Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Ещё в диспетчерской:
"Ты, смотри, нам тут не дыми на максимале.
Только недавно асфальт залатали.
Проедешь заплату – и газуй.
Сорвёшь нам тут всё мероприятие.
Завтра утром – САМ прибывает!".
Разговор оцениваю как фантастику.


---------- Добавлено в 18:52 ----------


Как по мне, сам факт того, что литеры на саммит слетались в Туношне говорит о том, что полоса была в надлежащем состоянии.
Поддерживаю целиком и полностью.
 
Реклама
(А вы статью про заплату по ссылке прочитали?)
Да, спасибо еще раз. Тема эта тоже в свое время поднималась. Прочитала нашу переписку - носит оттенок излишней полемизированности. не имел целью.
Просто, когда переходишь от общего к частному - меняется восприятие. Вот что конкретно не смог/ не успел сделать экипаж из-за спецмероприятий?
Версия плохого состояния ВПП очень вменяемо объясняет и "холостой" пробег и решение продолжить взлет. Но стой-ка то почему не пошла? Здесь-то саммит каким боком вышел?
 
Отсюда – решение (приказ) взлетать на номинале и не сначала полосы.
... надо катиться почти до середины.

Уважаемый!
Вы уже не раз акцентируете внимание на том, что экипаж впустую "катался" чуть ли не до половины полосы.
Не могли бы Вы в цифрах уточнить это?
Относительно торца или точки выруливания на ВПП.
Понятно, не с точностью до метра. Но все же.
 
по моему мнению 600-800м от выхода с рулёжки.

Итак, о том, как и сколько впустую катался борт, и катался ли.
600-800 от выхода с рулежки - это 900 -1100 от торца ВПП.

Давайте прикинем, тем более, что под рукой и Отчет, и данные СОК (см.раздел 2 "Анализ").

Выезд на ВПП по РД5 (300 м.от торца), выравнивание и начало разбега (не более 400 м.),
на 600 м. скорость уже порядка 60 и доклад б/и "На номинальном. Параметры в норме",
на 1400 м от торца скорость 190 (по докладу б/и) или 180 (по МСРП).
Примерно до этого момента как раз все и было более-менее штатно.
------------
Тем самым, в начале движения (от страгивания) располагаемая дистанция разбега (РДР) была не менее 2600 м.
при потребной дистанции разбега (для массы 54 тонны) чуть более 1200 м.
И если бы все шло, как надо, то оторваться он должен был на дистанции примерно 1700 от торца ВПП.
Как-то так!
ИМХО
 
Последнее редактирование:
Мы еще не все версии рассмотрели :confused2:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бафтинг (англ. buffeting, от buffet — ударять, бить) — один из видов автоколебаний, представляющий собой вынужденные колебания всей конструкции или её частей, вызванные периодическим срывом турбулентных вихрей с расположенных впереди конструктивных элементов при их обтекании.

Для летательных аппаратов бафтинг чаще всего проявляется как резкие неустановившиеся колебания хвостового оперения, вызванные аэродинамическими импульсами от спутной струи воздуха за крылом.
- Скорость модулирована с частотой 0.5 Hz (или больше, но мы этого не можем увидеть из-за низкой частоты дискретизации).
- На графике боковой перегрузки (стр.181 отчета) примерно та же частота.
- На графике вертикальной перегрузки вылезает удвоенная частота 1 Hz. Очень похоже, что по амплитуде коррелирует с боковой. Причем, коррелирует с ТС.

Первое возражение, которое приходит в голову - "этого не может быть, потому что раньше никогда не замечалось". Однако, раньше и проблем с отрывом ПОШ не было. Возможно, бафтинг возник как следствие какой-то неисправности.
 
Всё что было - там, с мужиками, в кабине осталось... И ни один эксперт не скажет что ТАМ произошло... А что касается саммита - на то то он и КВС, чтоб решения принимать - лететь, иль не лететь. ИМХО

Полностью согласен.

Пока кто-то из МАК "на смертном одре" не прошепчет родственнику правду.
 
