УЧЕБКА
часть3
Обедв учебном отряде напоминал улей в период медоноса. Столовая наполнялась гулом голодных курсачей. Организованные,молодые в едином порыве садились и сметали все, что было на столе съестное.Попробуй, прокорми 1000 человек. Да, все с присохшими к спине животами, после строевой муштры на промозглом плацу или разгрузки эшелона угля...
Пока занимали места за длинным столом, нужно было вовремя взять самое ценное - свою пайку сахара и кусочек масла. Перецкий был в нашем взводе самый нерасторопный.Движения его мягки не торопливы. Он беспокоился о драгоценном только после приземления на баночку (табуретку).
А где мое масло? Пока он плавно поворачивался налево, пропадал его сахар справа. Но через месяц его было не узнать.
Как плотник стругает доску, превращая ее из занозистой в гладкую, шелковистую поверхность, так и армия шлифует шершавое гражданское воспитание.
Первое время в учебке нам не хватало еды. Кормили так, что выходя из столовой мы думали о хлебе. В то время питание было плохое и однообразное, может быть из-за того, что не отвыкли от домашней пищи…
Чаще всего готовили перловку, прозванную в народе шрапнелью, за однообразный вид до и после использования. И почти каждый на ужине брал за пазуху хлеба несколько кусков. Сержанты гоняли, но голод не тетка, все пряталось надежно. И после отбоя, через 15 минут положенной тишины, курсанты потихоньку доставали из-под одеяла черный мякиш.Мечтали о пельменях, наваристом борще,чтобы ложка в нем стояла. Об этом же были сны курсантские.
часть 4.
О,воин, службою живущий,
Читай уставна сон грядущий,
И ото сна ужевосстав,
Читай внимательно устав...
После обеда сержант заводит взвод в класс. Начинается изучение материальной части курсового радиомаяка и уставов. Первый час лекция, второй -самоподготовка. После промозглых занятий на плацу - в классе тепло - южная сторона,солнце в спину, - это просто невыносимо,так тянуло ко сну, невозможно удержаться даже с твердым характером. Сержант что-то читает свое, мы предоставлены себе. Глаза закрываются, не могу!
Рядом со мной сидит Иван Бебешко. Башка 62размера, шапку на него не могли найти.Глаза расставлены широко, подбородок на клин, лицо красное, как свёкла, может от мороза. Сложил перед собой руки, спина прямая, как первоклассник. Лицо смотрит куда-то вдаль. Со стороны - образцовый курсант. Искоса глянул на него, Боже! Глаза открыты, а вместо зрачков одни белки торчат... Жуть!
-Ваня! Все нормально?
Белки провернулись и глаза приняли правильный вид.
-Да,а что?
-Нет, ничего...
Через пять секунд, не меняя позы, Ваня опять уходит в прежнее состояние.Глаза крутнулись и появились одни белки.Только окрик сержанта может вернуть его из дурманного состояния.
Спереди сидит Вовка Рязанов. Тот борется по -своему. У него глаза давно закрыты.Голова начинает медленно раскачиваться,наращивая амплитуду с каждым качем .Вниз - вверх - вниз -вверх... И вот он уже за шеей и тело начинает гнуться в такт раскачке. Вовка почти достает до поверхности стола, но не хватает нескольких сантиметров. Организм вдруг резко выравнивается, описывая бритой конечностью дикую кривую, голова на мгновение застывает в нормальной позе, и затем процесс повторяется многократно. Жестами обращаю внимание всего народа на Рязанова, чтобы не слышал сержант.Предлагаю положить книжку ,чтоб в момент максимальной амплитуды встреча тел состоялась. Первая - недолет. Вторая книжка обеспечивает встречу с препятствием,раздается долгожданный "Бум!".Общее ликование. Вовка благодушно матерится, и снова в нирвану. Обстановка немного разрядилась, сон отогнали напять минут.
Такую невыносимую борьбу со сном нарушает иной раз старшина роты.Он заглядывал в класс, шептал что-то на ухо сержанту. Тот спрашивал у коллектива.
-Унас есть шорники?
-Кто пойдет в радиомастерскую?
-Помощники в госпиталь?
- Есть, я - каждый раз заявлял курсант Тимман, опережая всех.
Это был высокий необычайно худой и огненнорыжий парень. Нелепость его вида дополняласьторчащими ушами, росли они как-то странно- перпендикулярно к голове. Широкий рот и утиный нос делали его похожим на комика. А может он и сейчас веселит эстонцев своим видом, кто знает. Но завидовали мы ему белой завистью. Вот,гад какой, ну, где он научился всему, что ни спроси - все знает и умеет, прямо киножурнал "хочу все знать"! И еще,за что ни брался Тимман, он делал качественно и с любовью.
Как-то раз старшина зашел и со смешком шепнул что-то на ухо сержанту. Все затаились.Он спрашивает:
-Кто в золотую шахту?
Ну,и как всегда первый выскочил Тимман. Мы в шоке, опять перебежал дорогу! Мы здесь паримся от мученической борьбы со сном,а он на свободе будет отдыхать как всегда...
Наступило время перерыва в занятиях. Народ повыскакивал на зимнюю улицу по-быстрому, кто покурить, кто в туалет…
Туалет в учебном отряде -это огромная выгребная яма, а над ней деревянное строение с дырками в полу.И тут мы нашли нашего "шахтера". Он ломом отколачивал выросшие морозной зимой курсантские «сталактиты». Весь в осколках этого материала, он выносил на плече эти запашистые сосульки.
Разобрало нас вначале злорадство, но потом жалкоего стало - столь скорбного труда он не заслужил. Это не уставы штудировать.
Но армия всякая бывает!