Расследование завершено Катастрофа вертолета Agusta Westland AW119 MKII RA-01908 в Республике Бурятия 30.12.2018

Если не было поэтапного контроля, то как проконтролировать собранный агрегат? Крышка стоит, гайка закручена, законтрена. Читал по диагонали, понял, что и концов - кто разбирал/собирал не нашли. А если работали не по чертежу, а как было так и собрал, то и подавно. Жаль, что КВС правильное решение не принял вовремя, когда была поступательная скорость.
 
Вляпались по полной ООО "Уральская вертолётная компания": сначала прислали комиссии МАК поореперационку, где этот пункт был прочёркнут Z - не выполнялся, потом прислали с этим же номером пооперационку с подписями за исполнение и контроль.
Моё мнение, судя по чертежу, колпачковая гайка не могла отвернутся, если её законтрили проволокой, поскольку колпачковая гайка упирается в наружное кольцо подшипника внешнего.
Неправильно было установлено внутреннее кольцо, оно фиксируется гайкой штока, гайка контрится шплинтом - на фото нет ни гайки штока, ни остатков от подшипников - они куда подевались, если гайка штока была законтрена?

 
могло, но как вышли из положения, те контрил сказать не могу, варианты мои: поставить тонкую шайбу, пропилить поглубже прорези в коронке гайки, поставить более тонкий шплинт, - как они поступили я не знаю. Бывают гайки с глубокими прорезями в коронке и их хватает под штатный шплинт, - как тут было не знаю.
Колпачковая гайка удержит внутри всё, что под ней находится, даже, если отвернётся гайка штока или подшипники развалятся - на Ми-2 и 8 так же сделано, но в подшипники в эксплуатации никто не залезает, только в ремонте.
На Ми-8 измеряют люфт подшипника штока РВ, если он более 8 сотых миллиметра, то РВ снимают и в ремонт.
По моему итальянцы ухватились за версию неправильно установленного подшипника (его поставили наоборот, перевернули на 180 градусов, вероятно не знали, что он только в одном положении устанавливается) и вообще не рассматривали: "почему колпачковая гайка отвернулась"?
 
...вообще, если на 1,5 мм сместилось наружу внутренне кольцо подшипника, то сместилась и гайка штока и отверстие под шплинт стало по другому совмещаться с гайкой, чем это было при отворачивании, если подшипник правильно стоял - это должно было насторожить того, кто выполнял эту операцию...
Неизвестно, когда он был неправильно поставлен, может так быть, что ещё до продажи в 2017 году подшипник неправильно установили, исключать нельзя.
Кстати, комиссия МАК так и написала:
 
Из заключения ФАУ «Авиационный регистр РФ» от 10.08.2020
No 10030-АК/103:
«Направление вращения тяги изменения шага рулевого винта ...при
работе соответствует направлению вывинчивания крышки p/n 129-0160-
45-103 из корпуса p/n 109-0135-16-101. Во время нагружения внешнего
подшипника при изменении шага рулевого винта крутящий момент от
тяги будет передаваться через наружное кольцо на крышку p/n 129-0160-
45-103, которая в свою очередь будет стремиться вывинтиться из
корпуса p/n 109-0135-16-101»
 
А когда он набрал высоту, вращаясь, сделать было уже ничего нельзя? Авторотация без поступательной скорости невозможна?
 
На то есть контровка проволокой колпачковой гайки, уже после этого случая ввели двойную контровку - на Ми-8 колпачковая гайка контрится двойной контровкой давно уже, самый массовый вертолёт мира и в подшипники штока никто не заглядывает каждые 100 часов.
Сравниваю с Ми-2 и 8, там стоит двухрядный подшипник, но он моноблочный, а не два подшипника как на Аугусте итальянцы сделали - конструктивно заложено необходимость их осмотра через 100-200 часов наработки, вот ЧФ и сработал, кто то ошибся.
 
Там в начале написано, что конструкция из-за неправильной установки стала длиннее, и могла упереться в крышку и начать её крутить. В общем основной посыл - колхозный ремонт, а двойная контровка - это уже подстраховаться потом производитель решил. Вертолет довольно массовый и проблем такого рода ранее не имел - видимо, никому ранее не приходило в голову собрать подшипник столь важного узла вверх ногами.
 
Последнее редактирование:
Не много не так, итальянцы и наши решили, что колпачковая гайка может быть недозатянута
Это не ремонт был, а техническое обслуживание, периодическая форма РО.
 
Не надо, по моему, рисковать возможными человеческими ошибками, создав такую конструкцию, что в неё каждые 100-200 часов надо вмешиваться для ТО: разбирать, собирать, - в наших аналогичных узлах (Ми-2/8) подшипники не разбирают и вообще не заглядывают под гайку колпачковую в течение всего ресурса межремонтного, никто гайку колпачковую не откручивает каждые 100-200 часов на наших массовых вертолетах.
 
о вас мечтают итальянцы.
 

В РЛЭ каждого вертолета есть примерно такой график (это Ми-2). В заштрихованных зонах не обеспечивается даже безопасное планирование на авторотации. Конечно для каждого типа они разные, но отличие не большое.



Вот как то так. Смысл один: чем меньше скорость, тем больше должна быть высота.
На сколько я понял и, в свое время тренировали на тренажере, Агуста пока есть скорость (ЕМНИП 120узлов) курсовая стабильность сохраняется за счет хорошей парусности киля. Да, будет летать чуть боком со скольжением, но без вращения. Что видно и выполнялось по треку. Попытка зайти на посадку все испортило. Уменьшение скорости привело к правому вращению. Увеличив шаг перешел вращаясь в набор, а дальше... Выключил двигатель и все остановилось(со слов очевидцев). Главное обороты НВ...
Возможно КВС отказался от посадки на авторотации сразу из-за отсутствия навыков ее выполнения на типе. Из 6-ти часов сессии на тренажере 2 полностью были посвящены этому. Из всех положений и погоды. Одно могу сказать - спина была мокрая и не все так гладко сразу получалось.
 
Последнее редактирование:
Спасибо большое за ликбез! А с чем связана вторая заштрихованная зона, которая при малой высоте и большой скорости? Из-за малой высоты не получится погасить поступательную скорость?
 
Погасить может и удастся, а вот выполнить посадку... У нас работали на АХР парни в командировке. У одного над садом резанули оба. Задрал и упал на хвост. Вертолет в дым, а сам поцарапался. Потом занимался нашим вводом в строй.
 
Какие смелые люди!!

Ремни используют трусы!
ТО каждые 50 часов не обязательно!
Осмотр узлов делают лишь дураки!
Посадка на авторотации при подозрении на отказ - на фиг!

Особенно первое впечатляет!

Я так понимаю что если подозрение на отказ РВ то садиится по самолетному и педали по возможности не трогать? И непонятно почему выключились не переведя шаг на авторотацию. Но судя по непривязанности КВС плевал на все а значит и на тренировки.
 
Последнее редактирование: