда ринулись. Вот этот момент я хорошо помню. Из чего делаю такие выводы:
1) я не мог садиться за Яковлевым. Если бы я шел за ним, то меня бы точно угнали на запасной. Но меня на запасной не угнали;
2) раз я не садился за Яковлевым, то тогда я садился впереди него. Разумеется, при таких рассуждениях речь о каком-то геройстве не может идти. Да и в чём тут геройство?! Все садились. Все герои!
Теперь появилась информация, что впереди Яковлева садился Брамник. Если он мог вклиниться между моей посадкой и посадкой Яковлева, то я этого не исключаю. Что он говорил в эфир, сейчас вспоминать безнадежное дело. Он мог сказать в эфир и перед моей посадкой, а Врублевский мог не послушаться, он был такой. И мне приходилось наблюдать, как он на СКП советчиков посылал подальше. В ту смену он же видел, что ВСЕ заходят нормально, ВСЕ идут по глиссаде просто прекрасно, ВСЕ садятся нормально, поэтому он также верил, что и Яковлев зайдет и сядет так же, как заходили и садились ВСЕ. И если он взял «матюгальник» у штатного РП, то этим самым он переложил всю ответственность на себя, в том числе и за Яковлева. И честь ему за это.
Повторюсь: я тогда Врублевского зауважал за смелость и веру в своих лётчиков.
О том, что погода при посадке Яковлева стала хуже, то это вряд ли. Скорее всего, она такая же и осталась. При отсутствии ветра и отсутствии какого-то выноса, при таком малом промежутке времени между посадками Яковлева и предшествующего летчика условия заметно не могли измениться. Дело здесь не в ухудшении погоды, а дело в ином. Просто тот день был не день Анатолия Яковлева. Бывает так. Как в народе говорят, и на старуху бывает проруха. Там чуть упустил скорость, там чуть упустил направление, а в итоге такой исход.
P.S. Я недолго смотрел, но если бы даже смотрел и долго, то меня все равно бы ничто не достало, поскольку идет нормальный обмен воспоминаниями. Кто-то что забыл, кто-то что-то вспомнил с сомнением, кто-то что-то вспомнил твёрдо – вот и проявляется более правдивая картина. Главное, уважаемые коллеги, вспоминать без зла, и тогда будет всё хо-ро-шо! Иначе, как однажды кто-то здесь хорошо пошутил, можно повторить шутку: «Злые вы, уйду от вас в женский монастырь…». Не дословно, по памяти, но смысл тот!
Оба участника того действа, и руководивший посадкой А. Врублевский, и сам летчик А.Яковлев, к сожалению, покинули наш мир. Пусть в другом мире будет им покойно…