Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Да, в нашем полку лётчики тоже выполняли такое упражнение- отстрел из трёх пушек залпом. По моему на высоте прим. 10000 метров. Впечатления восторженные.

В 1982 году на "НИТКЕ" в Саках много раз наблюдал взлёты с трамплина. Поначалу
было впечатление, что самолёт как бы останавливается после схода с трамплина.
Спрашиваю нашего лётчика Николая Садовникова - Нет ощущения что самолёт
останавливается? Отвечает -Есть...
 
Здравствуйте!
Мне нравится Яндекс-диск. Можно посмотреть сколько человек посмотрели, сколько скачали.
Автоудаление.
 
Последнее редактирование:
Жалко мне Николая Садовникова... Пострадал сильно при катапультировании, а если точнее - при приземлении после катапультирования сильно ударился спиной о всякие колдобины и кочки.., в результате сначала был просто списан с ЛР, а затем вскоре "ушёл" из жизни из-за последствий того тяжёлого приземления... Я помню, как в домике у Суховцев ему ставил задачу ведущий инженер - пройти над ВПП на минимальной скорости (да и высота была небольшая, что-то метров 150 - 200) и далее по заданию требовалось ещё задросселировать один двигатель... Очень трудное задание, как говорят, - на грани фола... Странно, но Садовников почему-то даже никак не возразил ведущему и пошёл на самолёт... Ну и на проходе над точкой при уборке одного движка на МГ самолёт сразу завалился (не знаю, может быть вес был при этом чуть более расчётного, что тоже могло быть одной из сопутствующих причин, но самолёт сразу завалился и Николай только успел доложить, что встал двигатель и сразу катапультировался... Лётчик-то всё сделал хорошо, правильно и своевременно, но вот местность в районе приземления была, как говорят, - хуже не придумаешь - сплошные ямы, да бугры и в один из бугров Николай ударился спиной... Сразу было видно, что - сильно повредил спину... Да тут ещё одно событие произошло: на разборе этого происшествия (катапультирования Садовникова с потерей самолёта) нашему РП от ЛИС Новосёлова - Жене Федотову строго указали на его ошибку (якобы) - Женя даже не успел подать Садовникову команду - "Катапультируйся", хотя от этого ничего не могло измениться, т.к. Садовников очень быстро среагировал, даже раньше команды РП и без этой команды и катапультировался... Но вот эту претензию Женя Федотов (а он был у нас в 30-м полку в моей эскадрилье и мы с ним много летали вместе и могу сказать - он очень опытный штурман) Женя так тяжело переживал, что буквально на другой день у него случился инфаркт и он умер... Вот такие грустные события произошли 28 - 29-го сентября 1988 года у нас на АС Саки...
 
Последнее редактирование:
Навеяло. Очередной экземпляр опытного самолёта проходит испытания. Хвостовая часть фюзеляжа
не держит воздушных нагрузок и начинает деформироваться в полётах. В результате нарушается схема гидропитания управления рулями направления и цельноповоротного стабилизатора. Главный констру-
ктор считает ,что испытания останавливать нельзя.
Старший лётчик-испытатель ОКБ СУ (ученик Ильюшина) заявляет - Пока не усилят конструкцию, летать
не будем.
Главный увольняет старшего лётчика-испытателя ОКБ СУ ( заслуженного лётчика-испытателя СССР).
Что произошло 28-29.1988 вы уже прочитали в сообщеннии моего коллеги по "НИТКЕ" и тезки.
Главному для вида всё же министр МАП объявил выговор. Каждый выбирает свой путь сам.
Один проявляет гражданское мужество - его выгоняют. Другой проявляет личное мужество и летит.
 
Замедляет разгон скорости по закону сохранения энергии. На трамплине более энергичен переход кинетической энергии в потенциальную. Плюс уменьшение угловых скоростей перемещения наземных ориентиров с высотой. Особенно заметно при взлёте на тихоходном самолёте. Когда Витя Ягопцев (царствие небесное) катал меня на своей "Авиатике", то после взлёта было впечатление, будто повисли в воздухе, никакого перемещения. В панике глянул на указатель - нет, нормально, скорость растёт, но очень плавно, примерно с 90 до 95 км/ч
 
