Посадить дерево, построить дом, воспитать сына...
Известные каждому отцу задачи, но последняя, оказалась долгой и не простой ...
Как собрание в школе, жена:
-Ты идешь к сыну, я – к дочери.
Конечно! Дочь на одни пятерки учится.
На родительских собраниях в классе сына рядом сидели мои сослуживцы. К тому времени я работал на крупном заводе начальником цеха. Приходилось и краснеть,и бледнеть перед ними за его учебу и поведение.
Пришло то время, когда надо было задуматься,как заинтересовать парня, чтоб в его карманах не появилась травка, чтоб не интересовался, сколько стоит пиво и бутылка «солнцедара», было такое винцо,если кто помнит, чтоб занимался интересными полезным делом, учился в школе хорошо.Я ж тоже хочу, чтоб моего сына хвалили.
Но как это сделать?! Менторство – не поможет однозначно, насилие отпадает, превратишься в вечного врага. Захотел увлечь своим примером, по принципу «делай, как я».
Записались мы с ним в труднопроизносимую секцию,по-моему «киоко шинкай», тогда они как грибы плодились. Крутились, вертелись,занимались спаррингами. Через несколько месяцев на первом соревновании он сломал руку, и жена прекратила наши занятия.
Вспомнил,как мы с отцом запускали змеев в авиагарнизоне Николаевка, ватага пацанов постоянно крутилась вокруг нас. Решил мастерить с сыном коробчатого змея по чертежам журнала «Юный техник».
Каждый вечер после работы встречал он меня вопросом,
- Пап,сегодня будем змея делать?
-А ты уроки приготовил? Неси дневник...
Если не было двоек и замечаний от учителей, то мы обсуждали с ним конструкцию и особенности изготовления аппарата.Искали в магазинах материалы, и после школы и моей работы садились за сборку.В результате у нас получилась этажерка,чуть больше метра, по краям оклеенная перкалем.
Запуски его становились праздником для всех мальчишек в округе. Это сближало и нас.Мой ходил гоголем, давал пацанам подержать звенящий от натяжения леер, почувствовать тягу ввысь.
А мне только того и надо, дела в школе сразу пошли в гору - четверки, пятерки.
Я на седьмом небе!
Но не будешь ведь каждый день змеев запускать.Что делать?
Поделился своей проблемой с другом, Павлом, он был в ту пору профсоюзным руководителем завода. И тогда придумали такой ход.
-А не создать ли нам при заводе дельтаклуб!Вот, занятие, для настоящего мужчины!Это увлечет его, как говориться, с потрохами и ты заводу поможешь, возглавишь секцию.
Эх,дети- дети! На что только не идут родители,лишь бы выросли хорошими людьми.
Профсоюз выделил средства на покупку двух дельтапланов. Желающих летать записалось около тридцати человек. Но активных членов дельтаклуба было человек 12. Среди них люди, имевшие в летных книжках десятки часов налета.
Все было на полном серьезе. Изучение метеорологии, теории полета, сдача зачетов, занятия на тренажерах. Надо было видеть глаза сына, когда мы зимой,первый раз вынесли дельтаплан на практические занятия.
Предстояла тренировка, именуемая «отрыв от земли».Мы собрали аппарат, вынесли его к обрыву,благо во Владивостоке сопок хватает.На концах консолей привязали пятиметровые веревки. Четверо человек взялись за каждую.
Сейчас отец своим примером покажет - делай,как я. Надел подвеску, пристегнулся к аппарату, самого мандраж бьет и от волнения жарко, хотя на улице минус 15.Взялся за трапецию, приподнял и чуть дал от себя, меня резко бросило вверх,хорошо по краям ребята держали аппарат– я повис на веревках, а то так и ушел бы на жилые дома. Затем ручка на себя,и меня с силой припечатало на ноги на землю.
- Плавней трапецией действуй, ветер свежий и аппарат хорошо чувствует управление,- напутствовал инструктор.
Повторяю попытку. Плавно от себя - аппарат послушно поднимается на высоту два метра, удерживая тело вертикально, плавно дозирую лево- право, вверх-вниз, произвожу имитацию самостоятельного полета. Чуть – чуть похулиганил – лег в потоке - на такой высоте очень опасно. Полное ощущение полета! Ребята держат за веревки, чтоб я никуда не улетел, а я лечу на месте, у края обрыва, где скорость потока наивысшая.