И все-таки- если отбросить версию про заговорщиков и прочее, как может быть - один тормозит, другой взлетает? ИМХО, только тогда, когда взлетает тот, кто тормозит (вот уж действительно - неосознанно, не будем вдаваться в причины).
Второй не понимает в чем дело, кричит "Взлетный", а самолет не бежит и не поднимает ногу - хорошо видно на видео (двух врезках).
1. Либо так они взлетали всегда (пример - "диагональ" во Внуково). Тут "диагональ" - около 6 градусов вправо. Стес ПОШ только справа (не давали колесу повернуться вправо, чтобы подставить левую сторону из- за подтормаживания правой стойкой.)
2. Либо не хватило быстрого определения причины - неисправность самолета (педаль то идет все время влево)- и не смог второй заподозрить подтормаживания.
Для примера - Гольфстрим - НП не держал ноги на педалях и только в последний момент увидел, что скорость разгона мала и стали резко тормозить. Иначе были бы в канале с водой - длина полосы всего 1500 метров.
Но тут-то КВС держал ноги на педалях. И вот это молчание и сопение - "ну сейчас, вот еще немножко, и оторвемся, так всегда было". Но тут ступор оказался значительно сильнее и дольше. И так и не сообразили, что одному надо убрать ноги с педалей вообще.
Только, как версия.
 
Реклама
И все-таки- если отбросить версию про заговорщиков и прочее, как может быть - один тормозит, другой взлетает? ИМХО, только тогда, когда взлетает тот, кто тормозит (вот уж действительно - неосознанно, не будем вдаваться в причины).

Такое могло быть только в одном случае: один, действительно, положил ноли на тормоза. Но второй при этом этими тормозами подруливал. Тогда все более-менее сходится.

Но это означает, что руление осуществлялось тормозами...
 
Такое могло быть только в одном случае: один, действительно, положил ноли на тормоза. Но второй при этом этими тормозами подруливал. Тогда все более-менее сходится.

Но это означает, что руление осуществлялось тормозами...
На мой взгляд - не совсем так. Предполагаем , что левая сторона тела работает нормально, включая, естественно, ногу. Самолет , как только началось движение тянет вправо (поражена правая рука - элерон, нога - легкое нажатие на правый тормоз).
Левым тормзом он не тормозит, только рулит ПОШ и РН. С увеличением скорости возможны кратковременные (осознанные) нажатия и на левую педаль тормоза для оперативного выравнивания. Но тенденция не изменяется - самолет идет вправо.
Плюс смотрите - крен вправо ( когда еще не действует элерон. ) Полоса не имеет абсолютно поперечного уклона вправо.
 
На мой взгляд - не совсем так. Предполагаем , что левая сторона тела работает нормально, включая, естественно, ногу. Самолет , как только началось движение тянет вправо (поражена правая рука - элерон, нога - легкое нажатие на правый тормоз).
Левым тормзом он не тормозит, только рулит ПОШ и РН. С увеличением скорости возможны кратковременные (осознанные) нажатия и на левую педаль тормоза для оперативного выравнивания. Но тенденция не изменяется - самолет идет вправо.
Плюс смотрите - крен вправо ( когда еще не действует элерон. ) Полоса не имеет абсолютно поперечного уклона вправо.

При неосознанном торможении ВС оказалось бы где угодно, только не там, где оказалось.

В этом, кстати, сам МАК расписался.
 
Такое могло быть только в одном случае: один, действительно, положил ноли на тормоза. Но второй при этом этими тормозами подруливал. Тогда все более-менее сходится.

Но это означает, что руление осуществлялось тормозами...
(МАК) После отклонения колонки штурвала "на себя" темп роста скорости еще больше уменьшился (до ~2...2.5 км/час за секунду). Оцениваемое математическим моделированием значение тормозящей силы на данном этапе составляло примерно ~3300 кгс (усилия на педалях 20-22 кгс, давление в тормозной системе ~45 кг/см2)
Что касается случайного нажатия:
Чтоб надавить 20 кгс на каждую (?) педаль, просто положить ноги маловато будет. Вряд ли на тормозную площадку приходится больше 20 % усилия даже при "негативном переносе навыков". Получается, давить на тормоз мог только ПП. На каждую педаль давил силой в 100 кгс (типа упирался), а на торце полосы еще сильнее - 160 кгс . Надо быть штангистом :confused2:
К моменту времени 11:59:35…40 скорость самолета была 220...230 км/час (максимальная достигнутая скорость) и, несмотря на выход двигателей на взлетный режим, более не росла. Оцениваемая величина дополнительной тормозящей силы соответствовала ~8000 кгс (усилие на педалях 32…34 кгс, давление в тормозах ~75 кг/см2).

ЗЫ: для сравнения: максимальное усилие на педали автомобильного акселератора равно 5 - 8 кгс.
 
Последнее редактирование:
При неосознанном торможении ВС оказалось бы где угодно, только не там, где оказалось.

В этом, кстати, сам МАК расписался.

Неосознанное торможение - крайне неудачный термин. И пошел он гулять - не остановишь. Почему же - ВС под полным контролем, старается держаться осевой. Но вот есть ньюанс - слегка нажата правая педаль тормоза. И мы видим результат - 2 с лишним метра от оси в конце ВПП. Так, наверно, и курсанты не взлетают.
 
