Подборка статей
----
К технике Минобороны приставят наставников от промышленности
2 апреля 2013, 21:04 [ «Аргументы.ру» ]
К технике Минобороны приставят наставников от промышленности
argumentiru.com
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил на выездном заседании Военно-промышленной комиссии, что боевые самолеты ВВС, вооружение и военная техника сухопутных войск будут обслуживаться своими «наставниками от промышленности».
На пятничном заседании морской коллегии было принято решение о закреплении за каждым боевым кораблем и судном ВМФ России капитана- наставника от промышленности для сопровождения техники в течение всего срока ее службы.
То же самое решено сделать в авиации: каждый стратегический бомбардировщик или военно-транспортный самолет будет обслуживаться наставником от промышленности, который будет вести сервисное обслуживание этой техники.
Вице-премьер напомнил, что, начиная с текущего года, в рамках гособоронзаказа заключаются так называемые контракты полного жизненного цикла, когда промышленность осуществляет сервисное сопровождение произведенных изделий вплоть до их утилизаци.
----
Контракты жизненного цикла
Прежняя схема ремонта и материально-технического обслуживания ВВТ устарела
Денис Федутинов
Выступая на прошедшей 20 марта военно-промышленной конференции «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», министр обороны Сергей Шойгу обозначил пути решения ряда проблемных вопросов. Среди актуальных тем были затронуты изменения в организации ремонта военной техники. Выступление министра обороны в части ремонта ВВТ фактически явилось развитием тезисов, озвученных им ранее.
В феврале этого года на встрече с представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса в Казани. «С этого года у нас все контракты, особенно на такую технику, как самолеты, вертолеты, технику Военно-морского флота, автомобильную и бронетехнику, – все пойдет по контрактам жизненного цикла. То есть от изготовления до утилизации», – объяснил позицию Минобороны Сергей Шойгу. Предлагаемая схема обслуживания ВВТ уже была представлена президенту Владимиру Путину. В Госдуме инициативы Шойгу сравнили с подвигом Геракла.
«Мы хотели бы сегодня вам предложить новую систему по ремонтному обслуживанию вооружения и военной техники. Связано это в первую очередь с тем, что мы бы хотели перейти, во-первых, на сквозные контракты (контракты жизненного цикла) от изготовления до утилизации», – сказал Шойгу. «И вторая часть, пожалуй, она основная – мы хотим передать капитальный и средний ремонт на предприятия-изготовители, выведя их в том числе из подразделений Министерства обороны. Тем самым, естественно, освобождая численность дополнительно», – добавил министр. Самое главное то, что технику должен ремонтировать тот, кто ее изготовляет, подчеркнул он. При этом в войсковом звене будут заниматься только поддержанием эксплуатационного состояния и текущим ремонтом. Сергей Шойгу отметил, что такая система позволит минимизировать риски некачественного и несвоевременного выполнения запланированных заданий ГОЗ, повысить техническую готовность парка вооружения, военной и специальной техники к выполнению задач по предназначению.
Еще одной целью введения новой схемы является необходимость убрать огромный круг посредников, которые прежде, по словам первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по промышленности Владимира Гутенева, зачастую получив заказы в МО, привлекали предприятия, которые в силах были произвести ремонт и обслуживание техники, платя им сущие копейки. Что же понимается под контрактом жизненного цикла и как промышленность может обеспечить сопровождение своей продукции в течение всего цикла эксплуатации в войсках – от момента поставки до утилизации?
Старая система
Начальник Управления армейской авиации (АА) в 2003–2005 годах генерал-лейтенант Анатолий Сурцуков на примере своего рода войск пояснил, каким образом в ВВС функционировала система поддержания технического состояния авиационной техники. Этим занималась Инженерно-авиационная служба (ИАС). Входящее в нее Управление эксплуатации обеспечивало жизненный цикл ВВТ и отслеживало соответствующие вопросы, включая ремонт, прежде всего капитальный, доработки, снабжение ЗИП, расходными материалами. Управление заказов и поставок авиационной техники и вооружения занималось по существу перспективным планированием, учитывая оценки технического состояния, положения Военной доктрины и перспективы развития вооружения. Указанные службы формировали заказы на поставки комплектующих и расходных материалов, составляли графики поставки на основе данных об эксплуатации техники (налете часов на каждую единицу техники) и в соответствии с графиками технического обслуживания и ремонта формировали планы капитального ремонта и прочих видов обслуживания. Авиаремонтные заводы в составе ИАС, расположенные в военных округах, обеспечивали выполнение работ высокой сложности. Запчасти и комплектующие заказывались плановым образом на профильных предприятиях и накапливались в соответствии с нормативами на складах.
