Товарищи, позвольте добавить свои 5 копеек, по теме, к которой мы с коллегами имеем некоторое отношение)
Общая информация. Скоростной электропоезд "Сапсан" будет связывать две столицы за 3 часа 45 минут - это безостановочный рейс, и больше 4 часов - на рейс с остановками. Ну рейс с остановками оставим немного в стороне - он с авиацией находится несколько в разных плоскостях, а вот рейсы 3.45 нам интересуют больше всего.
Всего пока в графиках заложены три нитки Сапсанов: утро, день, вечер. Реально, учитывая, что вместимость поездов составляет около 600 человек - уже можно задаться вопросом, сделает ли он погоду на направлении.
Ведь главное, в подобных поездках - это именно мобильность. В данном случае она заключается в возможности купить билет на поезд (или самолёт) за минимальное количество времени до отправления. При этом, само время отправления определяет именно пассажир, а не транспорт. В этом плане, авиация предоставляет горяздо более гибкое расписание, поскольку в пиковое время полёты между столицами происходят каждые 10 минут фактически, а Сапсаны будут ходить три раза в день.
Далее. Цены на Сапсана пока не извествы. Сегодня на данном направлении курсирует лишь один скоростной поезд - "Невский Экспресс", билеты на который стоит не менее 4 тысяч, при этом раскупаются за неделю вперёд. На самолёт же билет можно в большинстве случаев купить даже в день вылета.
Но вернёмся к ценам. Все мы знаем, что уже сейчас есть масса методов улететь в Питер дешевле 2000 р. Это и С7 с её тарифом 1540 и Уральские авиалинии с тарифом 1550. Можно найти и предложения от Аэрофлота и России в пределах 1600-1800 р. "Скай" и Авианову (которая рано или поздно появяться на данном направлениив всё равно) - вынесем за скобки. Чтобы там лететь значитльно дешевле вышеперечисленных необходимо знать особенности бронирования билетов на уровне выше среднего. Но, даже при таких обстоятельствах, можно сделать вывод, что авиация по ценам выигрывает. Прибавьте к этому, что сервис на борту авиакомпаний - это вполне определённый уровень, а вот уровень РЖД - непостоянен и вообще разнится от проводника, состава, погоды и дня недели. Да и кормить (особенно за 2200р.) на борту Сапсана буду вряд ли.
О времени хода. Безусловно 3.45 - это время, приблизительно равное по затратам полёта на самолёте. У меня, правда, пока рекорд 3.30, не сомневаюсь, что можно и быстрее, но это уже в пределах некой погрешности.
Правда, не стоит забывать, что ряд АК уже вводит спецпрограммы для рейсов в Питер. Аэрофлот-Шаттл, Первая линия - это уже действующие программы с сокращённым временем от окончания регистрации до вылета и выделенными стойками регистрации на рейсы в Питер. Думаю, что стоит ожидать подобное и от других участников рынка.
А вот, где точно РЖД пока не конкурент авиации - так это в программах лояльности для частолетающих пассажиров. А это всегда дополнительный стимул выбрать авиацию и любимую АК. Набрать дополнительные баллы - или наоборот оплатить ими полёт.
Да и не стоит забывать, что пассажир РЖД и пассажир регулярного авиарейса в жанном конкретном случае - это непересекающиеся категории пассажиров. Ну никуда не денутся грязные вокзалы и бомжи на них ночующие.
Плюс, обратите внимание, чтог с пуском Сапсанов отменяется целый ряд пассажирских дневных поездов. В том числе и весьма бюджетных. Часть (малая) пассажиров, конечно, уйдут на Сапсаны, но многие, именно из-за фактора цены, предпочтут авиацию.
Ну и в завершении, немного переспектив. Максимальное количество ниток поездов, о котром пока (чисто гипотетически) идёт речь - 8 пар в сутки. Помимо СПб Сапсаны будут ходить в Нижний Новгород, но с меньшей скоростью. И время хода составит 4 часа. Будет также сквозной поезд НН - Москва - Питер. Не исключена возможность пуска Сапсанов по маршруту Москва - СПб (Ладожский) - Хельсинки, хотя для линии Питер - Хельсинки планируется задействовать другой подвижной состав - поезда серии Pendolino, которые уже закуплены совместной российско-финской компанией.
Ну и откровенная бредятина, пуск Сапсанов по маршруту Москва - Сочи. Но в свете нашего государства исключать ничего нельзя.