"У нас пытаются отобрать аэропорт"
Гендиректор "Полета" обосновал прекращение всех внутренних рейсов
Воронежская авиакомпания "Полет" вчера объявила, что с 20 апреля прекращает все рейсы по внутрироссийским направлениям. О причинах такого решения в интервью "Ъ" рассказал гендиректор и основной владелец перевозчика Анатолий Карпов.
- Почему было принято решение о прекращении рейсов по внутренним направлениям?
- Деятельность авиакомпании оказалась парализована, поскольку у нас ведутся сразу три проверки по указанию Федеральной наловой службы (ФНС) России. Затребовано огромное количество документов, больше 40 тыс. штук. В результате и бухгалтерия, и юридический отдел "Полета" фактически работают только на налоговое ведомство. Одновременно нас проверяют Воронежская облпрокуратура, транспортная прокуратура и ряд других госструктур. Все, что происходит вокруг авиакомпании после аукциона, на котором в конце минувшего года Российский фонд федерального имущества (РФФИ) продал 35% акций "Воронежавиа" (включает комплекс международного аэропорта "Воронеж". - "Ъ"), я расцениваю как попытку рейдерского захвата "Полета" вместе с аэродромом. Добавлю, что впервые налоговые проверки начались у нас в сентябре 2006 года, но с тех пор они не прекращаются.
- А какова цель инспекторов? Что, как вам кажется, они пытаются найти?
- Я подозреваю, что поставлена задача изъять у компании ряд документов. Уже состоялись четыре камеральные налоговые проверки, в ходе которых были выставлены требования по доначислению пеней и штрафов. В итоге, когда мы представили все документы и написали соответствующие апелляционные жалобы, все четыре камеральные проверки со стороны фискальных органов Белгородской области отменила вышестоящая налоговая инстанция. Но "Полет" затратил уйму времени, средств и ресурсов, чтобы отбиться от сотрудников ФНС.
- Вам известно, кто купил у РФФИ пакет "Воронежавиа"?
- До сих пор мы, к сожалению, знаем только название компании - ООО "СекьюритизИнвестГрупп". У нее два учредителя. Один из них физлицо, гражданин России Андрей Ермизин, а второй - фирма, зарегистрированная на Британских Вирджинских островах. Как нам подсказали сведущие люди, концов не ищите, все равно не найдете.
- Есть ли прямая связь между действиями налоговиков и продажей 35% "Воронежавиа"?
- После того, как РФФИ в ходе аукциона продал блокпакет "Воронежавиа", начались переговоры с московским правительством, которое имеет масштабную программу по реконструкции региональных аэропортов. Затем они внезапно прекратились, и сразу же налоговая служба и прокуратура активизировали свои действия против компании.
- На каком основании вы делаете вывод о попытке рейдерского захвата "Полета"?
- Мы представляем, кто стоит за активизацией действий вокруг компании, за давлением, которое на нас оказывается. Но, не имея на руках доказательств, не можем озвучить. И в Воронеже, и в Москве есть люди, заинтересованные в том, чтобы отобрать у нас аэропорт. Нам дали понять, что, если мы не ляжем под тех, кого они назовут, нас просто съедят.
- Чем опасно появление у кого-нибудь блокирующего пакета "Воронежавиа"?
- При желании они, например, могут заблокировать принятие оперативных решений по деятельности аэропорта "Воронеж". Что касается стратегии развития предприятия, то она утверждается на общем собрании акционеров, а у "Полета" и дружественных ему структур - контрольный пакет. Те, кто купил блокпакет "Воронежавиа", до сих пор себя не проявили.
