Навыки пилотирования и производственные полеты

Я когда-то задавал на этом форуме вопрос касаемый сабжа, мол (не цитирую, но примерно так): "можно ли пилоту добровольно позаниматься на тренажере в качестве самосовершенствования", на что мне было сказано, мол, "нет, это дорого и время на оных тренажерах расписано на месяцы вперед, либо за свои деньги, которые очень немалые".
Вопрос к пилотам больших самолетов, который частично ответит на их же вопросы по тренажерной подготовке:
Хотя бы примерно - сколько тренажеров навроде FFS в РФ хотя бы по основным типам? Ну, там 737-ххх, 320-ххх и пр.
 
Реклама
Вопрос к пилотам больших самолетов, который частично ответит на их же вопросы по тренажерной подготовке:
Хотя бы примерно - сколько тренажеров навроде FFS в РФ хотя бы по основным типам? Ну, там 737-ххх, 320-ххх и пр.
Ели речь прям про сертифицированные тренажеры Пальцев рук хватит.
А320
С7 -2, афл-минимум 1, ебург-1, питер-1, Ульяновск-1
Вроде не забыл никого?



насколько хорошо эмулируют?
Плохо
 
Это вы из первых рук знаете, или предполагаете? Просто насколько я знаю, используемый там софт сертифицирован Федеральной администрацией по авиации США для тренировок по программам подготовки Instrument Rating, Commercial Pilot, Airline Transport Pilot. X-Plane — База знаний

Я ничего не утверждаю, просто хочу разобраться, ибо исходя из приведенной выше информации, симулировать он должен достаточно хорошо.
 
Мы сейчас говорим о методиках поддержании навыка состоявшихся пилотов. А не о пути в большую авиацию в США.

А черт их поймет. У меня тут почти все пилоты большой авиации которых я знаю - и на малой летают. И кстати отлично летают, тот же C-162 сажали замечательно, при том что реально эта сикилявка как говно в проруби болтается на заходах... Короче, это похоже один из способов поддержания навыков.

Что полезнее - сертифицированный тренажер нового уровня по типу ВС, на котором пилот допущен, или полет на С172 для удовольствия?

А это еще вопрос (тем паче это скорее всего будет все таки не воздушный велосипед C-172 а что то чуть посерьезнее) - так как в полете _на C-172_ пилоту приходится решать кучу задач по планированию, принятию решений, _прилетел на поле а где у нас ветроуказатель..._ , _полоса кривая - иллюзия на иллюзии сидят и иллюзией погоняют_, _ASOS говорит 100@7, зашел на 9 вижу на глиссаде что у меня ветер в хвост 20 узлов, что делать?_ и прочее прочее, что в большой авиации на нем не лежит так как или зарегулировано до _если это то так а если это то вот так_ или делается самой авиа компанией.

Конечно, с точки зрения _как штурвалом размахивать_ полет на C-172 по простому маршруту мало что даст, хотя если там нет авто пилота, то все таки даст...
 
Вот только что прислали. Нет, так делать НЕ НАДО хотя заметим что все в рамках правил (и огни они увидели как раз точно на минимумах, и подвернули на полосу правильно и вовремя). Но с другой стороны, это именно что НАВЫКИ ПОЛЕТА НА РУКАХ. Как там, линейный пилот 737 который выключает автопилот за 200 футов или ниже, так сможет? И это как раз Сенека или что-то вроде.

 
Сравнить выполнение захода на автопилоте в аэропорту категории "С" со строгим в пилотировании маленьким самолётом, у которого скорости захода непропорционально высоки для такого размера ВС, и на котором ты ни разу не летал - это образец красоты.
Зашибись. Ты весьма избирателен в чтении.
Цитирую для тебя:
Поверьте, сложнее пилотировать планер, чем современный лайнер. Piper Seneca в управлении намного сложнее 737

Каким бы самолет не был размера, 105 узлов остаются 105 узлами. Нагрузка на пилота при увеличении скорости захода на посадку растет нелинейно. Сравнивать самолет с посадочной скоростью 105 узлов и 155 узлов и писать "намного сложнее", не летав на 737 при этом - это по-твоему не "образец красоты"?

Твою логическую связь размеров и посадочных скоростей можно было бы продолжить, вспомнив, что маленький 737 является самым 'скоростным' в линейке Боинга.

Хотя... Чему я удивляюсь?..

Да и рассказывать об иллюзиях сложности, не выполнив ни одного 'захода на автопилоте' в реальном Катманду - тот ещё 'образец'.
 
