Расследование завершено Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24744 в Камчатском крае 12.08.2021

"...При полетах на малых высотах над толстым снежным или ледяным покровом радиовысотомер может давать
показания с большой ошибкой. В этом случае пользоваться радиовысотомером не рекомендуется."©
Да. Это из РЛЭ Ту-134.
РВ-5м.jpg


Про воду ни слова. Да и вообще, никто из летавших не помнит о "таком нюансе".
И в документах нигде нет, странно, да? :)
 
Реклама
ФАП 128
...

III. Общие правила выполнения полетов​

...

Особенности полетов на вертолетах​

...
3.107. Висение вертолета над водной поверхностью производится на высоте не менее одного диаметра несущего винта. Высота определяется по радиовысотомеру и визуально по плавающим на воде предметам.
...
 
КМК на РВ просто никто не смотрел, а вот как они ориентировались в тумане по направлению и расстоянию до точки посадки?
Я не могу ответить на вопрос потому, что не зная нижнего края(если это облачность) этим бы не занимался, а при тумане тем более. Приходилось пробивать на ЮБК, но я связывался с встречающей стороной по телефону. На берегу был утес с ретранслятором и они говорили чего и сколько видно. По GPS выходил на открытую воду и плавно с малой вертикальной по спирали снижался. РВ был установлен на 200ф с 400ф ВП читал высоту по РВ через 50ф. 200ф контакта нет переходим в набор и курс на запасной. По пути слушаем все возможные эпитеты от пассажира, которые обычно заканчивались "увольнением", но все живы и мч цела.
 
Последнее редактирование:
В последних публикациях уточняют, что место обнаружения в 500 м от берега. А фото, на котором работают на точке обнаружения, позволяет скорректировать примерное место АП. Оно оказывается внутри бухты Озерная на удалении ~900 м от причала на кордоне, откуда вышли лодки. Это, кмк, лучше согласуется с тем, что в тумане хорошо слышали удар о воду, и в тумане же, ориентируясь по кругам на воде, смогли за несколько минут найти место.
1.jpg
 
Последнее редактирование:
Извините. Но кто подскажет по формулировкам(писали тут) "калибровка над водой"(или примерно так)??? Никогда не встречал такого!!! Калибровка в лаборатории проводится обычно. Икак это калибровать над водой??? Взлёт и посадка на аэродроме...
Это пошло из приводимой тут не раз книжки от 1960 г, "О влиянии физич. условий на работу РВ", в которой так же упоминаются экспериментальные полеты от 1947-1949 г.. )) на летающей лодке..
Опыты ставились на РВ-2 (видимо это прародитель РВ-3..)
2021-08-13_22-40-07.png

Книжка
Использование подобных формулировок мной, применительно к РВ-3, мягко говоря, сомнительны.. Дилетанты, сэр!...
Но это не отменяет таких фактов, что несмотря на калибровку РВ-3 в лабораторных условиях или где его там калибруют, он имеет особенности, например при работе со льдом, и незнание этих особенностей привело к катастрофе, 1 как минимум..
 
Но это не отменяет таких фактов, что несмотря на калибровку РВ-3 в лабораторных условиях, он имеет особенности, например при работе со льдом, и незнание этих особенностей привело к катастрофе, 1 как минимум..
Да, Вы правы и это подтверждается особенностями работы РВ над толстым льдом и глубоким снегом. Что касается заключения, думаю "выполняя эволюции на 10м" никто не обращал внимание на РВ, а уж тем более на особенности его работы. Поднял РЛЭ Ан-2 и Ан-24 везде одно и то же. Особенность, что над льдом и снегом замер идет до нижнего края. Думаю в заключении ошибка с "не учетом глубины водоема". По крайней мере этого нигде нет и на личном опыте не наблюдалось. Правда полеты были над морями, где вода соленая. В РЛЭ нигде ни про какую воду ни слова.
Ан-2
Показаниями радиовысотомера РВ-2 или РВ-УМ не рекомендуется пользоваться в следующих случаях: — при полетах на высотах менее 50 м над толстым слоем льда или снега, так как радиовысотомер может измерять высоту с большой ошибкой;
и РВ-5М Ан-24:
При полетах на малых высотах (ниже 50 м) над толстым слоем льда (снега) и лесными массивами, когда радиовысотомер измеряет высоту до нижней кромки льда (снега) и основания деревьев, необходимо принять меры предосторожности. Пользоваться радиовысотомером без визуального контроля высоты полета не рекомендуется.
 