В современных условиях
В процессе реформирования Вооруженных Сил в направлении сокращения несвойственных функций, не связанных прямо с решением боевых задач, были сокращены структуры и целые звенья цепи, обеспечивающей поддержание состояния ВВТ. Например, в стране осталось только одно авиационное техническое училище, готовящее специалистов необходимого профиля. С другой стороны, современные системы вооружения постоянно модернизируются, смена поколений в современной технике происходит значительно быстрее, чем смена поколений специалистов, и обучение в учебных заведениях, естественно, не в состоянии успевать за прогрессом науки и техники.
Одним из результатов сложившегося положения с обеспечением ремонта и обслуживания авиационной техники стала низкая боеготовность отдельных подразделений Вооруженных Сил. Так, по сообщению начальника Генерального штаба генерала армии Валерия Герасимова, при внезапной проверке выявлено, что «общий процент исправности авиации составляет 66 процентов». Глава Генштаба отметил: оперативное решение вопроса по восстановлению и ремонту авиационного парка – важнейшая совместная задача соответствующих органов военного управления и промышленности.
В такой ситуации естественным представляется решение теснее привлечь промышленность, производителей и поставщиков техники к поддержанию ее рабочего состояния. Заключая контракт на поддержание жизненного цикла продукции, заказчик сможет оценивать стоимость приобретения техники и цену владения. Поставленный в условия необходимости конкурировать не только в стоимости выполнения ОКР и в цене серийного образца, но и в цене полного жизненного цикла, производитель будет вынужден бороться за снижение и этого показателя, экономя, как ожидается, средства заказчика. Предприятия промышленности при этом обеспечивают себя занятостью и могут планировать загрузку производственных мощностей на период эксплуатации выпущенной и поставленной военному заказчику продукции.
Министр Шойгу отнюдь не изобретает велосипед в части предложенных мер. Подобная схема взаимоотношений между поставщиком и заказчиком ВВТ достаточно распространена за рубежом. Самым массовым американским боевым самолетом является многоцелевой истребитель F-16. Компания Lockheed Martin, производящая эту машину с 70-х годов прошлого столетия, сумела продать ее более чем 20 странам, построив свыше 4500 образцов различных модификаций. Эта фирма стала настоящим рекордсменом по продаже самолетов, а секрет ее успеха заключается в удачно разработанной системе менеджмента, обеспечившей программу непрерывной поэтапной модернизации самолета с расширением выполняемых задач по желанию заказчика. При этом каждому потребителю обеспечиваются система ремонта и обслуживания, поставка тренажеров, обучение летчиков. Военное ведомство освобождается от части несвойственных ему функций, таких как обслуживание, ремонт и связанная с этим логистика. Для компаний-производителей данный подход также выгоден – из анализа находящихся в публичном доступе данных по бюджету МО США на закупку вооружений и связанные с этим расходы (Program Acquisition Costs by Weapon System) за 2007–2013 годы следует, что годовые расходы по статьям технического обслуживания этих систем сопоставимы с расходами на их закупки.
В первую очередь для новых ВВТ
По словам заместителя министра обороны по вооружению Юрия Борисова, ожидается, что одними из первых таких контрактов станут соглашение на обслуживание атомной подлодки «Юрий Долгорукий» и договоры по авиации.
Естественным образом промышленность заинтересована в сокращении затрат на поддержку жизненного цикла изделия, что обеспечивает внедрение интегрированной логистической поддержки (ИЛП). До недавнего времени в России данной проблеме не уделялось должного внимания, что привело к существенному отставанию отечественной «оборонки» в этом направлении. Данный вопрос стал особенно актуальным в связи с возрастающим стремлением наших предприятий выйти на международные рынки. Иностранные заказчики предъявляют к российским изделиям те же требования, что и к аналогичным изделиям зарубежных фирм.
Одной из первых потребовала разработку интегрированной логистической поддержки поставляемой продукции компания «Рособоронэкспорт». Предприятия при поставке продукции военного назначения иностранным заказчикам вынуждены разрабатывать планы ИЛП и делать соответствующие предложения. Важным инструментом интегрированной логистической поддержки являются системы управления жизненным циклом, сопровождающие высокотехнологичную продукцию от момента разработки до утилизации, включая выполнение гарантийных обязательств, плановых ремонтов и обслуживание. Это позволяет в условиях конкуренции устанавливать более тесные и доверительные отношения с поставщиками и заказчиками, повышать уровень собственной операционной эффективности и как следствие – обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Подробнее:
http://vpk-news.ru/articles/15223
----
В одни руки
Путин одобрил реформу системы ремонта и обслуживания военной техники
Президент Путин поддержал идею Минобороны, предложенную еще Сергеем Шойгу, по передаче ремонтных заводов, входящих в состав Оборонсервиса, авиапромышленности. Специалисты заводов-изготовителей лучше справятся с ремонтом и сервисным обслуживанием боевых самолетов, а военные будут знать, с кого спрашивать.
