ТУ-128

Владимир Николаевич, сильно написано! Спасибо!
Всех с праздником, значение которого огромно! С Днём Победы!
С глубоким уважением к тем, кто её добивался и добился, а также охранял покой нашей Страны в послевоенное время, Сергей Семенов.
 
Реклама
Поздравляю всех с Праздником Победы. Мой отец воевал с первого дня до последнего. Рассказы его о том времени были довольно скупыми, хотя нужно было быть более надоедливым, больше бы мог рассказать о нем внукам и правнукам.
Светлая память тем кто погиб на поле брани и кто не дожил до этих дней уже в мирное время.
 
День Победы!

Друзия,однополчане,Тушкари,гости ветки!Примите и,в первую очередь старшее поколение в ваших семьях,поздравление с этим Великим праздником!Здоровья и благополучия в ваши семьи!
В связи с этой ДАТОЙ мой ПОСТ будет несколько приземлённей чем у Сынка(мы по ТЛФ уже почеломкались и я выразил ему своё впечатление!),но тем не менее::
В 356 иап "стариками" с начала 60-тых годов установлена изуметельная традиция празднование этого прахдника:после построения и приказа-весь полк,с семьями,обеими столовыми грузится на а/транспорт и движется на кладбище-на возложение венков старших погибших боевых товарищей.В то время был строгий приказ-хоронить военнослужащих только по месту их гибели.На старых кладбищах был участок под общей оградой и там 10 могил погибших летчиков(Як-25,МиГ-19,Як-28),уход за участком закреплён за 3иаэ).После возложения и поминания спускались на нашу поляну на берег затоки Иртыша и уже приступали непосредственно к празнованию(тосты,тосты,футбол,тосты,открытие купального сезона,тосты,и т.д.)Самое удивительное,что с нами всегда были дети и в их памяти более отпечаталось возложение венков,слёзы матерей,но не то что было потом!Эта традиция сохранялась до 90-тых .Эта тадиция даже была жива после скончания полка.Те кто там остался жить всё-таки собираются и канву соблюдают(последняя инфа за 2004г.)
Попробую присосдинить фото,вернее фрагменты ,если бы тогда знать,что появится ИНЕТ!
 
С Днём Победы!

Почти все лица знакомые!
Вячеслав, какой это год? Если знаешь, кто из тех, кого я знаю, остался жить в Семске, напиши.

Пролетели года, отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои,
Но, далёкому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер - на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат: он солдат,
И что старые раны к ненастью болят.
Но вчера было солнце! И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер - на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?

Посмотри же, солдат, - это юность твоя:
У солдатской могилы стоят сыновья!
Так о чём же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце горит? Или раны болят?

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер - на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?


Всех от души поздравляю с Днем Победы! Здоровья, Добра, Счастья!
 
ВСЁ ВЕРНО, СТОЯ, МОЛЧА И ДО ДНА...
С ПРАЗДНИКОМ!!!
МЫ ИХ СДЕЛАЛИ!!!


Фото : Сегодня 9 мая, Мамаев Курган.
 
Друзья и сослуживцы! С Праздником Вас Великим! Всего Вам хорошего. А.Жабкин
 
Последнее редактирование:
Передал сегодня от сибиряков Григорию Шульге пожелания вечного покоя, сказал, что сибиряки его помнят…
Григорий в хорошем окружении: слева генерал-майор, справа генерал-лейтенант, первый ряд, впереди уже никого нет, 15 шагов от центрального входа.
Ирина Петровна, вдова Григория, передает всем, кто знал Григория Ивановича, самые добрые пожелания!
 
Памятник Григорию Шульге на фоне главной телевышки Украины, как бы символизируя этим единение летчика с космосом!
 
