В какой цвет они были окрашены?
Еще раз откройте свой американский учебник и изучите, что такое, где и при каких условиях образовываются "роторы", если наш не нравится. Затем прочитайте вообще про турбулентность! Там ее видов очень много! И Вы увидите, что ловили не только "роторы". Судя по Вашим фото предпочитаете турбулентность ясного неба, в другую погоду не выпускают? С таким то опытом жизни в горах!
Все! Занавес!!!
Давайте не путать разные вещи.
Во первых, Алушта тут не при делах, надеюсь все поняли?
Во вторых, ветер над яйлой около 10 или больше метров в секунду, то есть 20 узлов, тоже надеюсь нет возражений?
И надеюсь, то что при таком ветре НАД яйлой и нулевым ветром в Алуште - ниже яйлы и выше Алушты будет турбулентность, тоже надеюсь возражений нет?
С этими тремя пунктами все согласны?
По остальному я в общем то и не спорю. 20 узлов ветер средний. Мне не надо читать учебник чтобы знать что при нем за горой тоже есть турбулентность, и планеристы при таком ветре у нас ловят волны и летают, но это именно _средний_ ветер. При должном опыте и горах в 1500 метров в максимумах то есть 4500 футов, и 1200 метров хребте (то есть 3600 футов) - если нет покрова облаков закрывающих горы напрочь, можно летать вполне безопасно. Как себя ведет 2 лопастной Робинсон в такой турбулентности что там была, я не знаю, и Лопаст56 похоже тоже не знает точно. То что он там пролетел бы на МИ-8, спорить не приходится (сам летал на МИ-8 в горах пассажиром, да кидает но и только...). Так что по причинам катастрофы я частично согласен с lopast56, возможно это и не в турбулентности дело, возможно она вообще просто стала доп фактором, об облаках мы не знаем, о погоде над вершинами и на перевале мы не знаем, знаем только из репорта и из архива что _фронт был, ветры были, облака /см туман на Ай Петри/ на горах сидели. Для меня сам факт, что частный пилот с почти нулевым опытом занимался там авиа перевозками, в горной местности на 2 лопастном вертолете, уже красная тряпка - я такого тут и представить себе не могу... А уж что там стало последней соломинкой - сумасшедший гусь, турбулентность, полоса тумана или еще что-то, мы скорее всего вообще не узнаем, у комиссии информации недостаточно.
(Мы сами считаем так. У нас горы 11 - 13 тысяч футов. Ветер над горами до 20 узлов - считается не очень сильным, можно пересекать достаточно спокойно, ну по обычным правилам - не лезь в узости, держи 45 градусов к хребту, не лезь в облака потому что над горами в облаках у нас не летают в принципе - обледенение, держи хотя бы 2 тысячи над перевалом и 1 тысячу (футов) над ближайшей горой. Если ветер ниже, то можно и в узости лезть и под облака, сам лазил. Если до 50 узлов - то летать можно но очень аккуратно и ни в коему случае не лезть ниже хребтов и в зону роторов. Если 80 - 100 узлов, то лететь нельзя. В горах 5 тыс футов - правила мягче, так как можно залезть сильно выше, главное чтобы скорости хватило, а то тут были случаи отрицательной скорости по земле уже... (контроллеры так вообще фигеют когда видят скорость в 10 узлов у самолета...). Но это легкие самолеты. С вертолетами не знаю, но Робинсонов в горах я никогда не видел, видел только посолиднее варианты (в основном шерифские или покатушечные от Лас Вегаса). Робинсоны у нас все время катают на авиа шоу, но там нет такой турбулентности.
А насчет clean air - в горах давно выработалось правило _IFR не летать на мелочи. Вообще никогда_. Процент полетевших IFR и не вернувшихся крайне велик. Пересечь облако можно, да и то не стоит. Поэтому все снимки _в горах_ именно что clean air (хотя и с волнами). Снимки в облаках у меня есть и полно, но все в зоне 3 - 5000 футов (гор) а не 13 тысяч.
И Крым с этой точки зрения - такие же горы, только ниже, со всеми вытекающими.