Катастрофа ЕЭВС самолета Sky Wolf (Як-52) RA-0454G в Московской области 25.06.2023

Их только на мотоциклах убилось несть числа, пусть не 17, чуть постарше.
Да это понятное дело что шанс убиться на дороге неизмеримо выше на дороге, нежели так как случилось здесь. Но в данном случае даже страховку ее родные не получат. И уголовное дело будет закрыто за смертью единственного подозреваемого.
 
Реклама
(под тросы прорезаны направляющие). Раньше эта деталь была из силумина (т.е. направляющие не протирали тросы, а протирались сами).
я такой экзотики не видел никогда, чтобы направляющие тросов управления были изготовлены из силумина или иного металла - направляющие колодки тросов изготавливаются из текстолита, также направляющими являются текстолитовые ролики, что и сказано в книге "Самолет Як-52", про рычаг в этой же книге написано: "двуплечий рычаг" http://aviaclub.ru/uploads/media/Konstrukcija_samoljota_JAK52.pdf?ysclid=ljfmzo5nrp762207724
Поскольку борт частный и числится как ЕЭВС, то тросы меняются не по календарю, а по состоянию.
Серьезно, так и написано в документации ЕЭВС?, т.е. в переводе на язык русский: "можете плевать на ТУ, это частный ЕЭВС и троса менять по сроку службы не надо, он может от внутренней коррозии разрушится внутри прядей - такое разрушение коррозионное снаружи не видно, но частным лицам можно на такую мелочь не обращать внимания".
 
я такой экзотики не видел никогда, чтобы направляющие тросов управления были изготовлены из силумина или иного металла - направляющие колодки тросов изготавливаются из текстолита, также направляющими являются текстолитовые ролики, что и сказано в книге "Самолет Як-52", про рычаг в этой же книге написано: "двуплечий рычаг" http://aviaclub.ru/uploads/media/Konstrukcija_samoljota_JAK52.pdf?ysclid=ljfmzo5nrp762207724

Серьезно, так и написано в документации ЕЭВС?, т.е. в переводе на язык русский: "можете плевать на ТУ, это частный ЕЭВС и троса менять по сроку службы не надо, он может от внутренней коррозии разрушится внутри прядей - такое разрушение коррозионное снаружи не видно, но частным лицам можно на такую мелочь не обращать внимания".
А выполнялись ли вообще регламентные работы на этом самолете? А если и выполнялись, то как?
А самое плохое то, что истинную причину вряд ли выяснят. Хоть это и сугубо мое личное мнение, но не имея СОК выяснять причину все же дело бесперспективное
 
nozzle, Спасибо за ссылку. Там на странице 11 читаем:
Средний узел навески руля высоты используется для соединения левой и правой половин руля; Узел представлят собой сектор, к которому крепятся фланцы правой и Левой половин руля, рычаг с балансировочным грузом и тросовая проводка управления рулем высоты.

Я как раз имел в виду рычаг с балансировочным грузом.
"можете плевать на ТУ, это частный ЕЭВС и троса менять по сроку службы не надо, он может от внутренней коррозии разрушится внутри прядей - такое разрушение коррозионное снаружи не видно, но частным лицам можно на такую мелочь не обращать внимания".

В Цесснах так с завода, например.
 
Но в данном случае даже страховку ее родные не получат
Её никто не заставлял в кабину садиться. Помнится, на одном из аэродромов бывшего ДОСААФ под Новосибирском при подобных "покатушках" давали клиенту бумагу, в которой было написано, что самолётный спорт занятие опасное и чревато разными последствиями, вплоть до летального исхода. Соответственно, как у братьев Вайнеров: "Потерпевшие претензий не имеют".
 
А выполнялись ли вообще регламентные работы на этом самолете? А если и выполнялись, то как?
Практикуется, насколько я знаю, такая методика: заключается договор на выполнение регламентных работ периодических и прочих трудоемких видов РР с организацией по ТО всевозможной АОН авиатехники - она оформлена по ФАП-285, ИТП допущен ко всем типам обслуживаемым.
Оперативку владельцы сами делают, хоть и положено им проходить подготовку к ТО в УТО, но это большая редкость, делают по методу: "кто во что горазд и куда кривая вывезет".
 
