Извините если повторяюсь:
Газета труд от 11.07.06
(выделение мое)
ИРКУТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Вчерашний понедельник для России оказался тяжким вдвойне. Страна приспустила государственные флаги в знак траура по, как минимум, 122 погибшим в воскресной авиакатастрофе пассажирского лайнера А-310 авиакомпании "Сибирь" в аэропорту Иркутска. Скорбное число, увы, наверняка вырастет. Среди обгоревших обломков самолета найдены фрагменты тел, несколько человек считаются пропавшими без вести.
В воскресной трагедии в Иркутском аэропорту много загадочного. А, по словам некоторых специалистов, знающих местные условия взлета и посадки не понаслышке, - и мистического. Говорят даже о некой черной ауре аэродрома. Пилоты в Иркутск летать не любят - вряд ли есть в стране другой такой аэродром, где со столь пугающей регулярностью случаются аварии и катастрофы. Лишь в последние годы самолеты там падали и бились в 1994-м, и в 1997-м, и в 1999-м, и в 2001-м. Причины всякий раз разные: возгорание двигателя и падение давления во всех гидросистемах, внезапный отказ двигателей при взлете, сильный перегруз, ошибка пилотов.
Но одно все знают давно и твердо - аэропорт этот расположен крайне неудачно. Вокруг плотная жилая застройка, чего в принципе нельзя допускать. Самолеты садятся и взлетают, едва не задевая шасси за крыши и дымовые трубы. Маневрирование крайне усложнено. Случается - на эти самые крыши и падают. Как грохнулся 6 декабря 1997 года на головы иркутян гигантский Ан-124 "Руслан" ВВС РФ, перевозивший два истребителя Су-27 во Вьетнам. О постройке нового аэропорта власти говорят давно и безрезультатно.
Что погубило этот А-310, мы узнаем не скоро. Только когда в Москве расшифруют его "черные ящики". Надо надеяться, тогда станет исчерпывающе понятно, почему вроде бы благополучно коснувшийся "бетонки" лайнер вместо того, чтобы начать торможение, вдруг начал наоборот - разгоняться. Почему не сумел затормозить, а пронесся до конца взлетно-посадочной полосы, врезался в бетонное ограждение летного поля, а затем - в невесть по чьему разрешению построенные в опасной зоне гаражи. А-310 воткнулся в них, расплющил пилотскую кабину и салон бизнес-класса, взорвался и сгорел.
Пока старший помощник прокурора Иркутской области Александр Семенов заявил, что "версии рассматриваются в таком порядке - техническая неисправность, неблагоприятные метеоусловия и возможная ошибка экипажа". У наших компетентных собеседников есть основания полагать, что списать на погоду трагедию не получится: природных катаклизмов в городе в тот день не происходило. Это ж не сибирская зима с неизбежными в тех краях обледенениями полосы и туманами. Да, шел дождь, однако он не помешал посадке в Иркутске ни тем, кто прилетел туда до погибшего лайнера, ни тем, кто садился позже. Остаются отказ техники и неверные действия экипажа. Или, что еще вероятнее, - сочетание обоих факторов.
С техникой экспертам разбираться придется долго, а вот действия пилотов уже вызывают вопросы. Во-первых, последний доклад командира погибшего корабля А-310 Сергея Шибанова о произведенной посадке. Коллеги-пилоты утверждают, что командир поторопился - по инструкции докладывать о посадке диспетчеру следует не со "взлетки", а лишь когда самолет, сбросив скорость, покатится по рулежной дорожке. Хотя, конечно, это никак не объясняет дальнейшее, судя по всему, и для командира внезапное роковое ускорение аэробуса.
С просьбой по горячим следам прокомментировать случившееся "Труд" обратился к известным авиационным специалистам.
ВЕРСИИ
Некоторые из спасшихся пассажиров говорят, что перед столкновением с бетонным ограждением лайнер на земле набрал скорость. Мы решили выяснить у наших экспертов, могло ли это стать причиной трагедии?
ВЛАДИМИР ГЕРАСИМОВ, ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ, ПИЛОТ 1-ГО КЛАССА:
- Катастрофа в Иркутске могла произойти по техническим причинам. Дело в том, что в момент приземления створки на двигателях перекладываются на обратную тягу, после чего он увеличивает обороты. При этом реактивная струя выходит не назад, а вперед под определенным углом - так и происходит реверсивное торможение. Могло случиться, что в момент торможения A-310 режим работы двигателя увеличился, но створки на обратную тягу не переложились, режим реверса не сработал. В результате самолет уже на полосе набрал скорость, и случилась трагедия.