После того как президент Владимир Путин посетил Новосибирский авиационный завод имени Чкалова и ознакомился с завершающим процессом сборки многофункционального бомбардировщика Су-34, он провел совещание по развитию боевой авиации.
«Это повысит ответственность производителей за качество своей продукции и принесет дополнительные средства предприятиям»
На нем Путин заявил, что не возражает против передачи российским авиахолдингам исключительных прав на ремонт и обслуживание военной авиатехники, но полагает, что этот вопрос нужно решать в рамках самой отрасли.
«Есть разные предложения, которые сводятся к тому, в том числе, чтобы единственным исполнителем комплексных контрактов на ремонт и сервисное обслуживание авиационной техники назначить наши отраслевые холдинги. Это можно сделать, я ничего против не имею, но в конечном итоге это должны решить руководители отрасли совместно с Минобороны», – заявил Путин, передает РИА «Новости».
По его мнению, сервисное обслуживание авиатехники лучше всего могут выполнять специалисты заводов-изготовителей. В связи с этим он вновь напомнил о важности контрактов жизненного цикла.
«Было бы правильным включить обязательства по сервисному обслуживанию в действующие контракты на поставку техники... Причем эти требования должны распространяться на весь срок использования самолетов и вертолетов», – сказал он.
По мнению президента, это повысит ответственность производителей за качество своей продукции, позволит наладить сервисное обслуживание и принесет дополнительные средства предприятиям за такой вид работ.
«Сейчас промышленность производит технику, которая поступает в части ВВС и там эксплуатируется. При этом текущий и капитальный ремонт делали ремонтные предприятия Минобороны, которые потом были объединены в субхолдинг в структуре Оборонсервиса», – объясняет главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Теперь собственных ремонтных заводов у Минобороны не будет, они будут переданы промышленности. Соответственно, эти задачи будут решать те же заводы, но уже в другой организационной структуре», – добавляет он.
«Предприятия промышленности станут исполнителями контрактов полного жизненного цикла, начиная от разработки вооружения, серийного производства, ремонта и модернизации и заканчивая утилизацией техники по истечении срока службы», – говорит Коротченко.
Эта идея принадлежит Сергею Шойгу, который высказал ее, когда его назначили главой Минобороны. Он предложил «передать активы, функции и контракты заводов, входящих в Оборонсервис и занимающихся ремонтом авиатехники, заводам-изготовителям ОПК: Оборонпрому, Объединенной авиастроительной корпорации и холдингу «Вертолеты России». При этом авиазаводы должны быть переданы с обременением, чтобы избежать «эскалации цен и не допустить срыва сроков» заказов.
Нынешнее руководство Минобороны с ним солидарно, предлагая уже к 2014 году начать заключать контракты на поставку вооружений с их обслуживанием в течение всего жизненного цикла.
Идею Шойгу поддержал также вице-премьер Дмитрий Рогозин, который указывает, что по итогам 2012 года было обнаружено много нареканий к срокам и качеству исполнения ремонтных работ на предприятиях Минобороны. Если ремонтные предприятия Минобороны будут находиться в компетенции самих предприятий-производителей, это поможет снизить расходы и повысить качество ремонтных работ, считает он.
Авиапромышленность, конечно, поддерживает инициативу Минобороны по заключению контрактов полного жизненного цикла техники.
«Я положительно отношусь к такого рода решениям и считаю, что разрыв цепочки «производство – обслуживание техники» приводил к тому, что уровень боеготовности техники, уровень ее исправности не имел одного персонального ответственного. Те, кто ее производил, не в полной мере отвечали за обслуживание в рамках принятых решений. Я всегда считал, что это неправильно, надо сосредоточить ответственность в одних руках», – заявил президент ОАК Михаил Погосян.
По его словам, для зарубежных заказчиков большую часть сервисных работ корпорация делает самостоятельно. «И там, где мы это делаем, ситуация с обслуживанием самолетов существенно отличается в лучшую сторону от той, где этот цикл разорван», – добавил Погосян.
«Контракты полного жизненного цикла – это нужная вещь для российской армии. Все будет сосредоточено в одних руках, и военные будут понимать, кто за что отвечает», – соглашается военный эксперт.
В ОАК входят авиационная холдинговая компания «Сухой», «Туполев», Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова, ОКБ Сухого, Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева и российская самолетостроительная корпорация «МиГ».