Щербаков Александр Александрович (15.9.1925г.- 29.11.2013г.)
Провёл испытания на
штопор:
МиГ-17ЛЛ (1956),
МиГ-19 (1958),
МиГ-19С (1959),
Як-25РВ (1960),
Як-27Р (1960),
МиГ-21Ф-13 (1961),
Су-9 (1962),
Су-7Б (1962),
Су-9У (1963),
МиГ-21У (1963),
Як-28Л (1965),
Як-28П (1966),
Су-7УБ (1967—1968, 1971),
МиГ-25П (1969, 1972),
МиГ-23 (1970),
МиГ-23УБ (1972),
МиГ-27 (1973),
Су-24 (1974),
Су-25 (1982).
15 сентября 2005 года исполняется 80 лет со дня рождения Заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Александра Александровича Щербакова. 33 года его жизни отданы Летно-исследовательскому институту им. М.М. Громова. Щербаков принадлежит к ...
www.testpilots.ru
Рабочие моменты из жизни технического руководителя темы "К"
Аэродром Раменское. Вертолёт Ми-8 в воздухе. Слева лётчик-испытатель 1 класса Гордиенко Владимир Гаврилович. Справа лётчик-испытатель первого класса Щербаков Александр Александрович. Они Герои Советского Союза,
заслуженные лётчики-испытатели. Между ними на широком ремне для борт-
техника сижу я. Взлетели со стоянки вертолётного отряда ЛИИ, уходим в зону.
Неожиданно для меня крутой левый вираж. Поглядывают на меня, а я улыбаюсь
от счастья полёта. Потом мне рассказали- так принято проверять инженеров
на испуг. Полётное задание - заход на посадку по сигналам макета корабельной
оптической системы посадки. Угол наклона глиссады четыре градуса. На высоте 1000 метров выходим в створ короткой полосы. Вдруг я увидел большой зелёный "кошачий глаз" - смотрит прямо на меня. Удивительное было ощущение.
Так мы вошли в зелёный луч глиссады. Несколько заходов и домой. Прошли границу аэродрома на высоте примерно 20 метров идём над рулёжкой справа
ЛИК фирмы Ильюшина. Дальше ЛИК фирмы Туполева. Слева закрытая металлической сеткой (от американских спутников) площадка для гонки двига-
телей первого лётного экземпляра самолёта Ту-160. Так я сверху-сбоку успел
первый раз увидеть этот самолёт. Дальше справа наш ЛИК фирмы Сухого. Щер-
баков мне - СБ, смотрите ваш Су-27 уткнулся носом в бетон. Хвост задрал вверх
Передняя стойка отсутствует. Сердце моё дрогнуло. Поглядел и отвечаю- Этот
самолёт мы передали вам для ваших исследовательских программ. Вы его сломали. Щербаков абсолютно спокойным и не возмутимым тоном - Это
ваш квасной фирменный патриотизм?
Такой вот оказался мой первый полёт в пилотской кабине Ми-8. Что мне показа-
лось не привычным - стеклянный пол кабины под моими ногами. Ну и конечно
забыл и чуть не выскочил под лопасти винта.Гордиенко обещал, что "научит" меня пилотировать вертолёт. Но вскоре у них в вертолётном отряде случилась
катастрофа и тут уж не до самодельщины. Гордиенко потом в Сакак один раз
прыгнул с трамплина на Т-10-3. Лётную программу на Ми-8 отлетали. Остался
заключительный полёт в составе "экипажа" слева лётчик-испытатель В.И. Лой-
чиков - между ними технический руководитель темы "К"- справа лётчик-испыта-
тель Щербаков А.А.
Продолжение следует