Последнее редактирование:
Посадка на аэродроме Оленья

Что-то перерыв праздничный на сайте наметился? Помещаю для сайта Ту-128 свой сегодняшний рассказ, потом повторю его на своей ветке…

* * * Воспоминания о посадке на аэродроме Оленья
И все-таки мне помнится, что я о своей посадке на аэродроме Кольского полуострова Оленья на своей ветке рассказывал. Но не беда, если расскажу еще раз. Может, что-то вспомню новое…

Лето 1980 года. Учения «Атлантика-80». Проводит Министр обороны Союза ССР. По плану авиация ПВО во взаимодействии с кораблями КПУНИА (корабельные пункты управления и наведения истребительной авиации) отрабатывает перехват стратегических бомбардировщиков вероятного противника на дальних подступах к материку.
Третья эскадрилья, самая боеготовая эскадрилья талажского полка, в составе 8 экипажей 27 июня совершает маневр на аэродром стратегической авиации ВМФ Оленья. Семь экипажей – летный состав эскадрильи, восьмой – начальник ВОТП полка майор Валентин Михайлович Фролов (опытный летчик, я знал его еще по Амдерме, старше нас - выпуска 71 - лет на 7-10).
Группа приема и выпуска технического состава 3 аэ перебазирована на полковом Ту-124. Командир экипажа Еремеев, командир 2 аэ (старше нас, 71-го, выпуском года на три-четыре), правый летчик - наш Таньков (он служил в другой аэ). Самолеты принимал Виктор Сергеевич Фищенко, заместитель командира полка по летной и хороший мужик. Естественно, он был старшим в Оленье. Пришел в Талаги из новосибирской ОА ПВО, потом туда опять вернулся. Погиб, - авиакатастрофа.

Как-то так складывается, что с хорошими людьми у меня хорошие отношения. А с плохими терплю, но рано или поздно прорывает. С Виктором Сергеевичем у меня были очень хорошие отношения. Может еще оттого, что мы оба сибиряки. Конечно, это могло сыграть какую-то роль, но только на первом этапе. Главное – это то, что Виктор Сергеевич был порядочным человеком, уважительно относился к подчиненным. Был настоящим летчиком. И я очень сожалел, что он перевелся опять в Сибирь. Когда решался кадровый вопрос, кого назначить командиром полка вместо Сапожникова П.П., то Виктор Сергеевич был кандидатом, но назначили почему-то Врублевского. Правда, у него (у В.С.) на то время не сложились отношения с начПО полка, как-то он воспринимал начПО «в штыки» (вроде того, что не лезь в чужие – летные – дела). Не исключено, эти отношения повлияли на его неназначение. Тогда Виктор Сергеевич заявил, что с Врублевским он не сможет работать (не помню уже, где они раньше «столкнулись»), и он вскоре получил назначение в свою «родную» армию (на его место после окончания академии пришел Николай Гудочков, выпуск 69). В тот год начальником авиации 14 ОА ПВО был ещё Кузьмин П.И., с которым Виктор Сергеевич, помнится, был в дружеских отношениях.
Это было небольшое отступление, поэтому возвращаюсь к теме своего рассказа…

Еще в Талагах Виктор Сергеевич сказал нам, чтобы не делать лишнюю работу парашютной группе, посадку выполнять, не выпуская парашютов. Так мы и сделали. Полоса в Оленье 3 км, возможно больше, позволяла это делать без риска. В Талагах ВПП была 2500 м.
Почему мне запомнилась дата вылета из Талаг? Да в этот день уже в Оленью позвонил Пал Палыч Сапожников, командир полка, и поздравил меня с рождением второго сына (жена была в Кропоткине Краснодарского края). У нас было еще время до «боевых действий», поэтому в местном ГДО я организовал в кругу своих однокурсников и плюс еще с двумя-тремя штурманами небольшое отмечание, благо там был буфет, где продавалось шампанское, вина. В отношении чего-либо покрепче, не помню. Наверное, даже не продавалось…
В ГДО познакомились со скучающими местными красавицами (в прямом смысле красавицы!). Они взяли на себя роль экскурсоводов и провели нас по недалеко расположенной удивительной красоты ложбине, по которой струился светлый ручеёк или мелкая речушка. Множество каменных валунов разных размеров и разных оттенков. Вышли к удлиненному озеру, берега которого тоже необычно красивы, на противоположном берегу был виден Оленегорск. Я впервые видел природу Кольского и был удивлен её необычной красотой. Местные красавицы, как выяснилось, молоденькие жены летно-подъемного состава местного полка, который на период учений перебазировался на юг Украины.

