Катастрофа самолета Boeing 737 Max 8 в Индонезии 29.10.2018 - обсуждение

Что то не упомню таких уж "предвариловок" от Индонезии. Было упомянуто об отказе в предыдущем полете,но это ещё ни о чем не говорит,возможно прична была совсем в другом.
В предыдущем полете АОА слева была существенно выше чем справа (на 20 градусов). Скорость аналогично, то есть слева стикшейкер, а справа молчок. Конечно это может быть не одна и та же причина. Выводы - ваши, а мои - мои.

Тут конечно собрались специалисты по 737 и MAX в особенности,можно перетирать особенности систем до посинения.Но не думаю я,что тут есть хоть один конструктор с Боинга который может аргументированно объяснить почему было применено то или иное конструкторское решение.И,если не секрет, какое отношение к авиации и конкретно к семейству 737 есть конкретно у вас уважаемый,что позволяет вам делать столь далеко идущие выводы из происшествия?
Как Вам сказать... Выводы настолько очевидны, что не нужно быть Боинговодом. Собственно выводов три:
- не гоже не экипажу знать процедур
- не гоже Боингу такие вещи не доводить до сведения
- не гоже вылетать с дефектами
 
Реклама
По факту - нет.


В резервирование входит экипаж (дожились - экипаж не что иное как резервирование) , если про это уже все забыли. Сама система была вполне отключаема и управляема.
P.S. как посмотришь на гарфики как они возвращали стабилизатор назад, то пресловутое "кнопкодавы" не сможет найти лучшей иллюстрации. Увы и ах.
"По факту нет" это когда система не работает на земле и присутстсвует соответствующая сигнализация.
Ручное включение обогрева ППД , тоже вполне включаемо и управляемо для любого дисциплинированного пилота, но все хотят автомат.. Управляемая система должна позволять быстро отключать себя ,если у нее свихнулись мозги, я имею ввиду механизм тряски штурвала и функцию определения угла атаки для предотвращения сваливания. Кнопка быстрого отключения автопилота стоит на штурвале, вот рядом с ней или где нибудь на верхнем щитке ,должны быть и другие кнопки. А тут получается ерунда, у нас датчик ложно сработал, а мы рубим всю систему управления стабилизатором.
 
А тут получается ерунда, у нас датчик ложно сработал, а мы рубим всю систему управления стабилизатором.
Нееет :) Где для экипажа написано что ложный датчик? У экипажа борьба с чем? Со стабилизатором. Другие проблемы полета есть? Ну там, падаем, кренимся спонтанно. Нет. Боремся со стабилизатором. Это что? Да runaway stabilizer в чистом виде. Да, рубим и потом живые на земле. А вот только потом начинается выкатка на производителя, мол все это полная чушь.
 
"По факту нет" это когда система не работает на земле и присутстсвует соответствующая сигнализация.
Ручное включение обогрева ППД , тоже вполне включаемо и управляемо для любого дисциплинированного пилота, но все хотят автомат.. Управляемая система должна позволять быстро отключать себя ,если у нее свихнулись мозги, я имею ввиду механизм тряски штурвала и функцию определения угла атаки для предотвращения сваливания. Кнопка быстрого отключения автопилота стоит на штурвале, вот рядом с ней или где нибудь на верхнем щитке ,должны быть и другие кнопки. А тут получается ерунда, у нас датчик ложно сработал, а мы рубим всю систему управления стабилизатором.
На штурвал или перед глазами все кнопки вывести не возможно.Отлючение стаба на 737 стоит вполне в досягаемом для обоих пилотов месте. И на 737 на стаб,как уже было упомянуто, много чего завязано, так что в случае непоняток лучше его совсем электрически вырубить. 737 вообще по моему очень не прост в эксплуатации при всей кажущейся простоте.
 
Нееет :) Где для экипажа написано что ложный датчик? У экипажа борьба с чем? Со стабилизатором. Другие проблемы полета есть? Ну там, падаем, кренимся спонтанно. Нет. Боремся со стабилизатором. Это что? Да runaway stabilizer в чистом виде. Да, рубим и потом живые на земле. А вот только потом начинается выкатка на производителя, мол все это полная чушь.
Где написано что ложный датчик? А табло о рассогласовании показаний АОА (не помню как оно по английски), для кого горело? Раз уж сэкономили на установке указателей угла атаки, то надо на это табло четырьмя глазами смотреть. А РЛЭ , при загорании этого табло , должно сразу рекомендовать отключать стабилизатор , если уж другое ничего не возможно отключить, пока он не поехал гулять от неисправного датчика
 
