Jupiter сказал(а):
1. с помощью чего работал руководитель полетов - в то время уже было радиолокационное оборудование?
Оно появилось в конце 30ых г.г. Управлению воздушным движением помочь, конечно, не могло — оно лишь приблизительно определяло наличие в воздухе некик объектов и их азимут/дальность. Говорят, так прощёлкали локаторщики Перл-Харбора — загодя увидев джапповские самолёты, решили, что это свои, возвращавшиеся с манёвров.
2. как работала дальняя авиация мне вообще непонятно в этом плане ...
Автономно.
3. как осуществлялось взаимодействие между бортами в бою без радиосвязи?
Визуальной сигнализацией: принцип "делай как я!"; эволюции самолётов ведушего, жесты, семафоры, раздельное включение\выключение навигационных и строевых огней.
4. как избегали неумышленных столкновений ?
Теорией вероятности. Мало было самолётов. Небо было бескрайним. В тесных зонах приаэродромного маневрирования — вводился единый круг аэродромных полётов и самолёт должен был сначала войти в него и лишь с него войти в глиссаду.
Это упорядочивало.
А на земле сидел РП с биноклем, ракетницей и командой сигнальщиков. Могли выложить тот или иной знак из полотнищ, махнуть флажком, пустить ракету.
5. как можно было увидеть/опознать борт противника ночью - были же требования по светомаскировке какие-то?
А то.
Звукоулавливатели (этакие огромные небесные "стетоскопы"), прожекторные поля, включавшиеся по данным звукоулавливателей, потом и РЛС-техника подоспела — как раз к Битве за Британию.