Последнее редактирование:
Несколько раз перечитал... Дебилизм, или "горе от ума". Угробили лётчика, самолёт и РП... Нет, обычный дебилизм. Виновных, начиная с ведущего инженера, ставившего такую задачу, надо было даже не под суд, а сразу за капонир...
другая катастрофа, когда при посадке по вертикали на Як-38 погиб Олег Плющев. Тогда причиной стал КПН, уже при подходе к площадке выпрессовался подшипник, который удерживал тягу обратной связи поворотного сопла с датчиком. Он выпал из своего гнезда! В результате, прошёл сигнал о том, что сопло не в положении "ВВП", а в "горизонт", соответственно ПД сбросили тягу, самолет резко опустил нос, с отрицательной перегрузкой пошёл носом в лощадку, а перед этим отключилась СК-ЭМ (которая должна была привести в действие систему катапультирования). У летчика не было времени проанализировать ситуацию, с момента отказа. до удара в площадку носом самолета прошло чуть более секунды. Как позже выяснили, ему, чтобы остаться в живых, надо было вручную снять блокировку по фонарю и катапультироваться вручную, не надеясь на СК-ЭМ. Наш с Вовой Мощенко кашник, лётчик-испытатель, так оценил: жесткий отказ, никто бы не справился. Нам, лётчикам полка, на разборе рассказывали, что вероятность такого выпадения подшипника, который (по технологии сборки!) охлажденным впрессовывался в нагретый наконечник тяги, составляла 0 и множество нулей после запятой. Якобы "рабочий завода мог ошибиться на долю микрона при изготовлении детали"... Сермяжный вопрос: какого рожна так сделали? Неужели трудно было сконструировать этот наконечник так, чтобы исключить такую вероятность? Олегу на тот момент уже подписали документы по переводу его летчиком испытателем на тот самый завод в Саратов... Перед началом полетов комполка (Тепляков В.И.) пошутил: а зачем Плющева запланировали, пусть на заводе летает, он ведь уже не наш? Помню, как Олег покраснел от возмущения, но промолчал... А когда он хотел что-то спросить и поднял руку, то сидевший рядом его кашник, Вася Принц, с улыбкой пошутил: ты чего, как в школе, руку тянешь? Олег Николаевич был очень воспитанный, настолько, что будучи майором, обращался ко мне, старлею, на Вы, когда по своей инициативе (будучи НШ в другой, Яковской эскадрилье) заглянул в кабину МиГ-21УМ, где я отрабатывал распределение внимания по приборам. Ещё врезался в память рассказ Ивана Лукашук (царствие небесное, тоже погиб, при взлете в Саках), однокашника, близкого друга и соседа по площадке лестничной: "...утром на лестнице, почистив ботинки, замахнусь по привычке ногой, чтобы пнуть в его дверь, чтобы Олег выходил и остановлю ногу в воздухе, вспомнив, что его уже нет, не только в квартире, в живых. А ведь он не курил, не пил, по бабам не ходил, всегда шоколадки нёс детям домой..." Но это уже лирика. А проза, она в том, что случаются трагедии из-за людской безответственности, порой настолько замаскированной, что и концов не найти.
 
Последнее редактирование:
Когда подошли к теме испытаний на комплексе НИТКА - взлёты с трамплина, то было много всяких, скажем так, - неожиданных событий, каждое из которых по своему отражалось на ходе и результатах испытаний. Каждый взлёт с трамплина на всех типах ЛА (Су-27К, МИГ-29К, СУ-25К и даже пробовался МИГ-27 ЛЛ от ЛИИ) тщательно расчитывался и готовился заранее... Не смотря на это было много всяких довольно опасных ошибок с инцидентами... Самолёт ставили на удерживающие устройства точно на заранее рассчитанное расстояние и оттуда производился взлёт. Точно не знаю, кто тогда допустил ошибки в расчётах (меня к этому не допускали), но помню - был случай, когда сход с трамплина ЛИёвского СУ-25 ЛЛ, на котором взлетал Саша Крутов, произошёл на скорости 130 км.час. (!!!)... Самолёт после схода стал так "проседать", что мы все решили, что он сейчас просто сядет на бетонку, что была за трамплином..!? Но видел, что Крутов удержал самолёт от непредвиденной посадки и постепенно, набрав скорость, ушёл от земли... После этого полёта я подошёл к Саше Крутову и спросил, - "Как ты справился с ситуацией"? Он ответил: "Уже думал катапультироваться.., но выдержал несколько секунд и кое-как ушёл от земли.., одной рукой держал ручку (РУС), другой уже взялся за держки (ручки катапультирования)"... Со стороны это выглядело жутковато... После разбора этого взлёта выяснилось, что - одни не совсем правильно рассчитали дистанцию для взлёта, другие не точно заправили (с некоторым перевесом), третьи не точно посчитали дистанцию на местности, откуда начинать взлёт и установили задержник чуть ближе к трамплину, четвёртые не учли, что вроде бы стабильный и устойчивый (по данным синоптиков) встречный ветер вдруг стих и даже - завернул на попутное направление.., а в итоге все вместе чуть не устроили аварию (как минимум) с непредусмотренной и опасной посадкой на бетон после трамплина... Вот так обычно - серьёзное происшествие "созревает" из-за нескольких вроде бы небольших ошибок или отклонения по отдельности.., которые все вместе создают опасную и даже аварийную ситуацию... И поэтому каждый взлёт с трамплина, пуск ГВМ (габаритно-весовой макет самолёта) с катапульты аэрофинишёра, разумеется, снимался на видео и на этом видео было жутковато смотреть, как самолёт, сошедший с трамплина, чуть-чуть не касается сразу за трамплином бетона вследствие проседания... А для детального анализа каждого испытания на каждом самолёте стояла штатная бортовая КЗА (контрольно-записывающая аппаратура), которая подтверждала всю инфу каждого старта с катапульты, каждого взлёта с трамплина и каждой посадки на тормозной трос посадочного блока комплекса НИТКА, а в дополнение к этому ещё и велась видеосъёмка...
 