Как насчёт сего фрагмента Отчёта по катастрофе Ми-8 в 1996 г надо льдом?
...
Катастрофа Ми-8Т а/к Тюменьавиатранс близ Антипаюты
...
Экипаж тазовского филиала а/к "Тюменьавиатранс" выполнял полет по обслуживанию рыбаков. Последний пункт вылета -фактория Белые Яры, расположенная на удалении 33 км от а/п Антипаюта. Пункт назначения - рыбацкие угодья в районе Тазовской губы. На борту находились 4 члена экипажа и 8 пассажиров.
Метеоусловия: погоду обуславливал малоподвижный тёплый фронт, по данной площади прогнозировался с 7 до 13 UTC ветер 300° 5 м/с, температура наружного воздуха -10°С видимость 2000 м, дымка, облачность сплошная слоистая 1000/200 м, в облаках умеренное обледенение.
В процессе захода на посадку в намеченный пункт назначения, по информации свидетелей, находившихся вблизи места катастрофы, вертолет выполнял полет на малой высоте в условиях ограниченной видимости и столкнулся с ледовой поверхностью Тазовской губы, после чего произошло его отделение от поверхности с перемещением вверх, последующим падением и возникновением пожара.
...

Выводы комиссии, расследовавшей АП
Катастрофа произошла вследствие выполнения экипажем на вертолете эволюций на фактической высоте менее 10 м от подстилающей поверхности, что привело к столкновению с ней передней опорой шасси, разрушению системы управления воздушным судном, последующему неуправляемому полету, падению и пожару.
На исход полета оказали влияние следующие факторы:

...
- особенность работы радиовысотомера РВ-3 при полетах над ледовой поверхностью акватории, в результате которой высота полета, считываемая экипажем по указателю РВ-3 не соответствует фактическому расстоянию до подстилающей поверхности и, при неучете глубины водоема, над которой выполнялся полет, приводит к ложному предположению о наличии некоторого запаса по высоте;
За уши притянуто....
 
И где противоречие моим словам? От того что РВ просто включен в схему САУ, он не стал важнее КГС, а что вы не упомянули остальные следящие системы? ведь при их отключении авто захода все так же не будет...
Я с Вами не спорил что важнее, дальнейший брифинг с Вами не имею желания вести, пустое это.
 
Это пошло из приводимой тут не раз книжки от 1960 г, "О влиянии физич. условий на работу РВ", в которой так же упоминаются экспериментальные полеты от 1947-1949 г.. )) на летающей лодке..
Опыты ставились на РВ-2 (видимо это прародитель РВ-3..)
Посмотреть вложение 779627
Книжка
Использование подобных формулировок мной, применительно к РВ-3, мягко говоря, сомнительны.. Дилетанты, сэр!...
Но это не отменяет таких фактов, что несмотря на калибровку РВ-3 в лабораторных условиях или где его там калибруют, он имеет особенности, например при работе со льдом, и незнание этих особенностей привело к катастрофе, 1 как минимум..
РВ-2 и РВ-3 придуманы еще при царизме, а РВ-5 достаточно современный радиовысотомер, и я не слышал от экипажей замечаний, что он врет над водой. Он либо работает либо стрелка в черном секторе и красный бленкер
 
Реклама
Я не могу ответить на вопрос потому, что не зная нижнего края(если это облачность) этим бы не занимался, а при тумане тем более. Приходилось пробивать на ЮБК, но я связывался с встречающей стороной по телефону. На берегу был утес с ретранслятором и они говорили чего и сколько видно. По GPS выходил на открытую воду и плавно с малой вертикальной по спирали снижался. РВ был установлен на 200ф с 400ф ВП читал высоту по РВ через 50ф. 200ф контакта нет переходим в набор и курс на запасной. По пути слушаем все возможные эпитеты от пассажира, которые обычно заканчивались "увольнением", но все живы и мч цела.

Похоже здесь спирали не было и никто не связывался со встречающей стороной..
 
Ну вот и доверяй ему когда 1 на вертолете будешь, и не надо сравнивать молоко и просто работу надо водой, это не самые лёгкие вещи, но искать место в тумане полагаясь на РВ (втч что он работает над водой) уже перебор.

Про поиски места в тумане полагаясь на РВ речи не было, это не реально.
Вопрос был про влияние подстилающей поверхности (воды) на работу и показания РВ.
Ответ простой: вода не влияет в степени, необходимой для какого-либо учета или обсуждения.
В молоке не висели, но ночью над морем пробовали на боевых Ми-14ПЛ. Нас, командиров эскадрилий с вертолетных полков МА собрали в Каче для для оценке возможности освоения
посадок на воду ночью и висения с ОГАС . Сборами руководил Климахин Борис Васильевич,
старший лётчик-инспектор.
Ставили один за другим два ночных ОМАБ и делали заход перпендикулярно их линии,
используя её как линию горизонта. Глиссада по РВ, зависание на высоте 20-25м , очень хорошо помогал видеть боковые и поступательные перемещения допплер малых скоростей, проблема была с выдерживанием тангажа по КПП. С креном особых проблем не было. После зависания выпускали гидролокатор и включали САУ-14, дальше было проще.
...
Главные приборы на зависании в темную южную ночь над морем - РВ и ДИСС (последний работал устойчиво когда винт образует рябь на воде под собой). Забрызгивание стёкол начиналось на висении при просадке ниже 15м, срабатывал задатчик опасной высоты, очень аккуратно уходил вверх на заданные 20-25 м. Висение выполняли с посадочными фарами и при ошибках с контролем высоты и просадке образовывался белый мешок от брызг и это вызывало необходимость внимательно следить за высотой по РВ и держать её четко. РВ сразу стал любимым прибором.
Таким образом, висение ночью над морем на боевых Ми-14ПЛ в сумерках никаких проблем и сложностей не вызывало. Другое дело в темную ночь, сложно и опасно, не всем по плечу.
 
