Про 4 - 12 вагонов.
Европа почему-то в лучшем виде справляется. По вечерам и выходным ходит "курццуг" (короткий поезд), а днем и в будни - "фолльцуг" (полный поезд). "Курццуг" обычно представляет собой трехвагонную секцию с кабинами машиниста на обоих концах, а "фолльцуг" - две-три сцепленных вместе таких секции, работающих по СМЕ (системе многих единиц). Сцепляет - расцепляет секции сама поездная бригада за пару минут в оборотном депо.
Я такую организацию движения видел сам:
на S-bahn-е Франкфурта,
в венском и лиссабонском метро,
на примере трамваев и городских электричек Будапешта.
Список можете продолжить.
Технические возможности подобной эксплуатации подвижного состава у нас были. Тут вспоминали ЭР-22, но даже самые первые отечественные электрички СМ, а потом С-3-Р представляли собой как раз трёхвагонные секции. Вагоны метро начиная с первой серии А и по серию Е (выпуск закончен в 1977 году) имели каждый свою кабину машиниста, т.е. могли работать двухвагонными секциями.
Тем не менее система "короткий поезд/полный поезд" у нас не прижилась. Секции сцеплялись намертво и эксплуатировались в сцепленном виде до списания. А позже от них вообще отказались. Почему?
Одна из причин - в принятой организации труда.
Есть два основных способа - закрепленная (бригадная) езда и обезличенная езда (она же "американовка").
При бригадной езде каждый локомотив (электропоезд, трамвай и проч.) закреплен за определенной бригадой (машинист + помощник), точнее - за двумя - тремя сменными бригадами. Соответственно бригада относится к паровозу как к своему - бережно, не насилует технику, при необходимости сама делает мелкий ремонт типа заменить лампочку и проч. Потому ПС содержится лучше и служит дольше.
Продолжением достоинств, как и всегда, будут недостатки. ПС служит дольше в том числе и потому, что менее эффективно используется. Бригада обедает - паровоз стоит. Машинист в отпуске - паровоз целую смену стоит. Помощник приболел - паровоз стоит. Из забавного: в советские ещё времена ходившая по БМО электричка Дмитров - Александров имела остановку посередине маршрута (разъезд Костино) 1 час 03 минуты. Бригада бросала электричку на разъезде и шла домой обедать.
При "американовке" пришедшая на смену бригада берет первый с краю паровоз и на нём едет. Отношение к технике тут зависит исключительно от совести членов бригады. Однако ПС используется явно с бОльшей эффективностью (не простаивает). Как видно из названия, для американских ЖД это обычная организация труда.
В нашей стране "американовка" впервые применялась в 1ю Мировую и Гражданскую, и потому считается одной из причин разрухи на ж/д транспорте. В мирное время вся система МПС СССР/РЖД работает на "закрепленной езде". Хотя в московском метрополитене с его 1 - 2 минутными интервалами иначе работать ИМХО нельзя.
Фокус в том, что затея курццуг/фолльцуг с закрепленной ездой несовместима. За тобой закреплена секция - а другая бригада прицепила её к своей и поехала. Или: за тобой закреплен состав из двух секция - а другая бригада одну секцию отцепила и поехала. Ну и т.п.