Катастрофа самолета Boeing 737-500 PK-CLC в Индонезии 09.01.2021

Для примера страничка из АОМ ( operations manual) посвященная автоматическому перезапуску:

Посмотреть вложение 759930
машинный перевод: " FADEC контролирует и автоматически включает оба воспламенителя, а также планирует повторный расход топлива в случае возгорания двигателя. кроме того, значок wml отображается рядом с соответствующим двигателем N2 и представляет собой срабатывание автоматического повторного включения во время попыток автоматического повторного включения двигателя.
Если повторное зажигание двигателя не происходит в течение 30 с или N2 падает ниже 7,2%, то автоматическое повторное зажигание можно считать неудачным и вручную прекратить его, переместив ручку переключателя пуск/стоп в положение стоп.
Для автоматического переpезапуска в полете FADEC не имеет защиты от горячих стартов зависание начинается или не загорается.
Во время наземных операций попытки автоматического перезапуска прекращаются, и топливо отключается, если обороты двигателя падают ниже 52 процентов N2.
 
Реклама
ФАДЭК, как любая машина, а это машина цифровая электронно-вычислительная, не живет самостоятельной жизнью (не обладает искусственным интеллектом), а выполняет алгоритмы программ, записанных в ПЗУ.
Поэтому хотелось бы понять, какой закон управления (алгоритм) выполняет ФАДЭК, запуская двигатель после самовыключении? - при самовыключении: гаснет факел пламени, перекрывается топливо в магистралях топливных форсунок клапанами запорными, падают обороты турбокомпрессора до оборотов автротации ротора.
Для запуска необходимо подключить электроситему зажигания, отработать программу пусковой панели запуска, по какому таком алгоритму такое действие предусмотрено для ФАДЭКа после самовыключения?
Вообще-то решение о повторном запуске в воздухе должен принимать человек, а не машина. По той простой причине, что до выяснения причины самовыключения двигателя повторный запуск несет в себе риск нарваться на неприятности.
 
Вообще-то решение о повторном запуске в воздухе должен принимать человек, а не машина. По той простой причине, что до выяснения причины самовыключения двигателя повторный запуск несет в себе риск нарваться на неприятности.
Не говори, для меня это звучит дико, как это: "железяка может решение принять, не зная причины выключения двигателя"?
Эти английские тексты правильно понять может англоязычный, перевод на русский не всегда корректен.
В тексте упоминается переключатель "старт/стоп", я так понимаю, что он должен стоят в положении СТАРТ, чтобы авто перезапуск произошел?, значит его кто то должен переключить вручную?
 
Последнее редактирование:
По моему текст кристально ясен.
Ну если хотите, то поправлю ваш перевод.
FADEC контролирует обороты N2 и автоматически включает оба канала зажигания , а также запускает и контролирует стартовое топливо в случае срыва пламени в двигателе.
Значок WML (windmealing - авторотация) отображается на индикаторе соответствующего двигателя, подтверждая попытку автоматического перезапуска двигателя.
Если повторный запуск двигателя не происходит в течение 30сек или обороты N2 падают ниже 7,2%, то перезапуск можно считать неудачным и необходимо вручную прекратить его, переместив ручку переключателя пуск/стоп в положение стоп. (У ручки три положения STOP\RUN\START в полете в положении RUN)
При автоматическом переpезапуске в полете FADEC не имеет защиты от заброса температуры, зависания оборотов и не розжига смеси.
Во время наземных операций попытки автоматического перезапуска прекращаются, и топливо отключается, если обороты двигателя падают ниже 52 процентов N2.
 
Последнее редактирование:
Вообще-то решение о повторном запуске в воздухе должен принимать человек, а не машина. По той простой причине, что до выяснения причины самовыключения двигателя повторный запуск несет в себе риск нарваться на неприятности.
Это Вы, как человек и бортинженер, можете "нарваться на неприятности", приняв ошибочное решение на быстрый повторный запуск, зафиксировав самовыключение. Ибо точно не знаете причину. А современный б/и - фадек - причину знает точно)) И если он сам (ну или пилот через него) не давал команду на выключение - то перезапуск никаких неприятностей не сулит.
 
Последнее редактирование:
Это Вы, как человек и бортинженер, можете "нарваться на неприятности", приняв ошибочное решение на быстрый повторный запуск, зафиксировав самовыключение. Ибо точно не знаете причину. А современный б/и - фадек - причину знает точно)) И если он сам (ну или пилот через него) не давал команду на выключение - то перезапуск никаких неприятностей не сулит.
Для того, чтобы ФАДЕК осуществил автоперезапуск необходимо установить переключатель запуска в положение START , делается это руками человека в кокпите, т.к. в полете переключатель стоит в положении RUN .
Ваш сарказм не удачен: "А современный б/и - фадек - причину знает точно))", ФАДЕК это железяка, которая отрабатывает программы, написанные человеком, никаких причин ФАДЭК не знает и знать не может.
 
