Шлагбаум для самолета
Воздушный путь в Калининград стал самым популярным, но ворота для него узковаты
http://www.aviaport.ru/news/2006/05/19/105151.html
Визовый режим сильно осложнил жизнь калининградцам. Без загранпаспорта в "большую" Россию по суше теперь не попасть. Неудивительно, что пассажиропоток начал перемещаться в небо.
После произошедших изменений в правилах транзита по Литве наземным путем воздушный транспорт стал единственным беспрепятственным способом сообщения нашего эксклава с основной территорией России. Калининградцы все больше предпочитают самолеты поездам. Если в 2002 году по количеству перевезенных пассажиров железнодорожный транспорт почти в четыре раза превосходил воздушный, то к 2004 году эти показатели, по данным областного министерства развития инфраструктуры, сравнялись, а в прошлом году авиация вышла в лидеры: ее услугами воспользовались 665 тысяч человек против 652 тысяч, перевезенных по железной дороге.
Сегодня перевозками по небу в области занимаются 9 авиакомпаний, которые обеспечивают сообщение с городами России, СНГ и Европы. В мае будет открыт очередной новый маршрут Калининград - Рига - Копенгаген, а в июне начнутся регулярные полеты в Киев и Сочи.
Одна загвоздка: единственный в области международный аэропорт Храброво, построенный 25 лет назад, отстает от российских и международных требований как по качеству обслуживания, так и по количеству площадей для размещения пассажиров и служб. Необходимость развития и расширения аэропорта, создания современной и эффективной авиационной инфраструктуры, повышения пропускной способности "воздушных ворот" Калининграда назрела уже давно.
Географическое и геополитическое положение региона не только предполагает, но и обязывает развивать все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, а также соответствующую инфраструктуру - дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорты, пункты пропуска через государственную границу. Задача эта объемная и чрезвычайно сложная. О том, как ее следует решать, рассказал областной министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов, представив на суд регионального правительства разработанную специалистами его ведомства стратегию. Правда, проект программы развития транспортного комплекса области был признан недостаточно проработанным с точки зрения логистики. Но общее направление работы одобрено.
Кроме создания на базе аэропорта Храброво современного авиационного узла (пересадочного центра), который позволит увеличить пропускную способность аэровокзала до 400 человек в час и до 1700 транзитных пассажиров в пиковые часы, министерство не исключает возможность использования военных аэродромов Чкаловск, Нивенское .Черняховск для осуществления грузовых воздушных перевозок. Что это будет стоить областной казне с учетом нынешнего запущенного состояния бывших военных летных баз, Александр Рольбинов не уточнил. Не вспомнил он и о недавно озвученном вице-губернатором Юрием Шалимовым плане инвесторов развернуть на землях Черняховского аэродрома сталелитейное производство. А в Нивенском, где под колесами транспортных самолетов Ан-22 и Ил-76 плиты аэродрома давно провалились в болото и играют, по словам очевидцев, как кости домино, машины могли взлетать только с минимальным запасом топлива, садиться в Черняховске или в Чкаловске для дозаправки, а уже оттуда лететь в "большую" Россию.
Перспективным видится и развитие малой авиации на базе аэродромов Девау, Гвардейск и Дунаевка для спортивных, туристических и бизнес-целей с участием частного капитала. Возможности для реализации этого направления, по мнению специалистов министерства, имеются: в области осталось более 20 аэродромов и аэродромных площадок (в том числе на Балтийской и Куршской косах), которые сегодня полностью заброшены.
Что касается водного транспорта и портового комплекса, то здесь тоже просматривается неплохое будущее. При условии модернизации существующих портовых терминалов в Калининграде, Балтийске и Светлом. При проектных возможностях в 20 миллионов тонн грузов в год они в 2005-м фактически переработали 14,6 миллиона тонн. Одной из причин, ограничивающих обработку судов большого водоизмещения, как полагает Александр Рольбинов, является отсутствие свободных территорий для расширения портового хозяйства. Поэтому развитие портовой инфраструктуры должно осуществляться на новых площадках.
Уже предусмотрено строительство нового глубоководного порта в Балтийске. Вдобавок к нему министерство предлагает возвести портовые комплексы в Приморской бухте.
Для развития водного транспорта, наиболее экономичного и дешевого, в области есть все предпосылки. Протяженность внутренних водных путей составляет 600 километров, из них 393 километра - судоходные. Но судоходство сильно осложнено тем, что средств на содержание и ремонт "водных линий" выделяется недостаточно. Это привело к фактической ликвидации малого речного флота. Из-за того, что не производятся работы по углублению дна реки Скирвите и Камышовой отмели, российские суда для прохода из реки Неман в Куршский залив вынуждены заходить в литовскую часть водоема. Вот если бы отнести Лаву к внутренним водоемам да восстановить сообщение по Мазурскому каналу, дабы получить выход в район Мазурских озер Польши и связать их с речной сетью области... Решение вопроса с финансированием позволило бы, полагают разработчики проекта, развивать грузовые и пассажирские перевозки, водный туризм.
Открывшаяся четыре года назад паромная переправа между портами Балтийск, Санкт-Петербург и портами Германии, показала востребованность этого вида транспорта. На регулярных линиях работают 5 морских паромов. К тому же сотрудничество в сфере создания речной инфраструктуры с Польшей и Литвой дает право Калининграду претендовать на гранты ЕС.
Доработанный с учетом замечаний проект, в котором заложены так называемые базовые элементы, должен быть вновь представлен руководству региона через два месяца.
Источник: газета "Российская газета"
Корреспондент: Галина Белоглазова