Частники - в космос!

На сколько лет семерка старше современных носителей? Технологии за это время не стояли на месте. И современные ракеты много легче, но и хлипче чем мастодонистые семерки.
Да дело не в возрасте. Атлас - ровесник семерки, а посмотришь - надувная сосиска.
 
Реклама
Подозреаю, что да. Точно сказаь не могу, не знаю. Помнится, когда-то смотрел процесс производства максовых сосисок и подивился отсутствием шпангоутов. Только обечайки баков.
Тогда им нужно надувать Фалькона до перегрузки с баржи.
 
Последнее редактирование:
Нет, первые ступени фальконов никто не надувает, ни после посадки, ни по пути в порт, ни на хранении.
Нью Гленн тоже никто азотом не надувал. Это моя ошибка, сорян :cry: Щас все поясню.

В первоисточнике было сказано следующее:
The upper portion of one rocket crumpled into itself, in part due to worker error, while it was being moved to a storage hangar, according to people familiar with the situation (...) Factory workers moved a huge section of New Glenn, destined for the rocket’s second flight, out of the Florida humidity and into an air-conditioned storage hangar. But they didn’t properly monitor the hardware or have pressure-release valves and it chilled down to the point where it crumpled into itself, like a crushed Coke can.
Читал я это невнимательно, куда-то торопился, и по итогу почему-то решил, что раз получился такой перепад давлений, то ступень там явно чем-то наддували во время транспортировки в горизонтальном положении (а значит, азотом, чем же еще). Ведь не может же быть такого, что ступень сама сложилась.

По факту же, видимо, все было гораздо проще. Ступень какое-то время пролежала на жарком флоридском солнышке, а потом ее завезли в прохладный кондиционируемый ангар, не обеспечив адекватной работы клапанов для выравнивания давления в баках (некоторые считают, что они вовсе были закрыты). Воздух в баках постепенно остыл, уменьшился в объеме, и ракетная ступень, не рассчитанная не такого рода давление, скукожилась :unsure:

Temperature is also a huge factor. Warm air inside the tank, when moved into a climate-controlled environment, will start to cool down and the pressure inside the tank will drop. This would be the expected result if there wasn't a sufficiently large flowpath to allow air to enter into the tank. I'm certain their engineers understood this (it's a common concern to address in handling these stages), but someone messed up on their analysis/assumptions and that flowpath was too small.
Doing a quick gas property lookup tells me that moving from a 90°F outdoor temperature to a 70°F interior would cause the tank pressure to drop from 14.7 psia to 14.16 psia (-0.54 psid across the skin).
(...)
The air inside a metal tank sitting in the Florida sun is likely to be much hotter than the ambient air. Think a car in the sun on steroids.
отсюда

Мораль: если написана какая-то сомнительная вещь, надо лезть в первоисточники, а не верить всему, что пишут в этих ваших интернетах :poop:
Прошу прощение за ввод в заблуждение :facepalm:
 
Нет, первые ступени фальконов никто не надувает, ни после посадки, ни по пути в порт, ни на хранении.
Нью Гленн тоже никто азотом не надувал. Это моя ошибка, сорян :cry: Щас все поясню.

В первоисточнике было сказано следующее:

Читал я это невнимательно, куда-то торопился, и по итогу почему-то решил, что раз получился такой перепад давлений, то ступень там явно чем-то наддували во время транспортировки в горизонтальном положении (а значит, азотом, чем же еще). Ведь не может же быть такого, что ступень сама сложилась.

По факту же, видимо, все было гораздо проще. Ступень какое-то время пролежала на жарком флоридском солнышке, а потом ее завезли в прохладный кондиционируемый ангар, не обеспечив адекватной работы клапанов для выравнивания давления в баках (некоторые считают, что они вовсе были закрыты). Воздух в баках постепенно остыл, уменьшился в объеме, и ракетная ступень, не рассчитанная не такого рода давление, скукожилась :unsure:


отсюда

Мораль: если написана какая-то сомнительная вещь, надо лезть в первоисточники, а не верить всему, что пишут в этих ваших интернетах :poop:
Прошу прощение за ввод в заблуждение :facepalm:
Тогда это обычное вакуумное схлопывание. Неинтересно.
Я-то уже понадеялся, что научились делать супер легкие оболочки.
Нет конструкторского прогресса за последние 70 лет. 😁
 
Тогда это обычное вакуумное схлопывание. Неинтересно.
Я-то уже понадеялся, что научились делать супер легкие оболочки.
Нет конструкторского прогресса за последние 70 лет. 😁
А я сразу почуял нелалное в сообщении.
Бочки эти возят туда-сюда... Такие случая должны были случаться чаще.
К стати, мутная "героическая" история о перевозке пераого Фалькона на борту Гэлакси. Там салон разгерметизировался и все почему-то переживали за ракету...
 