РВ-2 и РВ-3 придуманы еще при царизме, а РВ-5 достаточно современный радиовысотомер, и я не слышал от экипажей замечаний, что он врет над водой. Он либо работает либо стрелка в черном секторе и красный бленкер
Да, или отражённого сигнала достаточно (а отразился он от поверхности или от дна - кто разбираться будет? У нас плавучих посадочных площадок вроде нет) или он совсем не пришёл.
А вот что было в данной ситуации? Снижались уверенно думая что ещё дохрена высоты...
 
Работы на месте катастрофы продолжаются.
Позже губернатор Камчатского края Владимир Солодов уточнил, что всего в озере обнаружили три тела. «На берег поднято тело пилота, вблизи обломков вертолета на дне обнаружены тела еще двух человек», — написал он в Telegram.
Сам вертолет ранее нашли на глубине 110−111 м с отломанным хвостом. Позднее в Следственном комитете сообщили, что «также обнаружено тело пассажирки».
 
Как рассказала ведущий специалист Центра ФОБОС Елена Волосюк, в 9 часов утра здесь было пасмурно, высота нижней границы облаков не превышала 100-200 метров. К тому же еще не рассеялся туман, который ухудшал горизонтальную видимость до 500 метров. Дул слабый западный ветер, а термометр показывал +9 с половиной градусов. Еще раз отмечу, что погода – не лучшая для полетов. Но и не самая сложная.

"не самая сложная" она для самолёта, садящегося в оборудованном аэропорту по ИЛС.
А для ПВП минимум днём 100х1000, и то весьма заниженный (в советское время он применялся только для санзаданий, АСР и тренировок, а для транспортных полётов минимум был 150х2000).
 
Второй пациент поступил с открытым переломом грудины. Рана проникала в передние средостения, кроме того, у него открытый перелом крыла подвздошной кости.
Травмы характерны для продольного приложения силы к сидящему человеку в направлении грудь-спина. То есть это контакт вертолёта с поверхностью с небольшой вертикальной скоростью но достаточной горизонтальной ( до 40 км/ч примерно). Или нырок носом вниз с небольшой высоты, тогда тоже получится такая травма.
 
Последнее редактирование:
В последних публикациях уточняют, что место обнаружения в 500 м от берега. А фото, на котором работают на точке обнаружения, позволяет скорректировать примерное место АП. Оно оказывается внутри бухты Озерная на удалении ~900 м от причала на кордоне, откуда вышли лодки. Это лучше согласуется с тем, что в тумане хорошо слышали удар о воду, и в тумане же, ориентируясь по кругам на воде, смогли за несколько минут найти место.
Вы ошиблись по привязке полуострова к вершине влк Желтовской сопки...
Точка ( где координаты) место лодки при спуске подводного аппарата при обнаружении Ми 8 на дне.

Ми 8 к.jpg


na-kamchatke-prodolzhaetsja-poiskovaja-operacija-v-raione-kurilskogo-ozera-gde-poterpel-krushe...jpg
 
Последнее редактирование:
Травмы характерны для продольного приложения силы к сидящему человеку в направлении грудь-спина. То есть это контакт вертолёта с поверхностью с небольшой вертикальной скоростью но достаточной горизонтальной ( до 40 км/ч примерно).
Это скорость путевая. Знать бы ещё ветерок. Но понятно, что поступательная скорость была, и не маленькая. Про травмы пассажиров не сообщают, но спаслись те, кто был в хвосте. Знать бы ещё, оборудован вертолёт пассажирскими креслами, или лавочки по бокам.
 
Реклама
Это скорость путевая. Знать бы ещё ветерок. Но понятно, что поступательная скорость была, и не маленькая. Про травмы пассажиров не сообщают, но спаслись те, кто был в хвосте. Знать бы ещё, оборудован вертолёт пассажирскими креслами, или лавочки по бокам.
Туман и штиль у воды- два брата побратима .
 
Назад