Lukas сказал(а):
вот с этим связка "робот-человек" становится еще сложнее. Сама по себе организация ВД достаточно хорощо алгоритмируется, тут слабые стороные человека проявляются в полной мере. Повторюсь, видел не раз живую работу диспетчера в МВЗ, это очень серьезное напряжение мозга. После смены тушка первые два часа дома просто сидит в режиме "не кантовать".
....
Держать в голове 20 бортов одновременно человеку очень непросто, в то время как машинные возможности таких пределов практически не имеют. Обмен информацией между роботом УВД и роботами-пилотами по большому счету решен давны-давно, нужно лишь оговорить единый стандарт.
Ну вот вначале условный "Дип-блю" должен не только Каспарова в шахматы победить, но и убедительно доказать, что он в течение года, работая с "зеркалом" да хоть всё той же Московской зоны УВД ни разу не ошибся и наоборот дал столько-то % более оптимальных решений.
Дальше МВЗ-робота перевести в режим советника - решение оставлять все-таки за человеком. И снова собирать статистику, анализировать алгоритмы, тщательно проверять оптимальность не только принятых решений, но и запасных "планов Б".
И уж только потом доверять МВЗ-роботу самостоятельно рулить бортами.
Lukas сказал(а):
Но вот как передавать данные от человека-пилота и обратно? Ну от диспетчера еще может генерироваться синтетическая речь, хотя ни по скорости предачи, ни по читаемости это явно не лучший способ на замену машинному коду, который мог бы идти на БПЛА.
Вам не угодишь. То у вас огромные вычислительные мощности на мегасерверах, то у вас проблемы с внятным синтезированием речи. "Доктор, вы определитесь!"
Опять же синтезатор речи может стоять непосредственно на борту - а по связи идет код. Роботизированный самолет работает с кодом, пилотируемый самолет - с кодом и синтезированной речью.
Lukas сказал(а):
Но поток в обратную сторону еще хуже - добрая половина наших пилотов про ФАП-362 и типовую фразеологию, судя по эфиру, знать не знает. Количество лишних фраз, отсебятины и заранее не сформулированных предложений с ээээканием, "минуточку", лишних нажатий-отпусканий тангетки запредельно. Я уж не говорю о том, как говорят на английском граждане не-англоговорящих стран. Ну и как роботу прикажете их понимать? Приказать пилотам набирать сообщения на клавиатуре? - им некогда, да и те сообщения наверняка с опечатками пойдут.
Да, нужно повышать качество распознавания речи (а как иначе двигаться к ИИ?). Заодно с помощью этого несколько закрутить гайки и насчет вольностей в эфире, и насчет качества речи.
Другой вариант - на самом самолете ставить не только синтезатор речи, но и самообучаемый распознаватель речи - вон он пускай и барахтается с очередным картавящим индусом или ленивым русским, если хозяин самолета не может себе позволить нормально членораздельно говорящего пилота нанять.
Lukas сказал(а):
Вот как раз для того, чтобы в эфире обмен информацией шел четко, быстро и по единому стандарту, нужно из кресел с обеих сторон человеков вынимать и сажать машину.
Пока что всё еще остаются нестандартные ситуации, из которых именно человеки и выруливают. Не всегда, но все еще выруливают.