К стати, мутная "героическая" история о перевозке пераого Фалькона на борту Гэлакси. Там салон разгерметизировался и все почему-то переживали за ракету...
На Глобмастере :). Переживали не когда разгерметизировался, а наоборот, когда стал "герметизироваться" на снижении. Раз ракету таки помяло, значит, не зря переживали.
 
На Глобмастере :). Переживали не когда разгерметизировался, а наоборот, когда стал "герметизироваться" на снижении. Раз ракету таки помяло, значит, не зря переживали.
Так ведь вроде писали, что ракета не пострадала благодаря "героическим" действиям сопровождающих
 
Реклама
Какой-то мужик из руководства Blue Origin выложил фото (как утверждается) первого летного экземпляра второй ступени ракеты New Glenn с уже установленной на ней парой двигателей BE-3U. Данный движок представляет собой дальнейшее развитие BE-3, установленного на суборбитальной ракете New Shepard, используемой для туристических покатушек, и работает на паре водород-кислород.

Первый запуск New Glenn ожидается в начале октября (переносы на более позднюю дату возможны).

20240902-ng2nd.jpg


Есть подвижки по подготовке к запуску первой тяжелой ракеты New Glenn: уже на этой неделе на стартовом комплексе LC-36 должны провести прожиг ее второй ступени (на фото). В случае, если он будет успешным, это откроет дорогу для окончательной сборки ракеты и началу ее заправочных тестов.
 
Ещё один сгорел на работе ©
У ABL Space Systems сгорела будущая ракета RS-1. После статических огневых испытаний что-то пошло не так, возник пожар и ракета сгорела...

Думаю, это плохие новости для ABL, особенно с учетом недавнего переноса пакета запусков Локхида к Firefly (в то время как изначально Локхид, будучи инвестором в ABL, собирался использовать их ракеты). Над перспективами компании сгущаются тучи.
В ABL опубликовали подробный пресс-релиз с описанием июльской аварии (и первых итогов расследования).
Целиком его можно найти под спойлером ниже, а для форума я сделал небольшую «выжимку» в той части, что непосредственно касается инцидента:
FLIGHT 2 - STATIC FIRE UPDATE

PRE- TEST OPERATIONS
On July 19th, 2024, ABL conducted RS1 vehicle operations with the objective of a 13-second static fire of all 11 first stage engines. Our launch team commanded RS1 and GSO through a smooth, flight-like countdown. After polling "GO," we entered Terminal Count at 8:20PM, handing over control to RS for the final ten minutes of the countdown.

STATIC FIRE + INITIAL FIREFIGHTING
RS1 entered Stage 1 startup at T- 7.76 seconds. All 11 engines ignited and successfully bootstrapped, entering main-stage combustion for approximately 0.5 seconds. RS1 auto-aborted out of the test due to a low pressure reading on Engine 10 caused by a faulty pressure sensor.
Immediately after shutdown, a fire developed external to RS1's base, fed by fuel leaks from Engines 5 and 8. Water-and inert gas-based fire suppression systems were able to contain the fire, but were not able to extinguish it. Fuel offload began at T+ 04:20, with LOx offload following at T+ 09:20.

DEPLETION + LOSS OF VEHICLE
Due to the launch pad having no direct water supply, ABL relies on mobile water tanks for fire suppression. While the water system was active, vehicle temperatures were maintained within design limits. Water stores were depleted at T+ 11:30, which resulted in loss of fire containment and a progressive loss of pad systems. LOx and fuel offload capability were lost at T+ 14:28 and T+ 15:30 respectively, and all Stage 1 telemetry was lost at T+ 20:43.
At T+ 23:24, the fire exceeded the thermal capability of the structure and RS1 buckled to the pad. While a majority of plumbing and electrical connections to the Launch Mount were damaged, the structures of the Launch Mount, the Flame Deflector, and all GSO equipment behind pad berms were unharmed.

RESPONSE + PATH FORWARD
ABL immediately initiated its mishap plan and an investigation, with oversight from the FAA. Post-anomaly data review indicates Engines 5 and 8 experienced a 4.5 kHz combustion instability during startup, in alignment with the expected first tangential mode of the E2 thrust chamber. Inspections revealed significant erosion of the E5 and E8 propellant injectors and liners in a pattern consistent with instability induced failure.

