Я тут ситуацию с Ксенией Собчак экстраполировал на другие виды транспорта. Допустим, поезд. По техническим причинам отправление задержали. Двери закрыты. Поезд у платформы. Смогу я выйти? Что-то сомневаюсь. Правда, я могу изобразить приступ хронической болезни
но я это и в самолёте могу
на мой взгляд самое действенное, кстати
Во всяком случае двери "Сапсана" мне вряд ли откроют после закрытия до отправления. Однако их вряд ли закроют до того, как поезд фактически отправится (именно поэтому в поезд можно попасть опоздавшим, если поезд отправиться не успел по тем или иным причинам). В самолёте, помимо закрытых дверей, начала процедуры отправки - есть ещё фактор перрона, на который паксам без причины находиться как бы вообще нельзя. Снова вспомним поезд. Допустим, наш поезд застопорили не на платформе, а в технической зоне. Или в чистом поле. В чистом поле проводник двери не откроет, и будет прав. Даже если у Вас где-то там, куда Вы рвётесь, жена рожает. Или если раздумали ехать. Стоянки на перегонах, кстати, вполне реальное явление. Равно как и опоздание поездов. Стоянки в техзоне - тоже. В техзоне мне вообще делать нечего, там опасно. Как-то раз мой поезд из Москвы с Ленинградского вокзала стоял около получаса у платформы станции Рижская (или Ржевская). Но двери не были открыты - поезд там никакой остановки не имеет. Мне кажется, что и сама задержка была внештатной. Иначе бы его ещё на вокзале перед отправлением задержали, не дали бы отправление по графику. Да, конечно, он потом пришёл в Санкт-Петербург вовремя, но мне кажется - он просто нагнал своё опоздание в пути. И самолёты порой опоздания нагоняют в пути, если лететь далеко. Так что здесь Ксюша, пожалуй - не права!
Самое интересное, что некоторые водители троллейбусов отказываются выпускать пассажиров, если у троллейбуса слетели токоприёмники. Даже если рядом тротуар. Остановка техническая - тока нет. Хотя из трамваев, когда ток отключают - всех желающих выпускают на улицу, даже вне зоны остановки. Водители автобусов нередко конфликтуют с пассажирами, требующими двери им открыть - когда стоят в пробке. Фраза "здесь не маршрутка!!!" на форумах фанатов ОТ давно вошла в анналы, поскольку маршрутчики выпускают и впускают пассажиров где тем угодно, хоть под колёса другого транспорта. При этом все перечисленные случаи не считаются нарушением права граждан на свободу передвижения. Точно так же, как запрет прыгать во время движения.
P.S. Вывод - всё-таки права отказаться от поездки по своему усмотрению у пассажира, который находится внутри ТС при закрытых дверях - нет. Кроме случая, если пассажир считает сам полёт или поездку небезопасным (снег на крыле и т.д.), наверное. Здесь он может утверждать, что сам полёт был бы опасным для жизни пассажиров. Но и рискует быть не понятым, как в том случае, когда пассажиры посчитали КВС по голосу - пьяным, но авиакомпания их доводы не приняла. А если Вам хочется выйти и не подпасть под ответственность ... имитируйте болезнь, говорите про нестерпимую боль в груди или головную боль, охайте и кричите ... вас высадят обязательно, без последствий. Поскольку взлетать с Вами в таком состоянии - просто запрещено. Виновником Вас назвать нельзя (причиной - можно), но административная ответственность точно невозможна, а что касается гражданской ... посудите сами, авиакомпания понесла убытки вследствие болезни пассажира - несёт ли пассажир ответственность за убытки, если он о своих заболеваниях знает?
На последний вопрос я, увы, ответить не смогу. Но не знаю ни одного случая, когда на болезного пассажира возлагали убытки за вынужденную посадку, а посадки по этой причине были и будут!