У сына полет получался лучше. Он быстрее реагировал на порывы ветра, плавно управляя дельтапланом. Вечером взахлеб рассказывал матери свои ощущения.
После этих занятий у нас ним уговор - на практические занятия он допускается при отсутствии отметок ниже четверки,если есть, мы летаем, он стоит.
Мы летали с ним и на аэродроме, и планировали с сопок.
Мы тянули бечеву вшестером. Система блоков была закреплена в бетонке, а другой конец пристегнут к дельтапланеристу.Мы делаем шаг, планерист при этом делает три. Практически как из рогатки выстреливаем его в воздух. В силу своей опытности каждый контролирует набор высоты, имея во рту прищепку – отцепку.
Маринка перед стартом меряет давление, смотрит общее самочувствие, дает разрешение на вылет.Анемометром постоянно контролируем скорость ветра. Ну, а утром делаем обязательный запрос на полеты в зоне аэродрома на Седанке. В машине у меня носилки, лангеты, аптечка.
Такие тренировки проводили зимой, когда нет возможности выехать в сопки в район Раздольного,где удобная гряда лысых сопок, позволяющая стартовать с разных высот по уровню подготовки.
В ту субботу была мартовская оттепель. Полоса была свободна от снега и льда.
Из-засопки дул неприятный, какой-то рваный ветер, но скорость его была в норме.Поэтому решили все-таки полетать.
Михалыч был самый пожилой в нашей группе. Шутник и балагур,ему было уже 54. Он прошел первичные курсы, сдал зачеты и, как все, получил летную книжку. По его словам у него было более восьмидесяти прыжков с парашютом.По всему опытный кадр, бывший в сложных условиях не раз, полковник КГБ в отставке…
Слетали все поразу. Спутный южный ветер из-за сопки делал полет неприятным, скорее опасным.Взлетев, надо быстро ориентироваться на внезапные порывы ветра, при малойвысоте это - проблема.
-Кто еще хочет слетать,- спросила Марина.Все отказались.
-Пожалуй, я еще раз слетаю,- вызвался Михалыч.
-Как вы себя чувствуете?
-Хорошо, Марина.
Михалыч одел подвеску, пристегнулся к дельтаплану.
-Готов?
-Готов!
Потянули фал. На второй шаг Михалыч взлетел,как-то неловко держал трапецию, очень высоко - мы продолжали тянуть. Михалыч взмыл на метров 30, и мы перестали тянуть.Аппарат достиг максимальной высоты.Михалыч не начал управление, не передвинул руки вниз, не отцепился от фала. Дельтаплан начал скользить на крыло, затем перешел в пикирование...
-От себя ручку!!! - закричал мой сын, но Михалыч не слышал и ничего не предпринимал, он пикировал головой вперед.
Аппарат ударился о бетонку.
Все кинулись к месту крушения. Как Михалыч? Он еще дышал, но как-то рвано и с кровавой пеной. Уложили в машину и помчались в госпиталь, пока ехали, сын и еще один парень делали непрямой массаж сердца и дыхание рот в рот.
Я летел по городу с включенными фарами и непрерывно сигналил, через восемь минут мы были на месте. Но врач приемного отделения глянул на зрачки Михалыча и сказал, «что вы мне сюда покойников везете...»
Мы были подавлены утратой товарища.
Нам пришлось участвовать в комиссии повыявлению виновника летного происшествия.Сын наблюдал, как тяжелы эти вопросы,когда все члены комиссии, как люди честные, считали себя каким-то образом причастными и виновными в катастрофе.А затем самое сложное было – совместный поход к семье погибшего.
***
Так мужал мой сын. Отношения наши стали товарищеские. Школа перестала веригами тянуть его, учеба стала даваться легко,и у меня не было шансов на отстранение его от полетов. Теперь он стремился в клуб, а не к вину и сигаретам.
И, к моему удовольствию, жена стала ходить на собрания в его класс.
Учителя разводили руками, не понимая, что случилось с парнем, его как – будто подменили.
Прошло двадцать лет. На днях он позвонил,поздравил меня с рождением внука. Все повторяется. Кто-то теперь будет ходить на его родительские собрания?