Из старенького, познавательно
...Было установлено, что многие самолеты, снабженные электродистанционной системой управления (ЭДСУ, Fly-by-Wire),
демонстрировали события РСЛ (раскачка)
События РСЛ обычно происходят, когда пилот участвует в очень слож-
ной задаче управления в замкнутом контуре. Например, многие из них
имели место при выполнении захода
на посадку и приземлении, особенно в случаях когда пилот обеспокоен
низким уровнем топлива, неблагоприятными погодными условиями, аварийными ситуациями или другими обстоятельствами. В этих
условиях участие пилота в замкнутом контуре управления весьма интенсивно и необходима его быстрая реакция и точное выполнение команд со
стороны ЛА. Несмотря на это, эти операции как правило не вызывают
РСЛ. События РСЛ не происходят, пока не существует переходного за-
пускающего механизма, «триггера», который накладывается на и без того
требовательные операции с ЛА или требует еще более высокой точности
выполнения. Типичные триггеры включают в себя скачки динамики эффективного самолета (с учетом действия СУП), вызванные увеличением
амплитуды команд пилота, изменениями функционирования СУП, незначительными механическими неисправностями или значительными атмосферными возмущениями. Другие триггеры могут возникать из-за несоответствия между ожиданиями пилота и реальностью. При неожиданном
появлении некоторого вида РСЛ, при проектировании новых самолетов выполняются действия во избежание условий, которые, как представляется,
лежат в основе такого типа РСЛ. Поскольку другие РСЛ возникают при
других обстоятельствах, цикл совершенствования разработки повторяется. Со временем понимание явления улучшается, устраняются некоторые
причины, но возможноять возникновения колебаний в замкнутом контуре
системы пилот-самолет остается, изменяются только детали с изменением
самолета и конструкции СУП.
С точки зрения пилота, существуют три вида колебаний, начиная от
«мягких» – во время обучающих полетов, и заканчивающихся серьезными
и потенциально опасными . Легкие покачивания преодолеваются
путем выхода пилота из замкнутого контура управления. Напротив, во
многих серьезных РСЛ пилот становится «привязанным» к поведению, которое поддерживает колебания, даже при том, что он часто чувствует себя
полностью отключенным от системы. Если недостатки в эффективной динамике ЛА существенно линейны по своему характеру, такие как чрезмерная задержка времени в ответ на управляющий сигнал пилота, то может
возникнуть РСЛ категории-I. Если эффективная динамика самолета изменяется в зависимости от амплитуды команды пилота или смены режимов
СУП, тем самым создавая нелинейное внезапное изменение (срыв) в эффективной динамике самолета, результирующим РСЛ присваивается либо
категория II (когда доминирующие нелинейности связаны с ограничением
скорости или положения поверхностей управления) или категория III (ко-
гда нелинейные изменения являются более сложными). РСЛ категорий II
и III особенно коварны, потому что эффективная динамика самолета и свя-
занные с ней летные качества могут быть хорошими вплоть до начала РСЛ.
Выявление потенциала для этих РСЛ, которые почти всегда возникают в
необычных условиях, когда система ЛА работает вблизи границ устойчивости, является серьезной проблемой для пилотов и инженеров-испытателей