Мастодонты космоса США (ULA, Boeing, NGIS и все-все-все)

Немного конкретики по техническим проблемам Старлайнера.

Неисправность, которая вынудила НАСА отказаться от возвращения экипажа миссии Boe-CFT на Землю на своем корабле, связана с периодическими отказами двигателей орбитального маневрирования. Впервые она была замечена в 2022 г. во время предыдущего полета Старлайнера (Boe-OFT2) – беспилотной миссии до МКС и обратно, когда несколько маневровых двигателей не смогли отработать положенное им время. Данная неисправность не оказала значимого влияния на ту миссию, а наземное моделирование ситуации позволило предположить, что отключение двигателей было вызвано неоптимальной работой программного кода, управляющего их работой. В результате, была выпущена «заплатка» для ПО контроллера маневровых двигателей, и проблему посчитали решенной, а следующий корабль допустили до испытательного полета с астронавтами на борту.

Однако перед стыковкой с МКС в июне этого года несколько маневровых двигателей отказали вновь. К счастью, работоспособность 4 из 5 отказавших движков была вскоре восстановлена, что позволило успешщно пристыковаться к станции, обладая достаточным резервом по управляемости, но после этого НАСА потребовало от Боинга разобраться в проблеме. Была проведена серия наземных испытаний, по итогу которых появилось подозрение, что причина нестабильной работы орбитальных двигателей Старлайнера связана с их перегревом. При достижении определенных температур, небольшое тефлоновое уплотнение в клапане двигателя может вздуваться, ограничивая поток топлива в двигатель, что и приводит к его аварийному отключению.

Риск возвращения на Землю астронавтов на своем корабле связан с тем, что именно двигатели орбитального маневрирования отвечают за безопасное удаление от МКС и выдачу импульса на сход с орбиты. При определенном раскладе (хоть и маловероятном, но вполне возможном) отказ группы рядом расположенных двигателей может привести к потере управления кораблем, что грозит столковением со станцией (если отказ случится вскоре после расстыковки) или к тому, что астронавты «застрянут» на орбите (если не удастся выдать нужный испульс для схода с нее). К тому же версия с тефлоновым уплотнителем – пока всего лишь гипотеза, и точную причину, по которой у Старлайнера периодически «глохнут движки» установить так и удалось.

Таким образом, в НАСА столкнулись с ситуацией, когда у корабля на орбите нестабильно работает критично важный для миссии компонент, починить его невозможно, отчего он сбоит – до конца непонятно, а значит оценить риск катастрофы с хоть сколько-нибудь значимой точностью тоже нельзя. В итоге, желающих взять на себя отсветственность и дать добро на спуск с орбиты на Старлайнере не нашлось. Назад полетят на Драконе, а с Боингом будут разбираться потом.
А я им на каждой планёрке говорил: "Не доведёт до добра ваш буржуйский тефлон, возьмите наш фторопласт-4. На худой конец можно китайской подмоткой сантехнической обойтись!"
А они мне отвечают: "Нам Дюпон лучший тефлон поставляет!"
На самом деле очень странно, что тефлон куда-то там разбухать начал, да ещё так сильно, что отверстие для топлива перекрыл... Похоже, это лажа какая-то, и они не понимают, что происходит
 
Последнее редактирование:
Реклама
Так я запутался.
Если через месяц прилетит шестиместный Драгон, то почему на нём нельзя будет спустить боингонавтов (4+2)? Зачем ждать Февраля?
Через месяц прилетит четырёхместный с двумя пустыми местами.
А пока для них в С8 на полу коврики из пенки постелят.
На самом деле очень странно, что тефлон куда-то там разбухать начал, да ещё так сильно, что отверстие для топлива перекрыл... Похоже, это лажа какая-то и они не понимают, что происходит
А он ещё и гелий наружу травит. Похоже их тефлон не настолько химически инертный, как хотелось.
 
Боинг отмазывается.jpg
 
Предстоящие события

4 сентября, среда
12 часов дня – Пресс-конференция Starliner перед отплытием.

6 сентября, пятница
17:45 – Репортаж об отходе беспилотного космического корабля Boeing Starliner от Международной космической станции (расстыковка запланирована на 18:04 по восточному времени) (2:04 по московскому времени)
22:50 – Репортаж о сходе с орбиты беспилотного космического корабля Boeing Starliner и его посадке в Космической гавани Уайт-Сэндс, штат Нью-Мексико (сход с орбиты запланирован на 23:17 по восточному поясному времени; посадка в Уайт-Сэндс запланирована на 12:03 по восточному поясному времени 7 сентября).

7 сентября, суббота
1:30 ночи – Пресс-конференция Starliner после посадки.

Суни Уильямс и Бутч Уилмор останутся на МКС до февраля следующего года. Возвращение планируется на SpaceX Dragon миссии Crew-9. Корабль Starliner решено не использовать для их возвращения.
 
Последнее редактирование:
То есть сейчас спустят Старлайнер и два астронавта останутся без какой-либо возможности вернуться до тех пор пока за ними не прилетит шестиместный Драгон?
 
SDA, не существует никакого «шестиместного Дракона».

