Интересную подборку мне прислали, может поможет Денису, если адвокату попадёт.
,,,,,,,,,
СДУ Суперджета - испытания на ЭМИ прошли, а от разряда молнии "виснут" (как со счётчиками)
Катастрофа самолета RRJ-95B RA-89098 в аэропорту Шереметьево 05.05.2019 произошла в результате того, что после
удара молнии отказала СДУ самолёта, и при выравнивании на посадке самолёт не слушался, приходилось «шуровать» сайдстиком, но на расшифровке сказано — что самолёт слушался. А испытания на ЭМС заключались в облучении самолёта
Испытания HIRF - Sukhoi Superjet 100 , но не пробовали разрядами долбить. Вот и результат ! СДУ после попадания в самолёт молнии отказывался слушаться лётчика, но говорят — испытания на ЭМИ прошли !
Это как аналогия со счётчиками электроэнергии — испытания на ЭМИ прошли, а от разряда, что на них воздействует «виснут». (такой рекламы в интернете много).
Аналогично и с записью параметров - после удара молнии в электронику тоже никто не проверяет, какие параметры (достоверные или нет ) пишутся на самописце, это по аналогии с электросчётчиками - согласно ГОСТ 31818.11-2012. должен
п. 7.5.3 Испытание на устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю.
…… Во время испытания допустимы
временное ухудшение качества функционирования или потеря функции или работоспособности с последующим
самовосстановлением.
На самом деле при разряде, что является аналогом молнии, счётчик "виснет" или показывает другие значения учитываемой электроэнергии.
А почему контроллер самолёта будет вести себя по другому? Он также будет "виснуть" или выдавать другие вычисленные значения. И эта проблема не решена в мире никем, кто бы что не говорил обратное. Дайте мне любой контроллер, я его "завешу" разрядом. После таких испытаний (мне иногда приносят на испытания контроллеры на устойчивость к разрядам молнии) я в ответ слышу: "не может быть". Хотя всё это описано в литературе, но НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ в сертификации !!!
Что мы и наблюдаем в этой катастрофе, когда вычисленные значения после удара молнии отличались от тех, что заданы алгоритмом, а по другому - самолёт не слушался сайдстик.
И лётчик здесь ни при чём.
И далее из статьи Участие Liebherr (ниже ссылка) — алгоритмы наши — программирование немцы — ошибки вылавливают наши.
Кто пиджак сшил ?
Система управления Суперджета
Система управления Суперджета
СДУ, так же как и другие контроллеры на борту, испытана не только на обрывы проводов, но и на короткие замыкания, а так же на
HIRF и ЭМС. Объем испытаний, беспрецедентный для советских и российских самолётов, полностью подтвердил правильность заложенных решений на уровне архитектуры системы. Критических точек СДУ RRJ не имеет. (моё прим. - критические точки имеют все системы )
Участие Liebherr в разработке Суперджета
Участие Liebherr в программе Суперджет 100. Открытие российского завода концерна, производящего детали для самолета. - Sukhoi Superjet 100
Что касается идеологии построения борта и матобеспечения, то здесь мы не только не уступаем, но даже способны и на опережение. Достаточно сказать, что программированием задач для Талеса занимались наши специалисты (но алгоритмы талесовские). Что касается СДУ, то здесь было наоборот: алгоритмы наши, а
программированием немцы занимались сами. Вот только «вылавливать» ошибки они попросили помочь наших специалистов