С другой - вот по моим ощущениям в Череповце, Иваново, Нижнем Новгороде, Арзамасе, Саранске и ещё ряде городов этого списка вообще делать нечего.
У всех свои критерии и свои приоритеты. Всё субъективно. Кто-то, может, раз в год в отпуск выбирается, на пирамиды посмотреть, да на Эйфелеву башню подняться. А я, например, больше сотни стран посетил (да ещё таких, о которых многие весьма смутное представление имеют), а вот в Париже и в Венеции не был ни разу. И в Таиланде не был никогда, например. А многие граждане туда каждый год. Jedem das Seine.
У многих из череповчан сформировался за последние годы определённый стереотип относительно своего города. Да и не только у череповчан. Якобы Череповец - какой-то страшный, грязный город, мол, какой ужасный металлургический комбинат, фи. Такое отношение к "Северстали" (и не только к ней, но и к любым крупным заводам) было сформировано в ельцинские годы всякими "экологами" из числа иностранных агентов, верноподданно отрабатывавшими поганые свои власовские 30 сребреников.
Яркий контраст: на теплоходе Линц - Вена капитан специально объявит: "Уважаемые пассажиры! По правому борту наша гордость - металлургический завод "Voestalpine"!" И публика валит фотографироваться на правый борт...
В Череповце же на прогулочном теплоходе по Шексне вам привычно понуро, даже как-то виновато скажут: "А чё там смотреть? Как заводы дымят?" У нас с пассажирами даже забавный спор вышел на эту тему.
А там, так-то, ещё и эффектный мост вантовый, и дом, где тов. Верещагин родился, и шкодный памятник металлургам, и пивоварня прямо при металлургическом комбинате (!), вот прям с пивнушкой, прямо у проходной. Именно мне интересно было найти там бюст А. В. Луначарского, мне интересно всё, что связано с Луначарским. Череповец - очень достойный, благополучный город.
В Иваново совершенно сумасшедший конструктивизм, "дом-подкова", "дом-пуля" (почти уничтоженный в XXI веке), "дом-корабль"... Первая фабрика-кухня, перестроенная тов. Максимовой из какого-то дореволюционного дома. Мне интересен сам феномен областного центра, слепленного практически из фабричных посёлков.
В Саранске безумная коллекция эмоциональных работ тов. Эрьзи в тамошнем музее. И могила его. И памятник стратонавтам. Вообще, вот этот формат областных центров, вроде Сум или Саранска, мне интересней всего у нас в стране. Именно там обычно ждут самые настоящие открытия, поскольку эти города не "раскручены", не на слуху, как какие-нибудь Сочи или Ростов-на-Дону, как города-миллионники. Именно там бывает особенно интересно пообщаться с местнотой. В Саранске меня, например, первые встречные в гости зазвали. Жил у них неделю. Финно-угорские местности мне особенно дороги.
Уж сказывал.
В Эрьзямасе сам, кстати, не был ещё, надеюсь побывать вскоре. Он, как и Молодечно, Балашов, Каменск-Шахтинский, Дрогобыч, Великие Луки, относится к малому числу городов, успевших считанные годы побыть областными центрами. И то, как это успели (или, напротив, не успели) отразить в застройке, мне всегда очень интересно.
Мне вообще всегда интересней сама атмосфера, порой диалект, порой связь местности с биографией кого-либо, кто мне интересен, чем некий набор "достопримечательностей". Эрьзямас я тоже отношу к финно-угорским местностям. Ну, и всегда интересны узкоколейные железные дороги, сохранившийся пока кое-где - вопреки разгулу демократии - водный транспорт, транспортная архитектура, городской электротранспорт, фуникулёры и канатные дороги...
если брать города, то Черняховск, ИМХО, всяко в топ-10 российских городов на увидеть должен быть)
Черняховск интересен не только замком да фахверком, но ещё и одной из первых троллейбусных линий в мире, не пережившей войну (как и трамвай в Старой Руссе).
Кстати, Старую Руссу и Валдай - тоже, несомненно, в высшую лигу.
В Калининградской обл. транспортно насыщенней всех Светлогорск. Там, например, такие виды общественного транспорта: канатная дорога, автобус и общественный лифт. С турникетами, как в метро (турникеты, правда, уже не работают). Плюс два разных маршрута поездов до областного центра. "Голубая стрела" тоже любопытна, электрификация на КлгЖД не шибко развита. Ещё очень фактурны Правдинск и пгт Железнодорожный. На р. Железнодорожной, естественно.
Из областного центра путь 1435 мм. до госграницы. Правда, пасс. движение до Гдыни отменили, как и пасс. теплоходы до Эльблонга по заливу. Они успели походить недолго, в самую "челночно-базарную" позорную пору, на ельцинско-путинском рубеже.
Международный водный транспорт в быв. Союзе это вообще редкость. Особенно речной, а не морской. Успел, к счастию, уехать на теплоходе из Таджикистана в Афганистан до строительства моста.
Из Выборга в Савонлинну, вроде,
уникальный "Браге" ещё ходит. Успевайте!
Ещё из речной международки - только пароходики из Ямполя, да из Сорок по Днестру. Ну и всякое там по Амуру в КНР. В Фуюань какую-нибудь.
С морской пассажирской международкой пока всё более-менее хорошо: Ильичёвск - Варна - Поти/Батуми - Одесса и т. д. "Герои Севастополя" или что там сейчас ходит?
Очень рекомендую линию Красноводск - Баку по Каспию. Ездил при Ниязове, очень понравилось! Когда подымаешься в рубку, к капитану, азербайджанский экипаж на морских картах эмоционально показывает территориальные споры. Ходят "Нахичевань" и "Академик Гасан Алиев". Баку - Шевченко не проездил ещё, на Мангышлак из Каракалпакии заезжал, через Устюрт. Будет повод чинк посмотреть.
"Марии" нет из Ленинграда, только "Анастасия" осталась. Владивосток - Ниигата жива линия? Ну, и Усть-Луга - Балтийск - Засниц (или что-то другое, может, в ГДР)...
Круизную пошлятину не рассматриваем.