… При посадке (из Талаг) метеоусловия были непростые. Моросил мелкий дождь, который, кстати, сопровождал нас и во время прогулки к озеру. А на следующий день погода испортилась окончательно, и мы дня два томились от безделья. Цели все не шли. То ли от погоды, то ли так было задумано. Все-таки в учениях был задействован и военно-морской флот. Но мы были в постоянном ожидании команды «На взлет». Спали на аэродроме в какой-то пустой казарме. Выезжали с аэродрома только в столовую.
И вот наконец-то ожидаемое наступило! Погода была очень сложная: дождь, низкая (метров 50) сплошная облачность без всякого просвета. Видимость ухудшена только за счет дождя и за появления водной пленки на лобовом остеклении фонаря. Для взлета было нормально.
Я взлетал первым. Взлет в сторону Баренцева моря. За время полета солнца так и не увидел. Цели шли в облачности, сейчас точно не помню на какой высоте, но мне достались на высоте менее 8000 м, причем шли со снижением. Вторую цель я перехватывал уже где-то как бы не на высоте 5000-6000 м, или даже менее. Одним словом, перехваты для Ту-128м были очень даже не простые. К сожалению, забыл, кто был у меня штурманом, но не исключено, что или Толик Лещанов, замполит, или мой тезка Петя Матвеев, который потом стал штурманом эскадрильи. Я летал со всеми штурманами, никогда не обращал внимания, кого в мой экипаж определит штурман эскадрильи, поэтому часто приходилось летать с молодыми штурманами, но тут, я думаю, кто-то был из опытных.

Возвращались с победой…
Заходили на посадку со стороны моря. Первым заходил Фролов, нач.ВОТП. Не зашел, ушел на второй круг. Вторым заходил я. По глиссаде шли нормально. На полосу вышли тоже нормально. Только скорость была километров на 10-20 выше, но это нормально для такой погоды и для возможного ухода на второй круг. Сели не в начале полосы, но в конце той зоны, которая считается нормальной для приземления. Это, по-моему, метров 250 от начала полосы.
Парашют, памятуя о нашем уговоре, выпускать не стал. Торможу, эффекта ощутимого не чувствую.
- Ну, - думаю, – это из-за повышенной посадочной скорости.
Продолжаю тормозить, но более эффективно нажимая на тормоза. Смотрю – уже проскакиваю седловину и пошел на выход из неё. Полоса на Оленье, надо сказать, имеет по своей длине в середине заметное понижение.
Вроде и скорость уже погасла, но еще не достаточно, чтобы расслабиться и вздохнуть облегченно. Вышел из седловины и вижу, что могу в полосу не вложиться. Парашют выпускать уже поздно, хотя, сейчас считаю, надо было попробовать, но тогда надежда еще была, что заторможу. Ведь прежде на таком расстоянии затормозил бы без особых проблем. Но через несколько секунд вижу, что самолет упорно не слушается тормозов, и применяю аварийные тормоза. Самолет сначала не послушался, а потом начал вроде притормаживаться. Не успел я обрадоваться, как он развернулся влево, сохраняя по инерции движение по центру полосы, и начал катиться боком, как-то напряженно подрагивая…
- Ну, - думаю, - сейчас подломится правая стойка, - и хана!
Выключаю двигатели. А тут самолет поворачивается еще влево и несколько метров катится хвостом вперед.
Остановился метров за пятьдесят до конца ВПП… Это, наверное, единственный случай в современной авиации, когда реактивный самолет самостоятельно катился хвостом вперед.
Выхожу в эфир и даю команду: «Всем выпускать тормозной!». Запускаю один двигатель, запускаю второй, пытаюсь освободить полосу, но полоса намертво прихватила самолет, не отпускает…
За мной шел наш Евгений Глущенко. Зашел нормально. Выпускает парашют. Потом рассказывал: «Пробег закончился, а в конце полосы мне навстречу готов к взлету самолет. Ничего не пойму…».
Докладываю РП, что освободить полосу не могу. Тогда РП отправляет все оставшиеся экипажи на запасной.