Последнее редактирование:
Ну может быть, что и не так жестоко надо было действовать, но хотя бы со стороны Николая Садовникова надо было всё-же уточнить некоторые нюансы, которых было много на мой взгляд... Я хоть и присутствовал на постановке ему задачи от ведущего инженера, но не мог ввязываться в прения по этому поводу, ведь я был лишь представителем "обслуживающей организации" в лице Сакской ЛИС, и даже совещательного голоса не имел... И тем не менее, мне лично показалось, что ведущий (чуть ли не сам Погосян, сейчас точно уже не помню) ставит через чур "смелую", я бы даже сказал, - своевольную задачу лётчику, граничащую в моём понимании, с пределами возможностей самолёта... Там при переводе одного движка на МГ, изменялся путь воздуха с прямого входа в двигатель на какой-то другой и это давало некоторый "провал" тяги от оставшегося в работе движка и в купе со всеми другими возможностями движка и самолёта, показалось мне очень опасным.., тем более, что скорость задавалась и так очень малая (что-то в районе 200 км час.), да и высота для таких режимов и экспериментов, на мой взгляд, была небольшая... Но кто я такой, чтобы лезть в такие аэродинамические дебри со своими сомнениями..!? Но вот спокойное, без всяких вопросов и сомнений принятие Николаем Садовниковым этой сложной задачи меня тогда несколько удивило..!?
 
Последнее редактирование:
Это произошло 35 лет тому назад
 
Не знал, что в Саратове тоже поставили Ревущего зверя (шило, спиртоносец)
А ведь возле этого самолёта в январе прошлого года, меня снимала наша Люция (я тогда заезжал к ней на похороны ее мамы)... И это фото было выложено здесь то ли мною, то ли самой Люцией... Если она сохранила то фото, то возможно и снова выложит здесь...
 


Сергей Борисович, приветствую!
А вроде вы фотографировались в парке Победы в Саратове, а этот самолет в Энгельсе..
 
Костя, я тоже приветствую тебя! Да, совершенно верно, когда похороны уже прошли и у нас появилось немного времени (и настроения) для прогулки по тому самому парку Победы в Саратове, то Люция повела меня в этот парк именно с целью - показать мне этот ТУ-22.., ну и сфотографировала меня возле него на память... Так я подумал, что наш Толя (Баштык) говорил именно о самолёте в Саратове... Если я ошибся, то - извиняюсь...
 
Записано со слов моего знакомого по Кипру:
 
Иннокеньич, это домовой. Из параллельного мира. Их не надо бояться Наоборот, говорят, что с ними спокойно. не даром одного из них (Кузю мультяшного) пиндосы наняли общаться с прессой. А другие самоходного деда под белы ручки водят и на ухо шепчут.
 
Последнее редактирование:
Иннокеньич, это домовой
Владимир Семёнович говорил:
"Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Иисуса,
Кто ни во что не верит - даже в черта, назло всем,-
Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем".
Бывают минуты, когда поверишь во всех сразу, Говорят, что неверующие вспоминают
Всевышнего, когда самолёт попадает в воздушные ямы или в струйное течение.
Помню, говорили горняки, когда у них в стоящийся шахтный ствол глубиной в 950метров,
сорвался сверху плохо закреплённый скребок в полторы тонны.
Так, за время пока он летел, они вспомнили и Христа , и Бога, и сына. Может поэтому и уцелели...
 
Записано со слов моего знакомого по Кипру:
Николай Иннокетьевич, замечательные рассказы, которые читаю с большим интересом на одном дыхании.
С нетерпением, ждём продолжения!