Я тут отвечу Вам, потому что тут ветка ближе к этой теме.
Давайте проблемы социализма оставим за скобками. Они никуда не делись и конечно свою роль сыграли.
Но в случае с ту-154, ил-18, ил-62 и прочее - никто не гнался за рекордами. Даже в условиях социализма все понимали, что отрасль, которая могла бы генерировать нормальную (не в условиях вот вам бесплатный самолёт, бесплатный аэропорт, бесплатная навигация и керосин по 1/5 себестоимости - отбейте свои зарплаты) прибыль, была востребована. Неспособность создать что-либо передовое во многом определялась тем, что тот же Туполев сам для себя лет за 30 до того сформулировал методику конструирования и слезать с неё не хотел. История про мальчика, приставленного к дедушке с кульманом для того, чтоб оцифровывать его бессмертные разраюотки, вполне из той же серии. Но более того, давайте пример из американского опыта. Возьмите Хуана Трипа или Говарда Хьюза в 30 лет и посмотрите какие они делали чудеса и сравните их дряблые потуги против тех 30-40-летних, кто разрушил их империи в 70-е годы и увидите полную неспособность увидеть будущее со стороны тех, кто в своё время именно этим и прославился. При этом опыта было не занимать. Это Триппу ещё обломали крылья с сст - его ж тема была, что кроме сверхзвука вообще ничего не будет нужно. Посмотрите на того же Фредди Лейкера - посмотрите что он был способен делать в молодые годы и к какой импотенции скатился в конце, даже имея намного больше денег и связей