Как стало известно "Ъ", закредитованная авиакомпания "Трансаэро" может так и не получить необходимую ей господдержку. По данным источников "Ъ", правительство сомневается в целесообразности выделения ей дополнительной помощи из-за "отсутствия четкого понимания происходящего внутри компании". Между тем контрагенты "Трансаэро" в августе все активнее предъявляют претензии по долгам перевозчика: остановить обслуживание самолетов компании уже грозили в аэропорту Домодедово и в аэропорту Анапы.
Как выяснил "Ъ", контрагенты "Трансаэро", задолженность которой по итогам 2014 года составляла не менее 160 млрд руб., все активнее предъявляют претензии к неплатежам авиакомпании. Так, директор аэропорта Домодедово Игорь Борисов 12 августа направил письмо министру транспорта Максиму Соколову (копия есть у "Ъ"), сообщив, что на середину августа просроченная задолженность "Трансаэро" за наземное обслуживание составила 387 млн руб. В письме говорится, что аэропорт пытался урегулировать погашение долга, но авиакомпания не исполнила все согласованные варианты решения. Господин Борисов просил министра о содействии и сообщал, что Домодедово может остановить обслуживание "Трансаэро" еще 14 августа. Вчера в Минтрансе "Ъ" подтвердили получение письма. В Домодедово не стали раскрывать детали взаимодействия с "Трансаэро", но подчеркнули, что аэропорт выполняет все обязательства по соглашению о наземном обслуживании с авиакомпанией.
Аналогичные претензии к "Трансаэро" предъявил и аэропорт Анапы. Управляющий директор аэропорта Николай Ратушный в письме гендиректору авиакомпании Ольге Плешаковой, главе Росавиации Александру Нерадько и в Южную транспортную прокуратуру сообщил, что авиакомпания задолжала 1,4 млн руб. за наземное обслуживание. Стороны работают по 100-процентной предоплате, и аэропорт может отказать компании в предоставлении услуг, заранее уведомив ее. В письме господина Ратушного указывалось, что "Трансаэро" должна погасить долг до утра 19 августа, иначе ее обслуживание может быть остановлено уже 25 августа. В "Базэл Аэро" (управляет аэропортом) "Ъ" подтвердили отправку письма и возможную приостановку обслуживания до решения финансовых вопросов, но отметили, что задолженность частично погашена.
В "Трансаэро" "Ъ" сообщили, что обслуживание ее самолетов осуществляется в аэропортах в полном объеме в соответствии с действующим расписанием.
Кроме того, во вторник банк "Открытие" подал иск к "Трансаэро" в арбитражный суд Москвы с требованием взыскать около 1,3 млрд руб., третьим лицом указана дочерняя компания "Газпром нефти" "Газпромнефть-аэро", снабжающая перевозчиков топливом. В банке отказались от комментариев, в "Газпром нефти" сообщили, что не получили документов по иску. В "Трансаэро" "удивлены появлением иска" и обещали дать комментарий после его получения. Источник "Ъ" на топливном рынке пояснил "Ъ", что речь идет о задолженности за топливное обслуживание судов "Трансаэро". Это не первый такой случай: на прошлой неделе агентство ТАСС со ссылкой на письмо замгендиректора по коммерции дочерней структуры "Роснефти" "РН-Аэро" Кирилла Молоденкова сообщало, что долг "Трансаэро" перед компанией — 3,5 млрд руб., из них просроченная задолженность — 1,2 млрд руб.
"Трансаэро" испытывает финансовые трудности с осени 2014 года. Основными негативными факторами в компании называли санкции, снижение курса рубля, сократившее спрос, ограничение полетов через Украину и др. По данным МСФО за 2014 год, общие обязательства "Трансаэро" составляли около 160 млрд руб., из которых на краткосрочные пришлось 81,2 млрд руб., кредиторская задолженность увеличилась почти на 70%, до 36,2 млрд руб. По данным РСБУ, в первом полугодии 2015 года чистый убыток "Трансаэро" составил 8,5 млрд руб. В конце декабря 2014 года "Трансаэро" уже получила госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд руб., а источники "Ъ" рассказывали, что перевозчик планировал вновь обратиться за госпомощью. Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев называл сумму возможных госгарантий для "Трансаэро" 40-70 млрд руб., но в "Трансаэро" это опровергали.
При этом, по данным "Ъ", в правительстве не настроены на продолжение поддержки "Трансаэро". Как писал "Ъ" 6 августа, Минэкономики считает, что хронические убытки перевозчиков возникли из-за политики самих компаний, и видит решение не в адресной господдержке, а в уходе компаний-должников с рынка (наибольшая нагрузка у "Трансаэро" и "ЮТэйр"). Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович заявил телеканалу "Россия", что правительство будет помогать авиакомпаниям при наличии понятной модели выхода из сложной ситуации и способности ее реализовать. Но федеральный чиновник сообщил "Ъ", что с учетом непростого финансового состояния "Трансаэро" и "отсутствия четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" обсуждение дальнейшей помощи перевозчику государством находится под вопросом. "Правильно ли вновь выдавать авиакомпании кредиты под госгарантии, а затем постоянно просить банки о поддержке?" — недоумевает он. Собеседник "Ъ" считает, что в нынешней ситуации "будет дешевле предоставить другим авиакомпаниям субсидии на перевозку пассажиров, чем продолжать кредитовать "Трансаэро"". Он пояснил, что в случае возникновения проблем у "Трансаэро" "ее пассажиров сможет перевезти, например, "Аэрофлот", у которого есть для этого все необходимые ресурсы".
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что план спасения авиакомпании сейчас может быть рассчитан только на внешний рынок. Но эксперт отмечает, что момент для безболезненного решения проблемы давно упущен: переход к любой модели выхода из кризиса займет много времени, и адресной поддержкой со стороны правительства будет сложно удержать кредиторов от решительных действий.
http://kommersant.ru/doc/2791930