Когда вылезли из кабины и спустились на землю, то увидели, что все колеса на основных стойках порваны. Это от движения боком. Если бы не было этого движения, то, конечно, я бы выкатился. Тогда это было бы единственное выкатывание в моей летной практике. Но все-таки это был бы лучший итог полета, нежели тот, в котором я оказался. Правда, с тем курсом, с которым мы садились, метров через 500 от конца полосы был какое-то углубление, овраг, но до оврага я бы остановился.
Тягач, пришедший на подмогу, не мог сдвинуть самолет с места. Тогда пришел мощный тягач, как сказали, танковый, и еле-еле сдвинул самолет с места. Но потом самолет покатился уже нормально. Надо было оттащить его почти в противоположный конец полосы, где была наша стоянка и где мы жили.
Мы летали в костюме ВМСК (военно-морской спасательный костюм, - вроде так). Когда я пришел в казарму, то внутри костюма вся нижняя одежда от дождя была мокрая. Вроде ткань не должна была пропускать воду, но тот факт мне запомнился.
Не могу вспомнить все экипажи, но помнится, что был еще наш Олег Турьев, Александр Звонков (немного моложе нас), он шел за Глущенко и был отправлен на запасной в Мончегорск… Может кто-то вспомнит те учения, что-то добавит. Было бы хорошо коллективно восстановить все события тех дней.
На следующий день или через день Ту-124 смотался в Талаги, привез новый колеса, и я благополучно вернулся в Талаги.

Фищенко В.С. сказал, чтобы мы никому не говорили в Талагах об этом случае и о том, что мы садились без парашютов. Нигде это не было озвучено, но там где тайну знают более двух человек, тайна перестает быть тайной. Конечно же, все обстоятельства в полку стали известны. В полку та ладно (командиру надо было в любом случае доложить!), но дошло и до армии. Доложил, как говорили мне, начальник полковой группы объективного контроля, который был в Оленье. Правда, меня никто и нигде не ругал, но года через два вспомнили. На полковой парткомиссии…

И как заключение… Потом я выяснил, почему самолет не хотел тормозиться: самолет попал в глиссирование. Шел приличный дождь, причем не один день, - на полосе была пленка воды, которая не успевала выдавиться колесами самолета и послужила естественной смазкой, затрудняющей сцепление колес с бетонкой.
Оказывается, есть и теория глиссирования. А я о ней раньше и не слышал. Поднял свои училищные конспекты по аэродинамике. Нигде не было! А вот если бы было, то возможно я в процессе торможения сразу сообразил бы, что надо быстрее выпускать тормозной парашют, пока есть скорость, пока он еще эффективен!

Постскриптум: Глиссирование меня подвело, но, возможно, и спасло?! Доводись, совершить самолету то боковое движение по сухой полосе, неизвестно еще, выдержала бы правая стойка шасси инерцию такой массы или не выдержала. А если бы не выдержала, что тогда могло произойти…
 
Последнее редактирование:
Реклама
боком по полосе - не видел никогда, а заход ГВФ в Амдерме на Ан24/26,когда они в створе градусов под 20 шли из-за ветра видел многократно. Нас на УМЛ (кто запямятовал - универ Марксизма-Ленинизма) в такую погоду загоняли, а эти...
 
Богунков,
Петр Васильевич, посадка с разворотом на пробеге на 180 - и без поломок, и без схода с полосы - просто невероятное везение!
А теорию аквапланирования (так у нас называлась) нам, электрикам, давали факультативно, даже лабораторная установка была:D :pivo:
 
Повезло, более слов нет! Наверное, надо сказать спасибо Тушочке! За её надежное шасси, за её крепкие основные стойки!