Последнее редактирование:
Каким бы самолет не был размера, 105 узлов остаются 105 узлами. Нагрузка на пилота при увеличении скорости захода на посадку растет нелинейно. Сравнивать самолет с посадочной скоростью 105 узлов и 155 узлов и писать "намного сложнее", не летав на 737 при этом - это по-твоему не "образец красоты"?

Хотя... Чему я удивляюсь?
Денис, мне так смешно, что вы про посадку постоянно говорите. Видимо, это единственное в чем вы себя как пилота можете реализовать.

Когда я говорил про планер, я исходил из своего опыта. Если бы вы полетели в Альпах и часа 4 повисели на перегрузке в динамиках, временами попадая в роторы, вы бы поняли что это - ПОЛЕТ, а не протирание штанов на эшелоне с героическим отключением автопилота на 1000 футов. И речь здесь не идёт о «к верху жопой». Речь идёт о пилотировании в самом прекрасном понимании этого слова, когда работает и голова, и руки, и простите задница. И это сложнее, чем ваш Боинг, который вы так боготворите.

Когда я летал на самолёте со скоростью захода 230 узлов (МиГ-21, допустим, ну или Су-24м, для вас не суть разница), я вообще не знал что такое турбулентность. Опять же, если бы вы летали реально на планере или на самолёте GA, вы бы такую чушь не несли про скорости, потому что понимали что чем меньше скорость, тем сложнее. «Летал» я не имею ввиду покатушки.

А321 в Ф3 на скорости 160 узлов как танк летает, прекрасно, намного лучше чем 319 на скорости 120 узлов (как говно в проруби). И я не проделываю каждый раз после захода дыру в пиджаке для очередного значка: «Посадка в Улан-Баторе на 160 узлах».

У нас люди летают в Лхасу каждый день и я от них ни одного понта не слышал по этому поводу: «Аэропорт как аэропорт».
 
Когда я говорил про планер, я исходил из своего опыта. Если бы вы полетели в Альпах и часа 4 повисели на перегрузке в динамиках, временами попадая в роторы, вы бы поняли что это - ПОЛЕТ
Я где-то спорил за планеризм?
У нас люди летают в Лхасу каждый день и я от них ни одного понта не слышал по этому поводу: «Аэропорт как аэропорт»
Зато эти люди пишут про Сенеку, сравнивая с 737?
Будьте добры, прочитайте мой оригинальный пост про Катманду. Где написано, что туда летают рядовые.

За 'чушь про скорость' спасибо, записал в память. Теперь понятно, почему вам сложно на Сенеке летать. 🤷‍♂️
 
Реклама
Разряжу напряжение цитированием классиков. Марк Галлай, 'Испытано в небе'

" — Управление в полёте у меня сомнений не вызывает, — сообщил после посадки свои впечатления мой необычный учлет. — Вот к взлёту и особенно посадке придётся привыкать: очень уж посадочная скорость велика!

Учебный самолёт У-2, на котором мы летали, садился при скорости около шестидесяти километров в час. Даже придирчивые инспекторы ОРУДа не считают эту скорость чрезмерной. Поэтому заявление Ветчинкина можно было истолковать только как шутку. Элементарная вежливость не позволяла реагировать на любую, пусть даже не очень, с моей точки зрения, удачную шутку пожилого уважаемого человека ледяным молчанием. Поэтому я, симулируя смешок, невнятно хмыкнул. И, как тут же выяснилось, хмыкнул зря.

— Напрасно вы смеётесь, Марк Лазаревич. У «Фармана-двадцатого» посадочная скорость была тридцать километров в час, а у У-2 — шестьдесят. Принимая, что воздействие на психическую сферу пилота пропорционально квадрату скорости, получаем, что напряжение при посадке на У-2 в четыре раза больше, чем на «Фармане-20»!

Арифметика была точная. Возражать не приходилось."
 
Я где-то спорил за планеризм?

Зато эти люди пишут про Сенеку, сравнивая с 737?
Будьте добры, прочитайте мой оригинальный пост про Катманду. Где написано, что туда летают рядовые.

За 'чушь про скорость' спасибо, записал в память. Теперь понятно, почему вам сложно на Сенеке летать. 🤷‍♂️
Денис, если вы считаете себя королем посадки - это ваше право, я ж говорил уже, верхом мастерства пилота посадку я не считаю. Просто вы выдумали себе то, в чем можете самореализоваться, и доказываете всем что это очень круто (за 20 лет полетов на 800-ке было бы странно если бы вы самолёт не научились сажать). Факт состоит в том что пилоты, которые не циклятся на чем-то одном, понимают, что полет состоит из многих этапов, а не только из посадки.

Посмотрите сверху что вы процитировали, там что-то про планер тоже есть.

