Управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации завершено расследование по уголовному делу, возбужденному по факту катастрофы 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково французского самолёта «Falcon-50ЕХ», повлекшей смерть трех членов экипажа и пассажира - главы нефтегазовой компании «TOTAL» Кристофа де Маржери.
Обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц), предъявлено сотрудникам Внуковского центра организации воздушного движения филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: руководителю полетов Роману Дунаеву, диспетчеру-инструктору Александру Круглову, диспетчеру руления Надежде Архиповой, диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун, осуществлявшей под контролем инструктора непосредственное управление экипажем французского самолёта, а также работникам аэродромной службы ОАО «Аэропорт Внуково»: водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, старшему сменному инженеру Владимиру Леденеву.
Следствием установлено, что непосредственной причиной крушения самолёта «Falcon-50ЕХ» F-GLSA послужило столкновение при взлете воздушного судна со снегоуборочной машиной, которая под управлением водителя Мартыненко, выехала в нарушение правил на взлетно-посадочную полосу при отсутствии контроля за его действиями со стороны старшего сменного инженера Леденева.
Дополнительными факторами, послужившими причиной авиакатастрофы, явились допущенные нарушения авиационных правил со стороны диспетчеров Дунаева, Архипова, Кривсун и Круглова. При наличии информации локатора обзора летного поля на мониторах, которыми оборудованы их рабочие места, обвиняемые ненадлежаще исполняли свои обязанности, нарушили авиационные правила и в результате о движении спецмашины в сторону взлётно-посадочной полосы, а в последующем выехавшей на траекторию движения воздушного судна не сообщили пилотам, осуществлявшим взлёт, о возникшей на их пути опасности. В связи с этим пилоты не имели возможности принять меры к предотвращению столкновения воздушного судна с препятствием. При этом диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолёта со спецмашиной, но не предприняли к этому необходимых действий.
Особо необходимо отметить, что расследование данного уголовного дела было осуществлено в кратчайшие сроки - в течение пяти месяцев, что является достижением не только для следственной практики Российской Федерации, но и мирового расследования авиационных катастроф, которые, как правило, длятся от 3 до 10 лет.
При этом особая сложность в расследовании уголовного дела состояла в участии иностранных представителей, исполнении международных запросов о правовой помощи, а также проведении соответствующей работы с французскими потерпевшими, находящимися на территории иностранных государств.
Основными доказательствами вины фигурантов являются показания самих обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, специалистов, многочисленные протоколы следственных действий, заключения авиационно-документальных судебных экспертиз.
В настоящее время 6 обвиняемых и 14 их защитников завершили ознакомление с материалами уголовного дела, составляющего 68 томов, более 400 вещественных доказательств и приложений к протоколам следственных действий.
Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело передано в Генеральную прокуратуру РФ для рассмотрения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления в суд для рассмотрения по существу.
Для устранения условий, способствовавших совершению преступления, Министру транспорта Российской Федерации внесено представление, при положительном рассмотрении которого, по мнению следствия, в будущем при возникновении подобных обстоятельств будет возможность избежать авиакатастрофы и человеческих жертв.
http://sledcom.ru/news/item/961900/