Что касается случайного нажатия:
Чтоб надавить 20 кгс на каждую (?) педаль, просто положить ноги маловато будет. Вряд ли на тормозную площадку приходится больше 20 % усилия даже при "негативном переносе навыков". Получается, давить на тормоз мог только ПП. На каждую педаль давил силой в 100 кгс (типа упирался), а на торце полосы еще сильнее - 160 кгс . Надо быть штангистом :confused2:


ЗЫ: для сравнения: максимальное усилие на педали автомобильного акселератора равно 5 - 8 кгс.

О чем и речь. Если было "неосознанное торможение", то тормозили оба. Один - "неосознанно", второй - чтобы удержать в полосе.
А это значит, что пилотирующий был готов к тому, что придется подруливать тормозами...

PS

Все изложенное - лишь следствие принятия гипотезы, что присутствовало "неосознанное торможение".
 
Что касается случайного нажатия:
Чтоб надавить 20 кгс на каждую (?) педаль, просто положить ноги маловато будет. Вряд ли на тормозную площадку приходится больше 20 % усилия даже при "негативном переносе навыков". Получается, давить на тормоз мог только ПП. На каждую педаль давил силой в 100 кгс (типа упирался), а на торце полосы еще сильнее - 160 кгс . Надо быть штангистом :confused2:


ЗЫ: для сравнения: максимальное усилие на педали автомобильного акселератора равно 5 - 8 кгс.
Вы, как впрочем и испытатели, упростили, ИМХО, траекторию движения - прямолинейная, только трение качения. При слегка нажатой педали тормоза, на мой взгляд, добавляется трение скольжения (ПОШ и правой стойки без блокировки колес). Как пример - опять тележка в супермаркете - попробуйте катить с постоянно отклоняющимся переднем колесом в одну сторону и плюс подтормаживанием заднего и еще левой рукой пытаться придать прямолинейное движение тележке. А потом - приторможенные (немного) равномерно задние колеса, а переднее идет ровно. Интересно было бы измерить эти величины, может я и заблуждаюсь :)
 
Вы тут пытаетесь разжевать непонятливым "Отчет МАК"?

Хотелось бы заметить, что сценарии типа того, что Вы "нарисовали" ранее (15.03.2013, 13:23),
простительны для свободных художников слова, но вовсе не к лицу тем, кто работает (работал) в авиации.
И если Вы себя позиционируете, как авиатор (судя по НИКу), то подливать масла в огонь только для того,
чтобы возбуждать публику, как это делают СМИ, не очень достойно.
Тем более, что Вы сами серьезности требуете от других ("не флудить" - Ваш призыв, и призыв похвальный).

Эк Вы одернули DSA76 за "баклуши", хотя понятно, что он говорил о том, что при нервозности атмосферы в порту
из разговоров в кабине (по делу и не совсем) давление на экипаж вовсе не чувствовалось.
С другой стороны, зная, что такое СПП для порта, работающего "в режиме", в своем сценарии Вы призываете собеседников, большинство из которых не знакомы с кухней работы порта, не верить всей этой лаже (??!).
Выдумываете фрагмент диалога в АДП с выводами (по чьей инициативе не взвешивали багаж),
хотя в Отчете есть конкретное тому пояснение (см.стр.152).
Рассуждаете о "катании по ВПП", по надуманным причинам и искаженным стартовым позициям,
хотя в том же Отчете есть и кроки аэродрома и графики СОК, из которых очевидны реальные располагаемые дистанции.
------------.
Не хотелось бы морализировать, но положение спеца Вас просто обязывает к большей серьезности.
По крайней мере, в аргументации своих гипотез.

Я так думаю (с)!
 
Последнее редактирование:
При слегка нажатой педали тормоза, на мой взгляд, добавляется трение скольжения (ПОШ и правой стойки без блокировки колес). ....)

ЕМНИП, мы когда-то прикидовали - ПОШ без повреждений не рассеет энергии, которую выделит ее сила трения...
 
Реклама
И мы видим результат - 2 с лишним метра от оси в конце ВПП. Так, наверно, и курсанты не взлетают.
2м от оси ВПП это на "отлично". Взлёт по направлению на разбеге прошел идеально. С подтормаживанием какой-либо из стоек намерянно или неосознанно или в результате неисправности какой-то, так на оси ВПП и за ней на грунте удержаться невозможно. Так что и стойки и тормоза были исправны. Поиски неисправности ПОШ или еще какие-либо неисправности стоек и тормозной системы - пустая трата времени. Ну а осознанное "подруливание" как на тракторе, притормаживая одной из педалей и создавая при этом тормозную силу в 8т и не понимая это, - вообще глупость.
 
Назад