Our current leading theory is that differences in the Block 2 Stage 1 propellant feed system led to a higher energy startup than on the test stand, triggering an instability in 2 of 11 engines. In 300+ prior E2 engine tests, we observed this phenomenon only once, and attributed it to a separate timing anomaly with that particular test. While our static fire sequence was within our experience, on-vehicle conditions were in a corner of the start box where we have a relatively low number and limited duration of tests. We are conducting a test campaign at our Mojave Air and Space Port test site to iteratively replicate the as-measured stage conditions and assess our theory. The investigation will also evaluate other contributing factors and potential root causes of the anomaly.
GSO will return to our Port of Long Beach facility for refurbishment. RS1 Block 2 SNO2 is well into production.
Pending the results of the investigation, we'll be ready to share more about the expected actions and timeline for these efforts.
This is not the outcome we wanted, and it eclipsed the incredible endurance and execution of our team that got Flight 2 just short of the finish line. While the campaign ended in anomaly, many key elements of RS1 and GSO were validated in the process. We look forward to concluding our investigation and incorporating these learnings into the RS1 program.
19 июля 2024 года компания ABL проводила испытания ракеты RS1, в рамках которых предстояло выполнить 13-секундное включение всех 11 двигателей первой ступени. Все двигатели успешно запустились, однако уже через 0,5 с испытание было автоматически прервано из-за низкого показания давления на двигателе №10 (что было вызвано неисправным датчиком давления). Сразу после отключения в основании ракеты возник пожар, вызванный утечками топлива из двигателей №5 и №8. Системы пожаротушения, имевшиеся на стартовом комплексе, смогли на время сдержать пожар, но по мере истощения запасов воды и инертного газа через 11 с половиной минут он разгорелся с новой силой, что привело к полному уничтожению ракеты примерно еще через 10 минут. В результате возгорания также были серьезно повреждены трубопроводы и электрика на пусковой установке.

20240903-loosers.jpeg
 
Итого:
1) использовали всего лишь один датчик для принятия критичных решений
2) надо было отключить этот двигатель и выработать топливо до конца.
Дилетанты!
 
Хочу рассказать вам одну байку, которая мне приснилась...
Сижу я знацца в забегловке в аэропорту на калифорщине... ну и разговорились с с таким же забежавшим.
Я тут, говорит, по личным делам, но вот случайно организовалась у меня экскурсия в один стартап, который тоже решил в космос двинуть.
Их тут, говорит, сейчас как грибов, причем открыт им режим наибольшего благоприятствования.
Эти конкретно получили за символическую оплату несколько ангаров и цехов каких-то бывших оборонщиков, которые на калифорщине массово гондурасили года до 96-98-го...
Трудятся в поте лица, выпускников университетов нанимают -- у них начальная стадия типа НИОКР (PoC, proof of concept) -- не хрен собачий!
А, теперь уже я говорю, ну ладно! Старые ангары с подъездными путями и какое-никакое устаревшее оборудование им досталось...
Но ведь на их теперешнем этапе в основном думать надо и много-много еще даже не рисовать, а считать требуется! Причем очень специфически считать... Откуда это расчетное know-how, да просто очень специфические расчетные методики у зеленущего стартапа?!
А! говорит -- вот тут-то собачка и порылась! Много чего получено от NASA; это же ведь public domain, разработанный на народные деньги налогоплательщиков и (после снятия грифов секретности) возвращаемый в народную собственность...
...и с этим все понятно -- если видишь на дисплеи футы, фунты, галлоны и всякие btu -- то это насовское ПО...
Но вдруг, говорит, вижу на другом мониторе метры, литры, ньютоны да джоули... а эта прогрессивная метрическая система откуда?
А мне, говорит, экскурсовод и говорит -- "Так это же у нас расчетные программы из тсаги. Их у нас добрых 50% будет."
Помню, что хотел я просить своего забегального собеседника, чем тот конкретный стартап собирается в люди космос выходить...
...но тут до меня вдруг стало доходить, что такое есть "тсаги" и я от неожиданности проснулся :(:cry:
 
А мне, говорит, экскурсовод и говорит -- "Так это же у нас расчетные программы из тсаги. Их у нас добрых 50% будет."
Нормально. Математика продавалась и передавалась по бартеру. Плохо только то, что все это передавалось в исходниках частично - часть была в виде уже собранных библиотек и поэтому народ трясется при заказе новой техники, чтобы все это работало. Все, что сейчас летает, на этом старом спроектировано.
Из последнего залез тут в модный западный код по проектированию насосов - попросили импортозаместить - полез в документацию, а там иллюстрации в виде сканов из советских книг. Обленились упыри, даже картинку не перерисовали - вся индексация наша.
 
Марсианскую миссию ESCAPADE (два аппарат: Blue и Gold) решено перенести на 2025 год. Напомню, она должна была стартовать в дебютном запуске New Glenn в октябре. Но теперь решили отправить ее тем же носителем, но позже, когда New Glenn уже будет более-менее отработан. Причиной названо опасение, что первый запуск New Glenn будет откладываться, как это обычно бывает, что приведет к геморрою с перезаправкой Blue и Gold.
 
Марсианскую миссию ESCAPADE (два аппарат: Blue и Gold) решено перенести на 2025 год. Напомню, она должна была стартовать в дебютном запуске New Glenn в октябре. Но теперь решили отправить ее тем же носителем, но позже, когда New Glenn уже будет более-менее отработан. Причиной названо опасение, что первый запуск New Glenn будет откладываться, как это обычно бывает, что приведет к геморрою с перезаправкой Blue и Gold.
Бетонная чушка в качестве полезной нагрузки стоит бесплатно, по сравнению со стоимостью проекта.
 
Реклама
Назад