И да, вам уже даже Олег, имеющий опыт и на Seneca, и на 737 сказал что Seneca сложнее. На этом самолёте (на практически любом GA) есть сильный гироскопический момент, как сказал stranger267 при отказе двигателя действия сложнее, управление двигателями идёт в трёх каналах, отсутствуют бустеры, демпферы, самолёт менее устойчив к внешним возмущениям.

Возвращаясь к тому, с чего началась дискуссия, я повторюсь: «чтобы голова не отключалась от тела при отрицательных перегрузках и сложных положениях, пилот должен иметь навык и опыт пилотирования с большими углами крена и тангажа, на предельных режимах». Это в данный момент можно отработать только на самолётах GA. Тренажёр для данных целей - средство весьма сомнительное.

Если бы вы хотя бы раз попробовали сделать, к примеру, вираж с креном 45, после чего закрыть глаза и дать инструктору ввести самолёт в сложное положение, вы бы поняли что кукушка у вас уезжает моментом и надо верить приборам. Это навык, который надо тренировать. Вы этого не делали никогда, поэтому рассказываете про «голова отключилась и PFD не видно». Зато претендуете на последнее и исключительное мнение эксперта по всем вопросам.
 
Денис, если вы считаете себя королем посадки - это ваше право, я ж говорил уже, верхом мастерства пилота посадку я не считаю. Просто вы выдумали себе то, в чем можете самореализоваться
Если честно, я не припоминаю, чтобы я хоть раз писал то, о чем вы здесь разглагольствуете. И это некрасиво - так как диалог читают третьи лица, а потом начинаются слухи. Все потому, что Pokemon сам задал себе вопрос и сам на него ответил. Давайте не будем так, хорошо?

Крены такие, с 'кукушкой', мы ещё в летном училище на Ан-2 делали. Прошу - домыслы выделяйте словами. Например, 'мне кажется', или 'я думаю, что'. Спасибо!

Пс Про проблему somatogravic illusion и прочих видов иллюзий в Сети полно материалов. Почитайте, эта проблема давно исследуется.
 
Последнее редактирование:

Sometimes, the strength of these illusions may be so intense that even a conscious cross reference to the flight instruments, which do not validate the perception, may be insufficient to lead to a corrective input to the flight controls by the affected individual. However, in a multi-crew aircraft, it is uncommon for both pilots to be similarly affected at the same time and effective monitoring becomes critical if the risk of an unintended excursion is to be avoided.

Even a conscious cross reference

Вы, возможно, уверены, что с вами этого не случится никогда?
 
Последнее редактирование:
Если честно, я не припоминаю, чтобы я хоть раз писал то, о чем вы здесь разглагольствуете. И это некрасиво - так как диалог читают третьи лица, а потом начинаются слухи. Все потому, что Pokemon сам задал себе вопрос и сам на него ответил. Давайте не будем так, хорошо?

Крены такие, с 'кукушкой', мы ещё в летном училище на Ан-2 делали. Прошу - домыслы выделяйте словами. Например, 'мне кажется', или 'я думаю, что'. Спасибо!

Пс Про проблему somatogravic illusion и прочих видов иллюзий в Сети полно материалов. Почитайте, эта проблема давно исследуется.

Понятно что _в училище_ крены делали. Но вопрос - если СЕЙЧАС не вас а тех кого вы вводили на КВС только что, загнать в такое положение, где возникаю иллюзии - они выведут? Тренажер иллюзии не создает, хотя и может создать _веру в приборы_ (что требуется).

И судя по куче катастроф (чего только стоит Аэробус который уронили под Сочи в океан, на ровном месте, или даже Ту-154 с артистами что летел в Сирию) - похоже что _материалов в сети полно, толку с них нуль_. Так как можно ли отработать борьбу с иллюзиями на тренажере - вопрос, а то что на них даже пилоты лайнеров налетают иногда и не фига не справляются - факт неоспоримый.

However, in a multi-crew aircraft, it is uncommon for both pilots to be similarly affected at the same time and effective monitoring becomes critical if the risk of an unintended excursion is to be avoided.

Ну да. На АН-148 2П понимал что _пикируем_. И как это им помогло? А как помогло в Перми? Так что да, при 2 головах им обоим сразу в одну и ту же иллюзию влететь сложно. Но вот помогает ли это - сколько случаев когда 2П исправил КВС который стал чушь пороть из за иллюзии?

