И тут уж возникает прямой убыток, о якобы отсутствии которого любят говорить нелюбители невозвратных тарифов
Считать убытки и прибыли в данном случае можно только при наличии статистики за какой-то значительный период. Она есть только у тех, кто говорит о своих убытках. И они, как утверждают говорившие, составляли космические суммы. Хотя я в жизни сдавал билеты считанное число раз, и слышал о таких случаях среди знакомых очень редко.
Но можем попробовать поверить, и посчитать убытки по доступным данным.
Допустим, у нас есть 200 проданных билетов, половина (на самом деле больше, но будем оптимистами) по невозвратным тарифам, вторая половина по сдаваемым.
Не явились на рейс по пять процентов (эта доля часто фигурирует в рассуждениях о no show) тех и других.
То есть авиакомпания получила пять непроданных мест, за которые вернула деньги, и пять проданных, но пустых. Конечно, сдаваемые тарифы в несколько раз ниже невозвратных. Допустим, 5000 рублей возвратные и 1000 рублей невозвратные.
Итого авиакомпания отправила рейс с десятью пустыми креслами, получив деньги за шесть из них. Гипотетически потеряла 25 000 рублей, но получила ни за что 5000, и ещё сэкономила на топливе и бортпитании некую сумму.
При этом не факт, что действительно были пассажиры, которые хотели лететь этим рейсом, но в итоге не полетели совсем или полетели конкурентом -- что не всегда бывает, по крайней мере у "Аэрофлота" и S7 много лояльных пассажиров. Так что есть ненулевая вероятность, что из "потерянных" 20 000 часть вернётся билетами на других рейсах.
Это если авиакомпании действительно не повезло, и на этом востребованном направлении (было бы невостребованное, не продали бы заранее все места в самолёте) не нашлось желающих улететь в последнюю минуту, или пересаженных с других рейсов.
Как видите все эти миллиардные убытки от no show "возникают" при стечении нескольких "если" и "возможно". И могут колебаться в диапазоне от "вот неприятность" до "мы полностью разорены" в зависимости от настроения оценивающего их.
И ещё сколько-то денег авиакомпанияч получила от тех пассажиров, которые купили более дорогие тарифы только потому, что хотели иметь возможность их сдать, но не воспользовались ею. Плюс возможность попользоваться кэшем за бесплатно -- мелочь, но когда такой мелочи набегает несколько сотен миллионов в год, тоже неплохо.