Нееет :) Где для экипажа написано что ложный датчик? У экипажа борьба с чем? Со стабилизатором. Другие проблемы полета есть? Ну там, падаем, кренимся спонтанно. Нет. Боремся со стабилизатором. Это что? Да runaway stabilizer в чистом виде. Да, рубим и потом живые на земле. А вот только потом начинается выкатка на производителя, мол все это полная чушь.
Согласен. Непонятно, какой датчик сглючил.
Проще отрубить всё и вернуться на землю на большой Цессне с реактивными двигателями, а там пусть разбираются.
Да и по времени это быстрее, чем полноценный troubleshooting в воздухе. Кстати, это одна из проблем на Airbus - обработка отказов. Пилоты с опытом Airbus говорят о простоте и логичности обработки отказов на Боинге. На Airbus ECAM actions - и понеслась...(с)
#автоудаление
 
Где написано что ложный датчик? А табло о рассогласовании показаний АОА (не помню как оно по английски), для кого горело? Раз уж сэкономили на установке указателей угла атаки, то надо на это табло четырьмя глазами смотреть. А РЛЭ , при загорании этого табло , должно сразу рекомендовать отключать стабилизатор , если уж другое ничего не возможно отключить, пока он не поехал гулять от неисправного датчика
Там не табло,там надпись АОА Disagree на PFD вроде бы....
 
Там не табло,там надпись АОА Disagree на PFD вроде бы....
Плюс non-normal checklist в QRH, который приводит к Airspeed Unreliable.
Уход стабилизатора на кабрирование/пикирование вообще действия по памяти. О чём разговор - непонятно.
 
На штурвал или перед глазами все кнопки вывести не возможно.Отлючение стаба на 737 стоит вполне в досягаемом для обоих пилотов месте. И на 737 на стаб,как уже было упомянуто, много чего завязано, так что в случае непоняток лучше его совсем электрически вырубить. 737 вообще по моему очень не прост в эксплуатации при всей кажущейся простоте.
Такие вещи, кнопки быстрого отключения , обычно компонуются конечно же не на штурвале, а на отдельном пультике управления полетом на козырьке верхнего электрощитка , места много не занимают. Да Бог с ним, как сделали так и сделали. Почему тогда одновременно с загоранием табло о рассогласовании АОА , не работает речевая информация "ОТКЛЮЧИ УПРАВЛЕНИЕ СТАБИЛИЗАТОРОМ" и не загорается одноименное сообщение? Зачем надо ждать когда стаб начнет разгоняться на пикирование?
 
Плюс non-normal checklist в QRH, который приводит к Airspeed Unreliable.
Уход стабилизатора на кабрирование/пикирование вообще действия по памяти. О чём разговор - непонятно.
Секундное дело отрубить электрику от стаба и если он нужен то дальше ручками покрутить можно.
 
Реклама
Такие вещи, кнопки быстрого отключения , обычно компонуются конечно же не на штурвале, а на отдельном пультике управления полетом на козырьке верхнего электрощитка , места много не занимают. Да Бог с ним, как сделали так и сделали. Почему тогда одновременно с загоранием табло о рассогласовании АОА , не работает речевая информация "ОТКЛЮЧИ УПРАВЛЕНИЕ СТАБИЛИЗАТОРОМ" и не загорается одноименное сообщение? Зачем надо ждать когда стаб начнет разгоняться на пикирование?
А в Боингах речевых указаний кроме как от EGPWS вообще нет,как то обходятся.Видимо рассчитывают на то,что те кто сидит в кокпите знают,что делают.
 
Где написано что ложный датчик? А табло о рассогласовании показаний АОА (не помню как оно по английски), для кого горело? Раз уж сэкономили на установке указателей угла атаки, то надо на это табло четырьмя глазами смотреть. А РЛЭ , при загорании этого табло , должно сразу рекомендовать отключать стабилизатор , если уж другое ничего не возможно отключить, пока он не поехал гулять от неисправного датчика
Ну Вы в данном тезисе безусловно последовательны до предела. Я полностью с Вами согласен. Надо было! Но его не было. Как бы вопрос, а почему не автоматизровать этот момент даже не поднимаю. А что? Бамц, сигнал прошел, стабилизатор бумц и оклюючился. Табло" управляй стабом вручную." Оба-на, тут оказывается и экипаж зачем-то понадобился. Правда он пока не совершенно понял зачем, ну да ладно. Управляем вручную. Не, это нормально. Я как раз таки за.
 