Сейчас к МКС, кроме Старлайнера, к американскому сегменту пристыкован Дракон Крю-8. На нем (именно на нем!) находятся сейчас кресла Суниты и Буча, и если на МКС случится ЧП, то спуск будет на Крю-6 вшестером.

Крю-9 полетит с двумя членами экипажа и заберёт экипаж Старлайнера (после его стыковки со станцией, кресла боингистов переместят на него).
 
Сейчас к МКС, кроме Старлайнера, к американскому сегменту пристыкован Дракон Крю-8. На нем (именно на нем!) находятся сейчас кресла Суниты и Буча, и если на МКС случится ЧП, то спуск будет на Крю-6 вшестером.
Очень интересно - а как "кресла Суниты и Буча" оказались на Дрегоне? Скотчем примотали их старлайнерские? С учетом того, что даже их скафандры не совместимы с системами Дрегона вся затея со спуском на текущем аппарате выглядит еще бОльшей авантюрой, чем спуск на неисправном Лайнере.
 
ВладТ, это вариант на случай экстренного спуска при смертельной опасности. А кресла даже между Союзом и Драконом, было дело, переставляли. Крепления там есть.
 
ВладТ, это вариант на случай экстренного спуска при смертельной опасности. А кресла даже между Союзом и Драконом, было дело, переставляли. Крепления там есть.
А подключение системы кондиционирования к боинговским скафандрам совместимо со спейсХ?
 
Последнее редактирование:
Реклама
SDA - нет. Потому даже если кресла прикрутили, сидеть будут с неподключенными скафандрами
For one, Starliner's spacesuits aren't compatible with those used on board SpaceX's Crew Dragon spacecraft. That means if the pair were to return on board the SpaceX capsule currently docked to the station, which is one rescue plan under consideration by NASA, they'd be flying without wearing a suit, as NASA confirmed during a teleconference call last week — an unfortunate reality for the space agency that will likely factor into its upcoming decision.
 
SDA - нет. Потому даже если кресла прикрутили, сидеть будут с неподключенными скафандрами
Хм. А разве большая проблема за полгода обеспечить двух астронавтов новыми скафандрами? А лучше за месяц и привезти сразу на корабле. Да и кресла пустые два уже могут быть именно для них сделаны и не нужно переставлять.
 
То есть Аполлон 13 не заставил NASA выучить слово "унификация".....
Такие мастодонты государственные не учатся. Или учатся медленно и на страшных ошибках. Опять таки рекомендую книгу "Верхом на ракете"....очень доходчиво и про НАСА и про астронавтов и вообще, правда-матка.
 
Оффтопик по теме унификации.
Недалее, как в прошлый четверг.
У конструкторов не лезет разъём. Места мало.
Я им говорю: "Ну поставьте туда такой же, только с контактами под печатный монтаж и жгут замените на печатную плату. Это существенно сэкономит место".
Конструкторша, сразу, с пол оборота, выпучив глаза: "А как же унификация?! Нам придётся сюда покупать разъём, отличный от других аналогичных изделий!"
Молодец барышня!
#автоудаление
 
Хм. А разве большая проблема за полгода обеспечить двух астронавтов новыми скафандрами? А лучше за месяц и привезти сразу на корабле. Да и кресла пустые два уже могут быть именно для них сделаны и не нужно переставлять.
Так скафандр сейчас ещё и подключать некуда. А вот на следующем корабле и два места будет, и скафандры привезут.
 
SDA, не существует никакого «шестиместного Дракона».

Сейчас к МКС, кроме Старлайнера, к американскому сегменту пристыкован Дракон Крю-8. На нем (именно на нем!) находятся сейчас кресла Суниты и Буча, и если на МКС случится ЧП, то спуск будет на Крю-6 вшестером.

Крю-9 полетит с двумя членами экипажа и заберёт экипаж Старлайнера (после его стыковки со станцией, кресла боингистов переместят на него).
А кресла так легко переставляются с боинга на макса? Посадочные размеры одинаковые? Или из изолнтой приматывают?

Упс. Запостил не прочитав дальнейшую переписку.
 
Последнее редактирование:
ВладТ, это вариант на случай экстренного спуска при смертельной опасности. А кресла даже между Союзом и Драконом, было дело, переставляли. Крепления там есть.
Не может быть так просто. Под это должны были заранее все переделать. Начиная с того, что союзовское всё метрическое, а драконовское всё инчевое.
Вспомните геммор "Союз-Апполон" из которогт кроме сигарет ничего толком не получилось для потомков.
 
Ту-155, может и нет :D Я запутался уже сам. Могу сказать точно только то, что на последней прессухе НАСА сказало, что до прибытия Crew-9 в роли спасательного корабля для экипажа Старлайнера – дракон Crew-8 .
 
Реклама
Так скафандр сейчас ещё и подключать некуда. А вот на следующем корабле и два места будет, и скафандры привезут.
Думаю, что там совсем не так всё просто. Наверняка и в тех и других скафандрах есть система обратной связи с кораблем как минимум о температуре и давлении и содержании О2. И делотут не только в унификации "вилка-розетка", но и в протоколе передачи и обработки этих данных. И я более чем уверен, что согласовать эти протоколы будет сложнее, чем унифицировать папы-мамы железных разъемов.
 
Назад