Разборки на высоте
Существует ли на самом деле сговор авиаперевозчиков, из-за которого полёт из Иркутска в Москву и обратно стал удовольствием не из дешёвых? Теперь ответ на этот вопрос будет искать суд. 30 октября в областном арбитраже состоялось предварительное слушание по делу четырёх авиакомпаний, требующих признать недействительным решение, вынесенное иркутскими антимонопольщиками в августе. Авиаперевозчики добиваются отмены предписания, которое обязывает их формировать цены на перелёты «исходя из объективных обстоятельств и вне зависимости от ценовой политики конкурентов».
Решение УФАС по Иркутской области, установившего, по мнению его представителей, факт нарушения четырьмя крупнейшими авиаперевозчиками (ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», ОАО «Уральские авиалинии» и ОАО «Сибирь», совершающее полёты под брендом «S7») требований пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», вступило в силу 16 августа. Ведомство признало существование соглашения между авиаперевозчиками в области установления или поддержания одного уровня цен (тарифов). Авиакомпании обязали ежемесячно информировать Иркутское УФАС России о количестве проданных билетов по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск в разрезе кодов тарифов с сентября по декабрь 2013 года. Делать это должны все четыре компании, обвинённые в сговоре.
Разбирательство ФАС было инициировано заявлением двух иркутян, которые посчитали цены на авиабилеты по маршруту до столицы слишком высокими. Теперь, когда авиакомпании в судебном порядке пытаются оспорить решение о доказательстве существования тайного договора, этих людей должны будут привлечь к судебному разбирательству в качестве третьих лиц. Но, несмотря на существование свидетелей, вопрос «был ли договор на самом деле?» остаётся открытым.
В качестве подтверждения своих выводов областное управление ФАС опирается на данные таблицы, составленной специалистами службы. Расчёты, по мнению представителей ведомства, наглядно демонстрируют синхронность действий компаний на иркутском рынке. Однако у самих авиаперевозчиков их правдивость и достоверность вызывает сомнения. «Анализ по тарифам изложен недолжным образом, – отмечает представитель «Аэрофлота» в суде. – Тарифы представлены в искажённом виде. Информация, предоставленная компанией, исследована не в полной мере, в частности неправильно построены графики: у нас практически все тарифы не имели динамики на протяжении 2012 года, а диаграмма, построенная ФАС, говорит о явном повышении тарифов у «Аэрофлота». Суду компания предоставила собственные графики.
У истцов имеются претензии к тому, по каким критериям сравнивали данные компаний. В своём отчёте ФАС провела сравнительный анализ цен на иркутском направлении с другими: красноярским, читинским и улан-удинским. Однако и это, по мнению представителей авиакомпаний, ложное доказательство, поскольку половина компаний-истцов вообще не летает по некоторым из направлений, поэтому совсем непонятно, «что там ФАС сравнивала». Те же перевозчики, которые совершают рейсы и в Читу, и в Улан-Удэ, утверждают, что сравнивать тарифы на этих направлениях бессмысленно, ведь они складываются из разных показателей. «Выводы в таблице ФАСа сделаны без установления причин. Сравнивают рейсы Чита – Москва, Москва – Чита, Улан-Удэ – Москва, но мы говорили, что данные рейсы финансируются из бюджета по решению правительства. Однако этот факт не нашёл никакого отражения в отчёте ФАС, его проигнорировали», – подчеркнула в суде представительница «Уральских авиалиний». Также она отметила, что доля бюджетных средств на каждое пассажирское место по направлениям к восточным соседям Иркутска оценивается на сумму 6200 руб. Иркутянам же приходится платить эти деньги из своего кармана.
И это только часть доводов, которые авиакомпании собираются представить в суде во время основного слушания.
Главная претензия авиаперевозчиков сводится к тому, что несомненных подтверждений сговора ведомство так и не предоставило. «Говорится о заключении соглашения между компаниями, – заявил представитель авиакомпании «Сибирь». – Причём факт заключения самого соглашения следует только из тех обстоятельств, что оно якобы фактически исполняется». То, что антимонопольная служба склонна считать доказательством договорённости между компаниями, юрист «Сибири» называет проявлением конкурентной борьбы, которая заставляет рыночных игроков поддерживать цены в одном диапазоне. Он отметил, что решение антимонопольной службы нарушает права самих перевозчиков в области предпринимательской деятельности, а также свободы установления рыночных цен. Поддерживают его заявления и юристы остальных авиакомпаний-истцов.
У антимонопольной службы есть месяц на обоснование своей позиции. Судебное разбирательство по делу о сговоре авиаперевозчиков назначено на 4 декабря.