- Недавно воронежский губернатор Владимир Кулаков обвинил руководство "Полета" в саботаже работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта. Чем, по вашему мнению, вызваны критические высказывания со стороны главы региона? Есть, например, версия, что удлинить полосу пока не представляется возможным, поскольку окрестные земли якобы скупил местный предприниматель Вячеслав Кулаков, и он намерен продать их "Полету"…
- У меня нет информации о том, что сын губернатора Вячеслав Кулаков скупил участки вокруг аэропорта, - лукавить не буду. Но земля действительно находится в частных руках. Что касается выделения средств на реконструкцию ВПП (а деньги заложены в госбюджете на 2008 год), то заслуга обладминистрации тут минимальна. Когда мы впервые направили обращение к федеральным властям (кажется, в 2003 году), чтобы добиться финансирования, то получили отказ. И только в 2005 году нам удалось передать наше письмо лично в руки первому вице-премьеру РФ Дмитрию Медведеву во время его визита в регион. Дмитрий Анатольевич дал поручение соответствующим ведомствам, и аэропорт "Воронеж" попал в список аналогичных региональных объектов, подлежащих реконструкции за счет федерального бюджета.
С тех пор администрация области контролировала процесс, но активно в него не вмешивалась. Все делали мы сами. "Воронежавиа" выделило деньги на проектные работы. Сейчас проект находится в процессе передачи на госэкспертизу. Только затем можно будет объявлять тендер по выбору генподрядчика на реконструкцию ВПП. А вот обвинения губернатора Кулакова в саботаже, на мой взгляд, абсолютно неуместны. "Полет" делал и делает все для ускорения реконструкции ВПП. Модернизация аэропорта в наших интересах. Мы бьем воздушные винты на самолетах, терпим убытки, так как полоса не в состоянии принимать транзитные лайнеры.
- Между тем Владимир Кулаков выражал недовольство еще и тем, что региональные власти оказывают существенную поддержку "Полету", но реально в аэропорту ничего не делается, поскольку все время меняется смета на реконструкцию полосы. Сначала было 380 млн, потом цифра составила порядка 740 млн рублей. Какова в действительности цена вопроса?
- Стоимость реконструкции год от года меняется. Доллар падает, зарплаты, цены на энергоносители, стройматериалы растут. Но есть и другой нюанс. Раньше в проект обоснования инвестиций мы закладывали ремонт ВПП без ее модернизации. А в 740 млн рублей входит, например, установка новой светосистемы и удлинение полосы с 2,3 до 2,6 км, чтобы в аэропорту "Воронеж" могли совершать посадку не только Ан-24 и Saab-2000, но также лайнеры типа Boeing и Airbas. Кроме того, вы знаете, что у "Полета" с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" подписано соглашение на поставку десяти региональных самолетов Ан-148 производства Воронежского акционерного самолетостроительного общества. Лайнер реактивный, а специалисты знают, что без реконструкции ВПП его у нас не посадишь.
- Есть ли у вас необходимость приобретать земли под реконструкцию ВПП?
- Мы ничего не должны выкупать и не будем. Той земли, которая есть, нам вполне хватит для реконструкции ВПП и создания инфраструктуры. Ее достаточно, чтобы перевозить до 3 млн пассажиров в год. То есть в три раза больше, чем 20 лет назад. Иное дело, что был ряд инцидентов, когда выкупался, например, ангар на территории аэропорта за 4,7 млн, а потом предлагался нам, но уже за 60 млн рублей. Так делается бизнес по-воронежски.
- Что вы намерены делать в сложившейся вокруг авиакомпании "Полет" ситуации?
- Мы обратились в Воронежскую облдуму, в обладминистрацию, к полпреду президента в Центральном федеральном округе Георгию Полтавченко с письмами, которые, мы надеемся, привлекут внимание к нашим проблемам. Кстати говоря, ситуация может привезти и к срыву контракта с "Ильюшин Финанс Ко" по приобретению десяти региональных лайнеров Ан-148. Сейчас уже нужно перечислять авансы, а в связи с простоем мы, разумеется, понесем значительные убытки и не сможем платить. День простоя, думаю, обойдется нам порядка 18-20 млн рублей - только по "Полету". А если учесть "Воронежавиа", то гораздо больше.
Кроме того, мы же достигли с "Ильюшиным" соглашения об открытии центра по введению новой машины в эксплуатацию и по ремонту Ан-148. Без нас запустить проект по его выпуску на воронежском авиазаводе будет достаточно сложно. В перспективе мы не исключаем возможность уйти из воронежского аэропорта в белгородский, который станет для нас базовым. Тем более что губернатор Евгений Савченко приглашает нас к себе уже не первый год.
Истчоник: "Коммерсантъ-Воронеж"