PS. Насчет того что Боинг сложнее потому что быстрее - ой не факт и очень не факт. То что быстрее - идет в плюс, реакции на турбулентность слабее, возмущения траектории слабее. Плюс к тому идет по глиссаде носом вверх, а все эти Сенеки - носом вниз, и чуть проморгал момемнт выравнивания, а ночью оно запросто - и привет козлик (а то и козел). Два двигателя, при изменении мощности она меняется неравномерно и в итоге на заходе по приборам чуть мощность сдвинул - и получил разворачивающий эффект. У меня тут приятель вообще обнаружил что на одном двигателе на земле зарулить на таксивей они не могут в принципе, не поворачивается пепелац в сторону работающего двигателя. Ну и при отказе на взлете - запас мощности настолько мал что если быстро не принять меры, свалишься нафиг (что кстати проверено многими на печальной практике). Из моего зоопарка самый неприятный самолет - не самый тяжелый а _самый легкий_, так как болтается как говно в проруби, подвержен всем порывам, получить срыв на заходе от порыва как нечего делать, попадание в остатки спутного следа - впечатления гарантированны надолго, и так далее; а тот что потяжелее - выставил себе на глиссаду и катись как по дороге, проблем то... и чем выше скорость тем проще... (Конечно до какого то момента, потом уже времени начинает не хватать. Но это не те скорости). Я тут приводил видео, конечно это _как летать не надо_ но если честно, то линейный пилот Б-737 сумел бы так, зайти, увидев полосу - и сесть ровно ровно по центру не смотря на такой заход.. ой сомнительно что-то.
 
Последнее редактирование:
Чуть добавлю по поводу сложности.
1. Все уже написано до нас. Р. Бах - "Биплан". Любой легкий taildragger + боковой ветер. Ан-2 не дает тех ощущений - тяжелый. Хотя бы Вильга на бетон при наличии боковика. Ощущения - незабываемые. Не зря там ограничения по боковому ветру 3!м/с. Сравните с Боингом.
2. Или планер. Не обязательно в горах. То ли будет поток, то ли нет. Там где он, возможно, будет - нет площадок. Там где есть площадки - вряд ли будет поток. И куда? Решение?
3. Да банальный 52-й. 20 минут в зоне - все, мокрый весь, в болтаночку-то, летом, в термиках. А в день таких полетов может быть не один и не 2. Может проще из Москвы до Новосиба смотаться? В удобной кабине, с автопилотом? Проскочил в наборе всю бяку - и можно кофий пить, питание опять же.

4. Да кто бы спорил - есть и в "большой" авиации моменты гадостные. Мне вот перебазирование АФЛ в Домодедово вспоминается. Когда Шарик утонул. Тоже нервы. И в то Домодедово поди пролезь еще. И грозы и очередь, то ли пустят, то ли нет. А керосин тю-тю, с каждой минутой. Или заход в Абакане по минимуму на 20-ю - мерзкое место, вроде и не сложно, а неприятно... И много чего еще.

Просто как сравнивать-то? У 18Т посадочная в 1,852 раза меньше чем на Боинге? То есть она почти в 2 раза проще? Ага, щазз. Тешку сажают на 400 метровую асфальтовую полосу. Там зона приземления - 10 метров от торца. Не попал - взлетный и еще попытка. С 30 метров без скорости на щитке висеть приходится. Заход unstabilized? Да, а как по-другому сядешь? Для Боинга это будет 400х1,852 = 740 метров. Бред? Для Боинга - да, для Яка - жизнь.
 
Последнее редактирование:
Есть большое сомнение в том, что У НИХ линейные пилоты имеют неограниченную возможность тренироваться на тренажере. Скорее всего только по минимуму, в соответствии с компанейской программой. Деньги и там считают.
В рейсовых условиях тенденция на полную автоматизацию будет усиливаться. Это снижает риск.
Налет на легких ВС безусловно полезен для пилота. И в период его "становления" и параллельно с линейной работой. Но в наших реалиях и то и другое - очень редкое явление.
Поэтому имеем то, что имеем. Операторы, кнопочники в кабине. Не все конечно, но скоро поколение подойдет, кто кроме кабины А или Б не знает и не чувствует самолет.
 
Налет на легких ВС безусловно полезен для пилота.
Может и полезен, но не факт, что пригоден для своего типа.
А вот тренировки на своем, они все в копилку.
Потом, у пилота дом семья дети. С которой он обязан быть, а не проводить время на полетушках в свое удовольствие и за свой счёт.
Так что это вопрос законодательного уровня, обязывающий авиакомпании. Обеспечить, выделить силы и средсва, вписать в планирование и платить.
Как то так, своими словами.
 
Реклама
Интересно, а кто-то пробовал? Или это предположение?
Потом, у пилота дом семья дети. С которой он обязан быть, а не проводить время на полетушках в свое удовольствие и за свой счёт.

А кто запрещает поехать на полетушки с семьей? Семья обычно рада. Да и не настолько это дорого. Речь же не о владении самолетом, а о полетах. Аренде или полетах с инструктором, если тип никуда не вписать.
 
Назад