Boeing Co. 15 февраля разослал клиентам Технический бюллетень по производству полетов, в котором, в частности, говорится: «Потеря управления в полете остается самой серьезной причиной несчастных случаев со смертельным исходом в коммерческой авиации. Этот бюллетень призван подчеркнуть важность активного мониторинга состояния самолета при управлении траекторией полета самолета. Навыки активного мониторинга необходимы для раннего обнаружения условий, которые могут привести к попаданию самолета в сложное пространственное положение. Высокоавтоматизированные и надежные системы управления полетом значительно снизили нагрузку на пилотов, но потребность в мониторинге сложных систем возросла. Незначительные отклонения, такие как просто выход за пределы крена в повороте или медленный полет при заходе на посадку, могут привести к большему отклонению от намеченной траектории полета и создать условия для попадания самолета в сложное пространственное положение и потенциальной потере управления».
То есть, повнимательнее там, потому как без автоматики самолет, бывает, сам летает, а с автоматикой, сюрприз, - сам падает.
#autoremove
Шёл 21-й век и производитель понял что в некоторых районах приближенных к экватору оказывается 30 секунд отвлечения от мониторинга достаточно для того чтобы сонный непримечательный полёт отделить от гроба. А SouthWest Airlines, сожалению есть только в США. Как бы то ни было, а вроде автопилот есть, но в то же время "лети" вместе с самолетом непрерывно, или следите за техническим состоянием матчасти на земле.
Бибикалки каке-нибудь уже никак не изобрести на classic, чтобы будить в случае возникновения "условий, которые могут привести к попаданию самолета в сложное пространственное положение", а то ведь этим не закончится, а "активно мониторить" как ни крути, а очень правильное благое пожелание ?
 
Последнее редактирование:
Ваш сарказм не удачен: "А современный б/и - фадек - причину знает точно))", ФАДЕК это железяка, которая отрабатывает программы, написанные человеком, никаких причин ФАДЭК не знает и знать не может.
А человек - это кусок мяса, который отрабатывает программы, написанные генератором случайных чисел и отобранные эволюцией, и никаких причин знать тоже не может, да?
 
Для того, чтобы ФАДЕК осуществил автоперезапуск необходимо установить переключатель запуска в положение START , делается это руками человека в кокпите, т.к. в полете переключатель стоит в положении RUN .
Ваш сарказм не удачен: "А современный б/и - фадек - причину знает точно))", ФАДЕК это железяка, которая отрабатывает программы, написанные человеком, никаких причин ФАДЭК не знает и знать не может.
Мдя...
Тяжёлый случай))
 
Реклама
Ну датчиков у него в двигателе хватает и я думаю, что закон управления написан как рад под всякие срывы пламени, а в случае вибрации и т.п. он повторно не будет пытаться включаться. И, да - делает это он в положении RUN, а START - это ручной запуск.
 
Это Вы, как человек и бортинженер, можете "нарваться на неприятности", приняв ошибочное решение на быстрый повторный запуск, зафиксировав самовыключение. Ибо точно не знаете причину. А современный б/и - фадек - причину знает точно)) И если он сам (ну или пилот через него) не давал команду на выключение - то перезапуск никаких неприятностей не сулит.
А не допускаете, что и фадек может "ошибиться"?
 
Ну датчиков у него в двигателе хватает и я думаю, что закон управления написан как рад под всякие срывы пламени, а в случае вибрации и т.п. он повторно не будет пытаться включаться. И, да - делает это он в положении RUN, а START - это ручной запуск.
Не вижу на В-737-500 такого положения селектора запуска как RUN, так в каком положении должен находится селектор запуска для автозапуска и по какому алгоритму ФАДЭК , при каких условиях, автозапуск производится?
1613834622564.png
 
Подумайте, каждый второй отказ двигателя на взлете кончался бы тогда подобным кувырком.
Вот совершенно не довод.
Все завершатся кувырком если отказ двигателя при подобной конфигурации самолета (разнесенные) игнорировать.
 
Не вижу на В-737-500 такого положения селектора запуска как RUN, так в каком положении должен находится селектор запуска для автозапуска и по какому алгоритму ФАДЭК , при каких условиях, автозапуск производится?

Подозреваю что TG говорил о более современном типе ВС. К -500 и обсуждаемому случаю это не относится.
 
Подозреваю что TG говорил о более современном типе ВС. К -500 и обсуждаемому случаю это не относится.
Почему не относится, если мы обсуждаем тему: "Катастрофа самолета Boeing 737-500 PK-CLC в Индонезии 09.01.2021"?
 
nozzle,
вы как то не на шутку разошлись, что при отсутствии багажа знании или опыта смотрится чуток забавно уже. ))
Я и не летаю на боингах все что меня интересует о них, спрашиваю у коллег из соседней эскадрильи.
Разговор о перезапуске возник после описания моего тренажерного случая намедни.
Так как народ интересовался новыми знаниями тема и расширилась .
Боинг в этом плане достаточно уныл и отстает уже на пару поколений в теме применения авионики.
Примерно так же наша советская авиация стремительно отставала в применяемых решениях в свое время.
 
о более современном типе ВС.
Да и несовременные советские, имели неска похожие моменты в работе своих противопомпажных систем в автоматическом режимах. Да и автоматический запуск был реализован в 60, разве что с участием летчика


Здесь похоже, фадек начинает автоматический встречный запуск.
 
Реклама
Да и несовременные советские, имели неска похожие моменты в работе своих противопомпажных систем в автоматическом режимах. Да и автоматический запуск был реализован в 60, разве что с участием летчика


Здесь похоже, фадек начинает автоматический встречный запуск.
А что, были ручные противопомпажные устройства? Не припоминаю таких. ПоделИтесь, если нетрудно , информацией, пожалуйста!
 
Назад