Существует ли на самом деле сговор авиаперевозчиков, из-за которого полёт из Иркутска в Москву и обратно стал удовольствием не из дешёвых? Теперь ответ на этот вопрос будет искать суд. 30 октября в областном арбитраже состоялось предварительное слушание по делу четырёх авиакомпаний, требующих признать недействительным решение, вынесенное иркутскими антимонопольщиками в августе. Авиаперевозчики добиваются отмены предписания, которое обязывает их формировать цены на перелёты «исходя из объективных обстоятельств и вне зависимости от ценовой политики конкурентов».
Решение УФАС по Иркутской области, установившего, по мнению его представителей, факт нарушения четырьмя крупнейшими авиаперевозчиками (ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», ОАО «Уральские авиалинии» и ОАО «Сибирь», совершающее полёты под брендом «S7») требований пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», вступило в силу 16 августа. Ведомство признало существование соглашения между авиаперевозчиками в области установления или поддержания одного уровня цен (тарифов). Авиакомпании обязали ежемесячно информировать Иркутское УФАС России о количестве проданных билетов по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск в разрезе кодов тарифов с сентября по декабрь 2013 года. Делать это должны все четыре компании, обвинённые в сговоре.
Разбирательство ФАС было инициировано заявлением двух иркутян, которые посчитали цены на авиабилеты по маршруту до столицы слишком высокими. Теперь, когда авиакомпании в судебном порядке пытаются оспорить решение о доказательстве существования тайного договора, этих людей должны будут привлечь к судебному разбирательству в качестве третьих лиц. Но, несмотря на существование свидетелей, вопрос «был ли договор на самом деле?» остаётся открытым.
В качестве подтверждения своих выводов областное управление ФАС опирается на данные таблицы, составленной специалистами службы. Расчёты, по мнению представителей ведомства, наглядно демонстрируют синхронность действий компаний на иркутском рынке. Однако у самих авиаперевозчиков их правдивость и достоверность вызывает сомнения. «Анализ по тарифам изложен недолжным образом, – отмечает представитель «Аэрофлота» в суде. – Тарифы представлены в искажённом виде. Информация, предоставленная компанией, исследована не в полной мере, в частности неправильно построены графики: у нас практически все тарифы не имели динамики на протяжении 2012 года, а диаграмма, построенная ФАС, говорит о явном повышении тарифов у «Аэрофлота». Суду компания предоставила собственные графики.
У истцов имеются претензии к тому, по каким критериям сравнивали данные компаний. В своём отчёте ФАС провела сравнительный анализ цен на иркутском направлении с другими: красноярским, читинским и улан-удинским. Однако и это, по мнению представителей авиакомпаний, ложное доказательство, поскольку половина компаний-истцов вообще не летает по некоторым из направлений, поэтому совсем непонятно, «что там ФАС сравнивала». Те же перевозчики, которые совершают рейсы и в Читу, и в Улан-Удэ, утверждают, что сравнивать тарифы на этих направлениях бессмысленно, ведь они складываются из разных показателей. «Выводы в таблице ФАСа сделаны без установления причин. Сравнивают рейсы Чита – Москва, Москва – Чита, Улан-Удэ – Москва, но мы говорили, что данные рейсы финансируются из бюджета по решению правительства. Однако этот факт не нашёл никакого отражения в отчёте ФАС, его проигнорировали», – подчеркнула в суде представительница «Уральских авиалиний». Также она отметила, что доля бюджетных средств на каждое пассажирское место по направлениям к восточным соседям Иркутска оценивается на сумму 6200 руб. Иркутянам же приходится платить эти деньги из своего кармана.
И это только часть доводов, которые авиакомпании собираются представить в суде во время основного слушания.
Главная претензия авиаперевозчиков сводится к тому, что несомненных подтверждений сговора ведомство так и не предоставило. «Говорится о заключении соглашения между компаниями, – заявил представитель авиакомпании «Сибирь». – Причём факт заключения самого соглашения следует только из тех обстоятельств, что оно якобы фактически исполняется». То, что антимонопольная служба склонна считать доказательством договорённости между компаниями, юрист «Сибири» называет проявлением конкурентной борьбы, которая заставляет рыночных игроков поддерживать цены в одном диапазоне. Он отметил, что решение антимонопольной службы нарушает права самих перевозчиков в области предпринимательской деятельности, а также свободы установления рыночных цен. Поддерживают его заявления и юристы остальных авиакомпаний-истцов.
У антимонопольной службы есть месяц на обоснование своей позиции. Судебное разбирательство по делу о сговоре авиаперевозчиков назначено на 4 декабря.