1 марта, 11:10
Летать - нервы трепать
Владимир САЗОНОВ
Впервые прозвучавшая весной 2003 года идея организации 'воздушного такси' между Калининградом и Москвой поначалу выглядела ну,
о-о-очень многообещающей. На протяжении нескольких месяцев о ней, как о социально значимом проекте, весьма убедительно говорили федеральные и региональные власти. Несколько раз о том, насколько это перспективное начинание станет удобным для жителей нашего края и его гостей, высказался и президент России. Ныне о тех несбывшихся планах вспоминают, видимо, лишь попавшие в очередную передрягу пассажиры. И недобрым словом поминают:
Принцип домино
Многим калининградцам, включая деловых людей и журналистов, приходится довольно часто мотаться в столицу. Не только Кремлем с Красной площадью полюбоваться, но и, что называется, по делу. Временем приходится дорожить, делая понятный выбор между воздушным транспортом и железной дорогой.
- Скажите, сейчас-то у вас вылеты не задерживаются? - осторожно поинтересовался автор этих строк в кассе Центрального агентства воздушных перевозок, что расположено напротив Южного вокзала.
- Нет, тьфу-тьфу, сейчас все нормально, - женщина, оформлявшая мне авиабилеты в Москву и обратно, даже для пущей убедительности постучала по столу.
И тут же сообщила, что кроме дорогих билетов в бизнес-классе самый для меня оптимальный вариант (лететь надо было вечером в воскресенье, 19 февраля, а возвращаться вечером в понедельник) - заплатить 5 930 рублей. Компания 'КДавиа' - к вашим услугам! Подороже, чем на поезде, выйдет, но зато быстро и удобно.
Она записала номер моего мобильного телефона, пояснив, что это делается в интересах пассажиров - вдруг, неровен час, какие-то накладки с вылетом. И вновь постучала по столу.
Вылет в аэропорт Домодедово, пусть и с небольшим опозданием, минут примерно на двадцать, можно было считать удачным. Лично мне, как и другим бедолагам, приходилось прежде задерживаться и подольше в Храброво. Даже до утра.
Хотя и тут сработал принцип домино. Незначительное опоздание с прилетом в Домодедово, за которое командир экипажа сдержанно извинился, для меня обернулось почти часовым ожиданием отправления экспресса в сторону ближайшей станции метро. Пары минут не хватило, чтобы умчаться на предыдущем.
- Такси-такси, езжайте на такси! - призывно выкрикивали в Домодедово многочисленные водилы, промышляющие подвозом.
Чтобы довезти меня до нужной мне гостиницы (она, к слову, находилась по столичным меркам не столь уж далеко), даже штрейхбрехеры, вещая полушепотом, требовали тысячу. Как минимум.
Сразу вспомнилось, что в 2003-м, общаясь в Калининграде со студентами университета в конце июня, сулил президент Путин. Только что, говорил он, компанией 'Аэрофлот' было принято решение об открытии 'воздушного такси' из Калининграда. Несколько ежедневных рейсов будут осуществляться судами двух типов - Ту-134 и Ту-154. Билет в Москву и обратно, дескать, будет стоить менее тысячи рублей. А это чуть-чуть больше, чем стоимость билета в плацкартном вагоне. Калининградские студенты чуть ли не аплодировали главе государства.
Туман, как водится:
Президент, конечно, говорил то, о чем его проинформировали перед той встречей со студентами тогда еще КГУ. Ведь незадолго перед тем в эфире радиостанции 'Эхо Москвы' выступила его полпред в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко. И заявила, что буквально вот-вот между Калининградом и Москвой начнет функционировать 'воздушное такси'. Жители Калининграда, воспользовавшись его услугами, смогут добраться до Москвы и обратно практически в любое время. Причем по беспрецедентно низким тарифам.
'Воздушное такси' будет введено, подчеркивала она, чтобы калининградцы не чувствовали какого-либо ограничения свободы передвижения по территории России. К заявлению Матвиенко, уже готовившейся сменить кресло полпреда на пост губернатора Санкт-Петербурга, в авиакомпаниях еще тогда отнеслись скептически. В том числе и в компании 'Калининградавиа' (предтеча 'КДавиа'), коммерческий директор которой Вадим Трухин, как тогда сообщали 'Известия', тут же заметил, что это нереально. Он даже назвал подобное решение 'чистейшей воды популизмом'. В 'Аэрофлоте' к этой идее отнеслись вроде бы с большим пониманием, но без особого энтузиазма. Авиаперевозчиков можно было понять. Они и хотели проявить себя перед Кремлем, берясь за 'социально значимый проект', но останавливала возможная угроза нанесения самим себе убытков. Экспериментаторам из авиакомпании 'Россия' компенсировать их было обещано из федерального бюджета. 'Аэрофлоту' - за счет средств Национального резервного банка.
Возможные цены на 'аэротакси', правда, крепко скакали - в зависимости от того, кто их комментировал. От тысячи рублей туда и обратно до более высоких - и в два, и три раза. Но в целом идея все еще выглядела многообещающе. Помнится, в телеэфире Первого канала с оптимизмом прозвучало в начале июля 2003-го: 'В небе ни границ, ни очередей в консульство. Сегодня 'воздушное такси' - реальность, на самолетах, правда, нет шашечек и зеленого огонька, но цена вполне земная - 990 рублей за полет до Москвы и обратно'.