Другой технический вариант - это отсутствие торможения самолета и выхода колес на режим глиссирования или аквапланирования. Проще говоря, если перед колесами образуется водяная пленка, то они не вращаются, а как бы скользят по поверхности безо всякого торможения. Но так бывает, если полоса не просто мокрая, а покрыта слоем воды. Все варианты возможных отказов техники должны проверяться в ходе летных испытаний самолета при получении сертификата. А проводились они или нет - это установит правительственная комиссия.
ГЕРОЙ РОССИИ МАГОМЕД ТОЛБОЕВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ:
- Причину катастрофы специалисты определят только после расшифровки бортовых самописцев, изучения обломков аэробуса. Но некоторые детали мне, как опытному летчику, уже сейчас кажутся странными. В той ситуации, когда самолет неожиданно рванулся вперед, первое, что должны были сделать пилоты, - выключить двигатель, обесточить машину. Тогда, скорее всего, удалось бы избежать возгорания и таких жертв. В авиакомпаниях работают сейчас хорошие летчики. Но их плохо учат, как надо действовать в экстремальных обстоятельствах. Пока летают по прямой - все в порядке. Но как только нештатная ситуация, теряются, оказываются к ней не готовы.
АНАТОЛИЙ ЭКЗАРХО, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНДИРЕКТОРА АО "ДОМОДЕДОВСКИЕ АВИАЛИНИИ":
- Считают чудом, что в такой страшной катастрофе уцелели десятки пассажиров. За это они могут благодарить судьбу и службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта. Полагаю, что специалисты в той ситуации сделали все, что было в их силах. Я знаю, как усиленно тренируют спасателей в нашем аэропорту. Уверен, что такую же подготовку прошли ребята и в Иркутске.
ЗВОНОК В ИРКУТСК
Мы связались с наземными службами аэропорта. Нам рассказали, что самолет садился со стороны Байкала. Представитель службы метеообеспечения подчеркнул: погодные условия в этот день были нормальные. Хотя шел слабый дождь, коэффициент сцепления колес с посадочной полосой составлял О,5 - это вполне нормально. Поскольку аэропорт находится в черте города, вокруг него расположены и жилые дома, и гаражи. В УВД аэропорта считают, что жертв могло быть еще больше, если бы на пути самолета не оказались эти самые гаражи. Тогда лайнер промчался бы дальше и врезался в жилую пятиэтажку.
ЗВОНОК В ТУЛУЗУ
Cовершавший рейс по маршруту Москва - Иркутск А-310 был передан "Аэрофлоту", затем компании "Сибирь" на условиях лизинга - долгосрочной аренды. Наш корреспондент в Париже связался с концерном "Аэробус", штаб-квартира которого находится на юго-западе Франции в Тулузе, и задал его представителю Анн Галаберт несколько вопросов.
- Каково было техническое состояние авиалайнера А-310, потерпевшего катастрофу в Иркутске?
- Самолет был сдан в эксплуатацию в июне 1987 года, выполнил более 10 тысяч полетов. Оснащен моторами компании "Пратт энд Уитни" PW 4152. Что же касается обслуживания, то этим занималась компания, которая его эксплуатировала. Концерн "Аэробус" ведает этими вопросами первые годы после его ввода в эксплуатацию в рамках гарантийного обслуживания, как это, к примеру, происходит с автомобилями.
- А-310 производится уже свыше 20 лет. Не устарели ли они?
- Мы считаем лайнер надежной машиной. На данный момент около 30 компаний мира, включая французские, продолжают использовать 229 аэробусов этого типа. Но на смену старой модели приходят новые, поэтому через год мы намереваемся прекратить выпуск А-310.
- Ваши специалисты уже вылетели на место катастрофы?
- В Россию отправились эксперты "Аэробуса", а также бюро по расследованию и анализу авиакатастроф из генеральной дирекции гражданской авиации. Когда речь идет о крушениях самолетов, произведенных во Франции, это обязательная процедура, хотя в концерн входят также англичане, испанцы и немцы. Специалисты примут участие в расследовании обстоятельств, помогая российским коллегам установить причины трагедии.
Вячеслав ПРОКОФЬЕВ, соб. корр. "Труда"
ПАРИЖ