Дорогой дебют "КрасЭйр"
Абрамович дал заработать другим на 2% больше
RBC daily, 17 ноября 2005 г.
Облигационный заем альянса AiRUnion, который был размещен вчера, инвесторы согласились купить по ставке 13% вместо декларировавшихся изначально 11%. Организаторы займа уверяют, что на такую высокую стоимость облигаций повлияло нестабильное положение в отрасли. Однако инвесторы уверены, что давать деньги на развитие альянса компаний, где нет пока четких взаимоотношений между авиакомпаниями, преждевременно. На этой неделе руководство авиакомпании "Самара" (которая входит в альянс) заявило, что оно может и не продать свои акции акционерам AiRUnion. Сами заемные средства холдинг планирует потратить, прежде всего, на программу капитального ремонта воздушных судов и организацию в красноярском аэропорту Емельяново единой базы по обслуживанию самолетов Ту-154. По информации пресс-службы альянса, "спрос на данные ценные бумаги превысил предложение".
Срок обращения размещенных облигаций составляет четыре года, они имеют 16 купонов. По облигациям предусмотрена полуторагодовая оферта. Поручителем по ним выступает ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" и лично его гендиректор Борис Абрамович. Организаторами размещения являются "Русские фонды" совместно с РОСБАНКом. В альянс AiRUnion входят компании "КрасЭйр" (51%) и ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" (49%), в него также входят авиакомпании "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Общий размер дохода по первому купону составит 48 млн 615 тыс. руб., а доход на одну облигацию - 32 руб. 41 коп.
Вчера прошло дебютное размещение облигационного займа объемом 1,5 млрд руб. ООО "Эйр Юнион", осуществляющего координацию деятельности российского авиационного альянса AiRUnion. Как планировали организаторы, ставка купона при размещении первоначально должна была составить 11-11,5% годовых. Однако из-за опасений инвесторов ставка была повышена до 13%, а сами облигации имеют доходность в 13,6% годовых. Как признают участники рынка, если бы покупателей не нашлось и под этот процент, то РОСБАНКу пришлось бы весь заем оставить у себя. На заемные средства AiRUnion планируется профинансировать программы капремонта воздушных судов, авиадвигателей и вспомогательных силовых установок к ним. По данным компании, прямое финансирование ремонта позволит по сравнению с лизинговыми схемами сэкономить 322 млн руб., а выполнение технической программы увеличит налет имеющихся самолетов на 10-15%. Привлеченные средства пойдут на организацию в Емельянове единой базы по ремонту и техобслуживанию самолетов Ту-154. Оставшаяся часть средств пойдет на создание фонда ГСМ. Как говорится в сообщении компании, "все это позволит уже в ближайшее время реализовать ключевую бизнес-стратегию альянса AiRUnion - стать ведущим участником рынка трансроссийских перевозок".
Однако радужных перспектив развития авиакомпании участники рынка ценных бумаг не видят. В компании "Антанта Капитал" их даже называют рискованными. "Во всем мире сектор авиаперевозок переживает тяжелые времена, - говорит Георгий Аксенов из "Антанты Капитал". - Основная проблема для авиакомпаний - постоянное повышение, вследствие роста цен на нефть, цен на топливо. Билеты дорожают - объем перевозок не растет, а по некоторым направлениям и снижается. В России к этому прибавляется изношенный и устаревший авиапарк. Старые самолеты показывают невысокую топливную эффективность, а издержки на ремонт техники увеличиваются". Из-за этого рентабельность авиакомпаний остается весьма низкой, заключает собеседник RBC daily.
Несмотря на это, некоторые авиаперевозчики все же выходят на долговой рынок. В настоящее время на отечественном рынке обращаются облигации двух авиакомпаний: "Самары" и "ЮТэйр". "Если сравнивать AiRUnion (используя отчетность поручителя - "КрасЭйр" - за прошлый год) с компаниями "ЮТэйр" и "Самара", то мы увидим, что по сумме активов "КрасЭйр" крупнее "Самары", но уступает компании "ЮТэйр", при этом генерируя больший объем выручки, - говорит Георгий Аксенов. - Что касается показателей эффективности, то здесь AiRUnion - настоящий аутсайдер". По мнению аналитика, первоначально заявленная организатором оценка доходности на уровне 11-11,5% к оферте через полтора года оказалась достаточно смелой, так как закладывала премию в размере 550-600 базисных пунктов к облигациям Москвы. "Такая премия может быть по компании уровня "ЮТэйр", чему AiRUnion явно не соответствует. Именно по этой причине организаторы перенесли ожидаемый диапазон до уровня 13,5%, что гораздо ближе к его "справедливой" премии за риск", - резюмирует Георгий Аксенов.
В РОСБАНКе RBC daily сообщили, что ставка купона по облигациям "КрасЭйр" осталась на уровне 13%: 13,6% к полуторагодовой оферте. "Это довольно много, учитывая состояние рынка, которое в последнее время ухудшилось, для такой компании это привлекательная ставка, отражающая ее кредитное качество", - пояснили в банке. Там также рассказали, что, поскольку многие инвесторы не хотели вкладывать деньги под ставку в 12%, организатор займа вместе с эмитентом перед размещением приняли решение о повышении ставки. Однако собеседник RBC daily отметил, что финансовое положение компании на эту ставку повлияло не сильно. "Облигации разошлись по банкам и управляющим инвестиционным компаниям", - сообщили организаторы выпуска.
Скорее всего, инвесторы испугались и претензий основного владельца холдинга - государства к размещению облигаций. Дело в том, что Росимущество, основной акционер "КрасЭйр" (владеет 51% AiRUnion), продолжает настаивать на том, что процедура оформления займа была непрозрачной, и может вообще оспорить эту сделку. По мнению участников рынка, еще одна причина заключается и в том, что руководство авиакомпании "Самара" объявило, что может передать акции как холдингу AiRUnion, так и авиакомпании "ЮТэйр"; также еще одним претендентом на эти акции может стать "Аэрофлот". Кому именно и сколько акций "Самары" достанется стороннему перевозчику, до завершения сделки раскрыто не будет. Впрочем, по мнению директора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, это известие не сильно отразилось на спросе инвесторов, так как "Самара" - "слишком маленькая авиакомпания". По его мнению, большую роль в решении инвесторов сыграли финансовые показатели деятельности компании. "У авиакомпании в этом году показатели деятельности хуже, чем в прошлом, например, несмотря на то, что она находится на четвертом месте, по итогам 8 месяцев объем ее перевозок упал на 4,97%", - резюмирует г-н Рыбак.
ВЛАДИМИР ЛАВРОВ