"На крупном, очень крупном химическом заводе...", да хоть на птицефабрике. Самолетостроение это одна из самых наукоемких и сложных отраслей народного хозяйства, база в которой нарабатывается десятками лет непрерывной работы и преемственности специалистов, занятой в ней. Простой пример, Mitsubishi MRJ (SpaceJet), который японцы вынуждены были заморозить, не завершив цикл сертификационных испытаний. Естественно, они собрали лучшие компоненты по всему миру, но все равно обосрались. Все иностранное в МС-21 собрано по причине того, что аналогов в РФ того же уровня и поколения, не было. Из каких это стран? США, ФРГ, Франция, Канада, Италия, Великобритания. Не надо говорить из какого блока страны? И по чьему свистку они быстро свернут любое сотрудничество, если им еще и хвост прищимят? Больше вариантов нет. На момент пректировки ССЖ и МС, у нас были разработки только конца 80х, например реализованные в ТУ-334, трехчленный экипаж, и все в этом духе, т.е. все технологически устаревшее. Какие еще "запасные" варианты могли быть?!
ССЖ не был конкурентом тогда ни Боингу, ни Арбузу, и до мюнхенской речи, а тем более до "возврата в родную гавань" было, как до Луны раком, конкурентами были канадцы и бразильцы, потенциально. Французы даже снизошли до поделиться опытом, частью технологий и помогли организовать производство по SaM-146, не забыв насрать на камере сгорания. А МС лезет в самый жирный сегмент, тем более в тот момент, когда хромая утка пытается отправить на дно гражданский дивизион Боинга.