Теория аквапланирования – это, по-моему, отличное от теории глиссирования. Мы теорию аквапланирования не изучали, но мне что-то подсказывает, что это полет над водной поверхностью (и не только) за счет создания воздушной прослойки, создаваемой летательным аппаратом. Сама вторая часть этого слова – «планирование» - настораживает и смущает. При торможении на полосе, залитой водой, какое может планирование?
Как потом я выяснил, что на авиационных колесах по их внешней поверхности специально сделаны проточки, в которые выдавливается вода, что попадает под колеса. Но если воды много, то она не может выдавиться в эти круговые проточки (сжаться тоже не может, поскольку не сжимаема), - и тогда самолет начинает скользить по водной пленке. То есть глиссирование – это непосредственно движение, скольжение по самой воде, оно не может быть связано с планированием. Когда временами колеса не всегда соприкасаются своей внешней поверхностью с поверхностью полосы, то происходит скольжение самолета. И хотя в эти моменты колеса заторможены, не вращаются, торможения нет, есть только трение скольжения. За счет последнего и происходит уменьшение скорости. Так мне кажется…
 
Последнее редактирование:
Глиссирование - это движение по воде, при котором ПЛОСКИЙ предмет удерживается на воде только за счет скоростного напора воды, он скользит по поверхности.
Камешек запущенный по воде и прыгающий по поверхности - глиссирует. При
выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению,
например, доска винд-серфинга полностью выходит из воды, перестает
раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь. Усилие,
необходимое для выхода на глиссирование намного превышает усилие,
необходимое для поддержания этого режима.
Это один из примеров движения в точке сверхнеустойчивого равновесия...
В Вашем же случае, Петр Васильевич, имело место именно аквапланирование.
Сам по-молодости сдуру влетел на жигулях в широкую лужу на 110 км/час под Солнечногорском - чудом остался цел, никого не задел, машину не повредил.
Ощущение полной беспомощности, как в гололед, хорошо хоть не газовал и не тормозил, где-то на 80 км/час шины зацепились за асфальт.
Покрышки пневматиков шасси имеют продольные дорожки, но когда летишь на скорости около ста, да по луже, то вода просто не успевает вытесниться из-под пятна контакта, с какой бы силой ни дави на неё сверху.
Да, это быль КОРАБЛЬ! На жутко мокрой полосе, в сугробах тундры - стойки выдерживали!
 
Последнее редактирование:
Петр Васильевич! Мы здесь, на форуме, как то всё больше про авиацию, знаете ли...
Ваш рассказ про посадку сам по себе хорош, та часть, что про посадку.
Всё остальное - вода, к тематике форума не имеющая отношения.
Не надо тут стариковских ворчаний и склок.
Если еще освоите и мудрость, что краткость - сестра таланта, то с удовольствием буду и дальше читать Ваши истории.
А пока - читаю их по диагонали, извините.
Если Вы сейчас воздержитесь от пространной отповеди Кулибину, то поступите по-мужски, и заслужите долю уважения от посетителей.
 
Последнее редактирование:
xoid,Ваше замечание как Админстратора ,наверное,уместно,но Вы не допускаете-чисто по человечески-тепение от славоблудия и лицемерие новоявленных форумчан заканчивается и народ,более в теме прошлого,корёжит от этих "опусов" ?!С уважением.
 
мао сказал(а):
Вы не допускаете-чисто по человечески-тепение от славоблудия и лицемерие новоявленных форумчан заканчивается и народ,более в теме прошлого,корёжит от этих "опусов" ?!
согласен.
Оффтопик, особенно с упоминанием имен-фамилий на ветке будет безжалостно убиваться.
 
