Аэрофлот» меняет приоритеты. Восемь лет назад крупнейший российский перевозчик заказал у Boeing 22 самолета Dreamliner, чтобы, как рассказывал в интервью «Ведомостям» тогдашний гендиректор авиакомпании Валерий Окулов, развивать дальнемагистральные маршруты: «В Сидней, Сингапур, Куала-Лумпур, увеличивать частоты в Америку». А после кризиса 2008–2009 гг. «Аэрофлоту» досталось несколько авиакомпаний обанкротившегося холдинга «Эйрюнион». Теперь – новый кризис, и авиакомпания сомневается, нужны ли ей огромные дальнемагистральные лайнеры, и стремится максимально оптимизировать структуру дочерних компаний.
«Аэрофлот» больше не нуждается в Boeing 787 Dreamliner, заявил на авиасалоне Paris Air Show 2015 заместитель гендиректора авиакомпании по стратегии и альянсам Джорджио Каллегари (его цитирует Bloomberg). Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», подтвердил «Ведомостям», что наиболее вероятный вариант – отказ от самолетов. Но если кризис на российском авиарынке не будет усугубляться, компания может перевести контракт на более экономичный и более вместительный Boeing 777. «Мы рассматриваем возможность выхода из контракта, потому что Boeing вовремя не поставил самолеты», – заявил представитель «Аэрофлота».
Что такое Dreamliner
Boeing 787 Dreamliner – семейство широкофюзеляжных самолетов. Перевозит до 330 пассажиров на расстояние до 16 200 км, каталожная стоимость – около $200–300 млн.
Каталожная стоимость заказанных «Аэрофлотом» 22 Boeing 787 Dreamliner – $4,8 млрд. Условия контракта на поставку «Аэрофлоту» 22 Dreamliner предполагали его переоценку, рассказал Каллегари. Поставки должны были начаться в 2014 г., однако сроки были сдвинуты на 2016 г. В 2010 г., напоминает Bloomberg, «Аэрофлот» требовал с авиапроизводителя 100 млн евро компенсации за задержку. По данным презентации «Аэрофлота» за 2014 г., поставки Dreamliner должны были начаться в 2017 г. и завершиться в период 2019–2024 гг. Каллегари заявил, что задержки в поставках, а также «изменение приоритетов и рыночных условий» стали причиной того, что самолет «больше не подходит». По словам Каллегари, «Аэрофлот» уведомил Boeing о своих намерениях. The New York Times со ссылкой на Associated Press процитировала гендиректора Boeing Рэймонда Коннера, который назвал Россию «сложным рынком» и сказал, что «детали отмены [заказа] обсуждаются», однако на заказанные «Аэрофлотом» самолеты можно будет найти нового покупателя. Статус заказа «Аэрофлота» на 22 Dreamliner не изменился, сказала представитель Boeing Елена Александрова, подчеркнув: «Boeing не комментирует предположения о ходе переговоров». Условия штрафных санкций всегда обговариваются в контракте индивидуально, говорит аналитик RMG Андрей Третельников. Но в этом случае, учитывая, что спрос на самолеты большой, есть вероятность, что штрафные санкции будут минимальными или будут переведены во взаимозачет, допускает он.
Отказ или изменение заказа на Dreamliner может быть связано с изменением структуры пассажиропотока из-за кризиса: растут перевозки по России, а за рубеж снижаются, допускает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.
«Аэрофлот»
Крупнейший авиаперевозчик
Основные акционеры – Росимущество (51,17%), «Ростех» (3,5%). Капитализация – 44,091 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 319,8 млрд руб. Чистый убыток – 17,1 млрд руб.
«Аэрофлот» пытается подстроиться под изменения. Группа «Аэрофлот» через два-три года может включать в себя две авиакомпании, работающие в разных сегментах рынка, рассказал также в Ле-Бурже гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (его процитировал «Интерфакс»). «Сам «Аэрофлот», т. е. премиум-сегмент, – и альтернативой ему будет лоукостер», – описал суть преобразования Савельев. Группа стремится оптимизировать структуру и сократить расходы, комментирует Ганелин. По данным презентации по итогам 2014 г. по МСФО, «дочки» «Аэрофлота» («Россия», «Победа», «Аврора», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии») принесли группе убыток в 15,4 млрд руб. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», рассказывал в конце марта, что предполагается сократить до 10% непроизводственного персонала в компаниях группы. Он напомнил, что недавно «дочки» завершили передачу «Аэрофлоту» функции коммерческого управления: продажа билетов, выстраивание маршрутной сети, расписания, график оборота самолетов.
Лоукостер «Аэрофлота» – «Победа» в этом году должна перевезти 2,8–3,2 млн пассажиров, а в 2017 г. стать безубыточной. Источник, близкий к совету директоров компании, пояснил «Ведомостям», что количество юридических лиц в группе компаний планируется сократить. Как – решит совет директоров. В случае, например, объединения нескольких «дочек» придется решать проблемы переоформления самолетов, сертификатов эксплуатанта и прав других акционеров «дочек», напоминает Ганелин. Но это имеет смысл сделать – сейчас «Аэрофлот» вынужден развивать несколько брендов и нести дополнительные расходы, говорит Ганелин.