Пассажиры железных дорог ушли в небо
За два месяца работы на линии Москва—Петербург новый высокоскоростной поезд "Сапсан" перевез более 165 тыс. человек, в январе его доля на маршруте составила 23%. Но в целом железные дороги в январе потеряли на этой линии почти 30% пассажиропотока. Эксперты убеждены, что пассажиры сделали выбор в пользу авиакомпаний, которые установили тарифы ниже железнодорожных.
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) вчера сообщило, что за два полных месяца с момента выхода на линию Москва—Петербург немецкий высокоскоростной поезд "Сапсан" перевез 165,9 тыс. пассажиров, коммерческая загрузка поезда составила 83,2%. В компании "Ъ" уточнили, что в январе "Сапсан" перевез 78,9 тыс. человек. По данным Октябрьской железной дороги, общий пассажиропоток в дальнем сообщении на линии Москва—Петербург составил в январе 340 тыс. человек, то есть на "Сапсан" пришлось 23,2%. Однако в целом пассажиропоток на маршруте снизился на 29,6% по сравнению с январем 2008 года. Это гораздо хуже, чем в целом по России: в январе спад дальних пассажирских перевозок составил всего 3,3%.
Опрошенные "Ъ" эксперты полагают, что у железной дороги отобрали пассажиров авиакомпании, тарифы которых опустились ниже железнодорожных. Для определения сравнительной стоимости билетов "Ъ" выбрал поездку из Москвы в Петербург в пятницу вечером 26 февраля и обратно в воскресенье вечером 28 февраля. Билет на "Сапсан" обойдется пассажиру в 6592,2 руб. (на дневной рейс — 4330,8 руб.). Аналогичная поездка в вечернее время в купе обычного скорого поезда ОАО РЖД стоит около 5,5 тыс. руб., частного поезда "Мегаполис" — 4 тыс. руб. За авиабилет экономического класса на указанные даты по минимальному тарифу "Аэрофлота" вместе с обязательными сборами пассажир заплатит 3426 руб., "Сибири" — 4653 руб., SkyExpress — 4100 руб., ГТК "Россия" — 4050 руб., "ЮТэйр" — 4000 руб. Самое дорогое предложение оказалось у "Трансаэро" — 6263 руб., но в авиакомпании вчера пояснили "Ъ", что, если пассажир выберет другие даты, поездка обойдется в 4828 руб.
Общеотраслевой статистики пассажиропотока авиакомпаний в январе еще нет, но, например, объем перевезенных пассажиров SkyExpress между Москвой и Петербургом вырос на 43%. "При этом количество рейсов у нас увеличилось незначительно — на восемь,— уточнили в компании.— Это свидетельствует об увеличении загрузки наших самолетов за счет притока пассажиров".
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что ОАО РЖД "не составит труда вернуть себе клиента, стоит только снизить цены". "В отличие от авиакомпаний, которые увлеклись снижением цен ради удержания своей доли рынка на внутренних маршрутах, железнодорожная монополия заботится о финансовой устойчивости",— отмечает эксперт, добавляя, что железная дорога "добирает" доходы с авиации за счет высокой стоимости проезда на аэроэкспрессе из Москвы в аэропорты.
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов добавляет, что с вводом высокоскоростного поезда "Сапсан" предложение дешевых билетов на направлении между двумя столицами сократилось, в результате чего часть пассажиров отказалась от поездок. "Перед Новым годом никому не дали премий, поэтому многие в эти праздники просто никуда не поехали",— полагает эксперт. Господин Пантелеев считает, что в итоге между авиацией и железной дорогой на линии Москва—Петербург произойдет перераспределение пассажиропотока. Причем "дешевых" пассажиров перетянет авиация, а за премиальных, которые ценят комфорт, может конкурировать ОАО РЖД, предлагая высокоскоростное и высокочастотное сообщение.
Алексей Екимовски
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1324839
Собственно вот оно все и влияние или в РЖД решили что "доить" публику можно без последствий