Последнее редактирование:
Давно на ветке в эфир не выходил(есть причина, уважительная) однако просматриваю.
Вот стоит отлучиться на сутки, а тут ....... кто то зачем то сильно почистил все.
Что случилось? Может и я могу чем то помочь?

xoid сказал(а):
Оффтопик, особенно с упоминанием имен-фамилий на ветке будет безжалостно убиваться

Не стоит, сами разберемся, данная ветка все таки стоит в стороне от общего форума, Тем более что такой инете больше нет. А кто хотел спросить по данному кораблю(Ту-128) , думаю получит наиболее полный ответ, конечно со ссылкой на время и память.

С ув.
Сергей.
 
Для того, чтобы отвлечься от грустных мыслей, расскажу маленькую байку.
Как-то, встречали мы комэску из очередного вылета. У МАО был любимым №19, а у Сафронова - №45, старший техник Алик Гитерман. Рулит командир на стоянку, и мы видим, что у него крышка фонаря приоткрыта залихватски, как в американском фильме. Алик сразу обеспокоено у всех нас спрашивает: «Мужики, никто ничего в кабине при подготовке к вылету не забывал? Смотрите б?:%;и…». Комэска вылезает из кабины, Алик осторожно, даже заискивающе, спрашивает, мол, все нормально, командир? «Нормально, нормально, что это ты на меня так смотришь?» «Да нет, ничего…». Ну дальше как обычно, расписываемся все в журнале, экипаж уходит, а я спрашиваю Алика, а в чем, собственно, дело?
И Алик рассказал, что однажды один ст.техник забыл в кресле 1-й кабины гаечный ключ. Комэска, заняв место перед вылетом, сгоряча его не заметил и только в воздухе понял, что так ему мешает. Вытащив ключ из под себя, он не смог его никуда (бардачка ведь нет) положить, кроме как засунуть его снова под себя до конца полета. И вот, зарулив на стоянку также с открытым фонарем, не дожидаясь стремянки, он встал в кабине, потрясая ключом, как орудием возмездия, и, не сдержав эмоций, швырнул его в сторону обидчика. Но, к счастью, не попал.
Поэтому, говорит Алик, я как увидел открытый фонарь, сразу испугался, может кто-то из вас (у меня то с инструментом полный порядок – только маркированный) оставил в кабине отвертку, а у меня голова не казенная! :D
 
Реклама
Aoshnik,История об ОТВЁРТКЕ затронуло былое и хочу в этом ключе поведать одну историю...Рано утром звучит тревога(КШУ),полк приводится в готовность,погода не ахти(но контрольные цели ожидались реально),принамается решение срочно поднять разведчика погоды и ставят одному летчику эту задачу.Лётчик прибегает на с-т,но получает доклад от ст.техника,что у АОшников постоянно горит один предохранитель за одним.За кабиной штурмана,сверху,на фезюляже был этот злосчастный люк с блоком предохранителей.Лётчик запрыгивает на верх и нач.группы-"показывай-где,что"За нач.группы оставался двугодичник(МАИ,череп-в хорошем смысле)чуть не плача отвёрткой,как указкой,тычет в разьёмы и пытается обьяснить.Далее даалог:
Лётчик:Вставляй отвёртку!
Нач.гр.:...Не могу я этого делать...
Л:Ты слышал тревогу?Это же-военное положение,а при военном положении я могу расстрелять за не выполнение приказа!
Снизу,как ремарка,"точно пристрелит...."
АОшник пытается засуноть отвертку в клемы,но по габаритам она не влазит(она только для открытия замков лючка),тут же находится обломк болта,засовывается,все в ожидании,дыма нет!Лётчик и кабину,"от двигателя" и далее по тексту...Полёт выполнен вполне успешно,правда в техотсеке ниши передней стойки выгорело половина блоков(как оказалось-было КЗ в "шина-радио,шина обогрев",в которой помощнее,но я не спец,Вадим поправит или пояснит!)...........................................
Глядя на это с высоты прошедших лет на ум приходит только одна мысль: ну и ДОЛБОЁБ же был этот лётчик!:D
 
Последнее редактирование:
Назад