Чуть позже мне довелось лететь в Москву из Калининграда, и соседом оказался один из столичных чиновников. Разговорились о 'воздушном такси' и ценах на него. Выяснилось, что мой собеседник вовсе был не в курсе, сколько стоит авиабилет. Как он признался, ему, человеку государственному, некогда заниматься такой ерундой, билеты для него заказывала секретарша.
- А что, разве больше тысячи? - слегка удивился он. - Надо разбираться. Ведь столько на самом высоком уровне твердили про 'воздушное такси':
Тут, видимо, надо сказать, что автор этих строк стал вспоминать о 'многообещающей' идее 'воздушного такси' ни с бухты-барахты. Застрял. Вылететь должен был 21 февраля вечером. В 21 час.
- Аэропорт в Калининграде не принимает, - улыбнулась девушка в зоне вылета. - Туман, как водится. Вылет задерживается на десять минут.
Потом, как она сообщила, уже торопясь уходить, подождать надо еще часок. Затем уже по громкой связи сказали - следующее сообщение о вылете из Домодедово рейсом авиакомпании 'КДавиа' будет только утром, в девять часов.
Претензии неуместны
- Но я же три часа назад покупал билеты. И мне говорили, что метеоусловия для вылета в Калининград нормальные, - расшумелся один из пассажиров. - У меня и номер 'мобильника' взяли, чтобы якобы сообщить в случае чего этакого...
Мужик шумел у стола администратора аэропорта Домодедово, где уже сгрудились с полсотни вынужденных покинуть зону вылета пассажиров рейса 'КДавиа' № 991. Уже не то чтобы смеркалось - на дворе была ночь. И люди требовали объяснений.
Администратор развела руками:
- В Калининграде сильный туман. Что вам делать? Обращайтесь к представителю 'КДавиа'!
Как позднее выяснилось, сильный туман в Калининграде стоял на протяжении всего дня. Вылеты и прилеты были отменены уже с полудня. Но несмотря на то, что у многих пассажиров заблаговременно взяли номера мобильных телефонов, никому об этом не удосужились сообщить.
Шло время. Представителя 'КДавиа' так и не было. Эмоции накалялись. Несколько пассажиров, не зная, как на форс-мажорную ситуацию обратить внимание, предприняли отчаянный шаг. Ринулись, сметая опешивших работников службы контроля Домодедово, обратно в зону вылета. Засуетилась, забегала милиция.
Смельчаков вывели. Пассажирам сообщили, что представительство 'КДавиа' находится на пятом этаже аэропорта. И человек двадцать пять бросились туда.
У представителя калининградской авиакомпании был откровенно растерянный вид. Он твердил, что не знает, что делать и чем помочь людям. Нет, мол, у него таких полномочий. Компания бедная, средств, чтобы как-то разместить на ночь попавших в катавасию пассажиров, у нее нет. В лучшем случае, по его словам, люди могут рассчитывать на сухой паек. На эту тему-де он и консультируется со своим начальством в Калининграде.
После долгих разговоров пассажиров с представителем стало ясно: компания в подобных случаях не берет на себя ответственность.
- Вас никто не заставлял брать билеты на самолеты 'КДавиа', - привел он аргумент.
И добавил, что после прилета в Калининград люди могут обращаться с претензиями в их авиакомпанию. Претензии, разумеется, будут отклонены, что дает основания искать правды в суде. Но еще никому, как он честно предупредил, найти ее не удавалось.
Компания бедна - страдают пассажиры
Спорить с ним было явно бесполезно. Он ссылался на плохие метеоусловия, на то, что он - человек маленький, а его компания - бедная.
Пассажиры отправились искать себе пристанище. Цены в Домодедово кусались. Чтобы устроиться в аэроотель, в самый дешевый одноместный номер, надо было заплатить около трех с половиной тысяч рублей. Вздремнуть в тесном, абсолютно не приспособленном для сна кресле было практически невозможно.
Пассажиры бродили по залам аэропорта, взбадривая себя кофе либо чем-нибудь покрепче. Было дорого и грустно.
Люди строили догадки. Самолеты 'КДавиа' редко бывают полностью загружены. Быть может, люди и стали отчасти жертвой этой ситуации, когда авиаторы решили совместить рейсы - вечерний и утренний? В целях экономии. Компания-то небогатая:
Хотя туман, пусть и не очень сильный, как информировали пассажиров их родственники в Калининграде, все же был. К утру он, видно, окончательно рассеялся. Но пассажирам отмененного рейса № 991 предложили еще подождать, пропустив другой рейс 'КДавиа'.
Это вновь подхлестнуло эмоции. Люди устроили нечто вроде пикета в зоне регистрации. Сработало. Около полусотни пассажиров рейса № 991, которым с утра вновь помотали нервы, удалось без особых проблем посадить на рейс № 993.
Уставшие после бессонной ночи, они по пути в Калининград вовсю костерили и туман, и компанию, в которой трудно добиться ответов на самые простые вопросы, тотальную безответственность и дороговизну. О 'воздушном такси' в такой ситуации можно было вспоминать только с горькой иронией. Идея его запуска, похоже, приказала долго жить.
И сейчас, пожалуй, впору ставить вопрос не о 'воздушном такси', планы организации которого если все же и не рухнули окончательно, то явно выглядят туманными. Самое время попытаться хотя бы навести элементарный порядок в воздушном сообщении между Калининградом и основной частью России. Пусть оно будет дороже. Главное - чтобы к пассажирам относились с уважением, а не как к обузе. Пока даже этого не наблюдается.