Такие вещи, кнопки быстрого отключения , обычно компонуются конечно же не на штурвале, а на отдельном пультике управления полетом на козырьке верхнего электрощитка , места много не занимают. Да Бог с ним, как сделали так и сделали. Почему тогда одновременно с загоранием табло о рассогласовании АОА , не работает речевая информация "ОТКЛЮЧИ УПРАВЛЕНИЕ СТАБИЛИЗАТОРОМ" и не загорается одноименное сообщение? Зачем надо ждать когда стаб начнет разгоняться на пикирование?
Вопрос того же уровня, как упомянутый Вами выше обогрев ПВД на Ан-148.
Сделано так.
Можно было сделать по-другому и лучше? Да, можно. В обоих случаях.
Я выше по ветке уже говорил, что это один из больших недостатков 737. Даже на MD-83 было реализовано.
 
Я на 100% с Вами в этом согласен и на отечественной технике мы почти никогда не читали эти рекомендации. Все действия основывались на хорошем знании оборудования и опыте, но современная система требует точного выполнения всех рекомендаций разработчика. Код отказа - список работ по этому коду. Это снимает ответственность и расслабляет народ , но в принципе позволяет не сильно углубляться в конструкцию при изучении самолета. Но вот если рекомендации производителя не помогли, то тут может начаться ступор.
Не поверите, это пришло к вам из нашего (пилотского) "передового" опыта внедрения стандартов (SOP).
Удивительно, почему люди не могут остановиться вовремя?
Работает механизм инерции сознания?!.
Уздечка СОПОВ на грамотных самоуверенных спецов (пилотов/технарей), сначала ложится правильно. Но потом под этой уздечкой растут поколения людей ничего кроме нее не знающих именно потому, что я выделил в Вашем тексте курсивом. Но стереотип (главенства SOP) запущен и по инерции продолжает обострять ситуацию, несмотря на то, что его совершенствуют, совершенствуют, совершенствуют...
Некогда я встречал в текстах термин overproceduralization, сейчас его уже не нагуглить, сгинул! А зря.
И самое хреновое, что эта тенденция может привести к ступору системы.
 
Плюс non-normal checklist в QRH, который приводит к Airspeed Unreliable.
Уход стабилизатора на кабрирование/пикирование вообще действия по памяти. О чём разговор - непонятно.
Разговор о том,что мало оказывается действий, получается , что сообщение АОА Disagree уже говорит о том,что сейчас может поехать стаб и мне думается, что надо отключать датчик от стабилизатора, а не стабилизатор от самолета. Но если выключалки такой нет, то действия по памяти , при таком вот сообщении ,сразу должны выключать весь этот стаб со всеми его приблудами.
 
А в Боингах речевых указаний кроме как от EGPWS вообще нет,как то обходятся.Видимо рассчитывают на то,что те кто сидит в кокпите знают,что делают.
Отнюдь. Bank Angle, Airspeed Low например. Когда самолёт начинает разговаривать - это жутковато :)
#автоудаление
 
Отнюдь. Bank Angle, Airspeed Low например. Когда самолёт начинает разговаривать - это жутковато :)
#автоудаление
Разве Bank Angle, Airspeed Low на 737 озвучиваются? Что то не помню таких криков в кокпите.....Хотя на земле это ещё надо умудриться такого добиться :) Насколько мне помниться на 737 все на гудках и клакерах....Хотя.... вроде при проверках EGPWS слышал такие вещи....
#автоудаление
 
Разговор о том,что мало оказывается действий, получается , что сообщение АОА Disagree уже говорит о том,что сейчас может поехать стаб
Стаб «поедет» только в случае больших кренов, малых скоростей и убранной механизации.
Проще отключать алгоритм MCAS по разнице показаний АОА. Скорее всего реализуют этот костыль, тем более, что он требует только доработки программ, без железа, а в QRH допишут что-то типа «при появлении AOA Disagree избегайте больших кренов на малых скоростях с убранной механизацией». Вполне в духе Боинга. Летайте с головой.
 
Реклама
Разве Bank Angle, Airspeed Low на 737 озвучиваются? Что то не помню таких криков в кокпите.....Хотя на земле это ещё надо умудриться такого добиться :) Насколько мне помниться на 737 все на гудках и клакерах....
#автоудаление
Там ещё и Terrain/Obstacle Pull Up, и Windshear, и Too Low Flaps/Gear :) FCOM том 2, раздел 15.
Да и в воздухе тоже надо умудриться ;)
 
Назад