но не имея СОК выяснять причину все же дело бесперспективное
хотя бы смогут установить целостность проводки управления, даже после пожара выкладывают все стальные детали и проверяют контровку соединений управления, а в причинах напишут стандартное: "наиболее вероятно"...
 
О чём может говорить разное положение плоскостей РВ!

yak.jpg
 
Возможно, вполне - трос тросу рознь, если срок службы не установлен и ресурс "по техническому состоянию".
Вот как раз у Як-52 изначально срок службы тросов прописан не был (НЯП). Причина: самолет спроектирован как одноразовый. 500 часов - капремонт - ещё 500 часов - на свалку. 500 часов - это 2 - 3 сезона, а бортов моложе 1991 года в стране нет вообще.
 
Реклама
По характеру излома легко отличить разрушение металла от превышения допустимых нагрузок (при ударе от землю) от, например, усталостного. Комиссия обязательно это проверит (а мы потом прочитаем в отчете). Сама по себе фотография обломков ни о чем не говорит в данном случае - удар об землю с такой вертикальной мог и не такое поломать.
 
Вот как раз у Як-52 изначально срок службы тросов прописан не был (НЯП). Причина: самолет спроектирован как одноразовый. 500 часов - капремонт - ещё 500 часов - на свалку. 500 часов - это 2 - 3 сезона, а бортов моложе 1991 года в стране нет вообще.
От "изначально" прошло более 30 лет, на сегодня, если не моложе 1991 года выпуска, то нет самолетов сроком службы с начала эксплуатации 31 год и менее этого.
Что говорят действующие бюллетени по назначенным срокам службы планера Як-52 и его компонентов? - 15 лет назад был меремонтный 600 часов и 2000 часов назначенный ресурс, срок службы 30 лет был. Но это для РОСТО ресурсные показатели были, а с ЕЭВС было индивидуально и мне критерии оценки неизвестны.
Для ЕЭВС вся канитель с ресурсами мне доподлинно неизвестна, а погибший самолет был ЕЭВС, хоть и родился он как Як-52
 
nozzle, для ЕЭВС должны были изучать каждый конкретный борт, и этот в частности. Ежегодно в процессе выдачи СЛГ.
2000 часов назначенных все борта вылетали давным-давно.
 
nozzle, для ЕЭВС должны были изучать каждый конкретный борт, и этот в частности. Ежегодно в процессе выдачи СЛГ.
2000 часов назначенных все борта вылетали давным-давно.
что и как должны это я, в теории, знаю, а вот как на самом деле региональный центр сертификации устанавливал ресурсы?, про СЛГ ЕЭВС процедура известная и до сих пор вызывающая массу вопросов, начиная от облета летчиком-испытателем...
 
Реклама
Подскажу: - Малой авиации закручивают гайки.......
да как как. Выполнять правила.
В его категории акробатики - минимальная высота (вывода не ввода) 1500 футов - 500 метров. Покатушки - некоммерческие (но стоимость полета можно разделять между собой, это ОК). У всех если больше 1 человека в кабине - парашюты. Коммерческие покатушки - с коммерческой лицензией (и никакой акробатики на не акробатических самолетах). Зачем тут велосипеды изобретать? И не смешивать _покатать знакомую_ и _тренировка по комплексу_. Это сильно разные вещи все таки.

Но то что молодой парень в 19 лет будет преувеличивать свои возможности - неизбежно. Значит его инструктор или там тренер должен бдить.
Ну и состояние самолета... Может там что то и отказало. Сказать сложно не зная деталей. Акробатические полеты всегда некоторый риск. Именно потому что отказы в таких полетах могут стать фатальными даже те которые обычно не фатальны. Поэтому катать друзей и знакомых нужно очень осторожно. Но то что в 19 лет будут биться и на мотоциклах и на (подставить по желанию) - кроме как _учить_ тут ничего не сделаешь. Альтернатива - запретить все и проиграть тем кто не запрещает а принимает этот риск.

PS. В США большинство самолетов мелкой авиации - рождены до 1980 года. И ничего, все летают, и отказов именно из за возраста крайне мало.
 
Назад