Штурвал или сайдстик?

Педали оставили для привыкших? Что бы хоть что-то в кабине осталось привычное? А потом удобное - привычное - не всем - старое - не привычное - неудобное?
 
Реклама
Интересные факты с сайта pprune.
Интересность выделил болдом.
Интересно услышать мнение пилотов с Аэробусов.

Yesterday I was working at the flight controls of my company's simulator, for some technical reasons we had to disconnect the installed yoke and replace it temporarily with a side stick.
We evaluated the skills required to fly the simulator with the stick instead of the yoke and after solving some issues due to the different effect of gain between yoke and stick (which generated noticeable PIO) we gave controls to our Chief TP for him to express his opinion. Myself, the TP and the othe FTE all expressed the same opinion: controlling the a/c via the stick required much more attention and carefulness than by the yoke, mainly due to the coupling of front and side movements of the stick.
Of course I also personally tried a number of different calibrations, but indeed it was always much easier by using the yoke to decouple forw/aft displacements from right/left ones.
Of course I know that 99.9% of aerobatic a/c which are performing high precision manoeuvres are controlled by stick, but my personal impression is that the correct use of the stick requires more training compared to yokes.
http://www.pprune.org/flight-testing/523866-yoke-vs-stick.html
 
Это делается для того, чтобы симмеры сразу могли в кабину сесть... Набрал левел - за сайдстик!
 
Ту-204 приведён в пример как ЭДСУ-самолёт без обратной связи. Не уверен, что там и загружатели то есть.
С эдсу смысла особого нет в загружателях и обратных связях.
С классической гидравликой обратной связи нет (по типам может разниться), её как раз таки имитируют загружатели для удобоваримого пилотирования.
 
С эдсу смысла особого нет в загружателях и обратных связях.
Да я то, как раз, согласен. :) ЭДСУ позволяет не выводить самолёт на опасные перегрузки и режимы. Даже на Ту-154 ДУС (датчик угловых скоростей) не давал слишком уж издеваться над самолётом.
С классической гидравликой обратной связи нет
Но обратимые бустера, всё таки, были.
 
Даже на Ту-154 ДУС (датчик угловых скоростей) не давал слишком уж издеваться над самолётом.
Но обратимые бустера, всё таки, были.
Были.


Со своей избушки могу поточнее.
ДУСы стояли в трех каналах и через блок перекрестных связей при помощи штоков рау отклоняли рулевые поверхности через нулевые качалки в небольших пределах 0,5-1,5 гр для гашения короткопериодических колебаний без вмешательства летчика.
Бустера в канале крена-тангажа стояли необратимые. Золотничек, к которому приходила тяга, перемещался без усилий на ход перемещения тяги, а бустер послушно отрабатывал. И вот как раз таки отсутствие усилий, чтобы не разломать самолет, и пилотировать приемлемо, требует имитацию обратной связи по типу как в прямом безбустерном управлении, загрузку органа управления в зависимости от скорости, высоты, механизации.
 
ДУСы стояли в трех каналах и через блок перекрестных связей при помощи штоков рау отклоняли рулевые поверхности через нулевые качалки в небольших пределах 0,5-1,5 гр для гашения короткопериодических колебаний без вмешательства летчика.
И уж конечно ДУС(датчик угловых скоростей) абсолютно не накладывал никаких ограничений, т.е. ДАВАЛ (и дает, на летающих Ту-154) летчику право "издеваться над самолетом".
 
Последнее редактирование:
И уж конечно ДУС абсолютно не накладывал никаких ограничений
Напишу корректно, у нас не накладывал на издевательство. Единственное что на типе, вот это все объединялось в режим сау демпфер, а полет с выключенной сау считался предпосылкой с соответствующим разбором по причине возможного проявления короткопериодических колебаний и склонности самолета к продольной раскачке, могущей привести к катасрофическим последствиям, так как попытка летчика (абсолютно естественная) парировать колебание вызывала усугубляющий эффект.
 
ДУСы стояли в трех каналах и через блок перекрестных связей при помощи штоков рау отклоняли рулевые поверхности через нулевые качалки в небольших пределах 0,5-1,5 гр для гашения короткопериодических колебаний без вмешательства летчика.
Аа... :oops:
 
а полет с выключенной сау считался предпосылкой с соответствующим разбором
Мне лично только один случай успешной посадки с неработающей САУ на Ту-154 известен - это Чкаловский.
Остальные заканчивались катастрофами.
Нет была еще относительно успешная посадка в поле с цыплятами из Болгарии Ту-154С, там вроде экипаж был цел?
Если мы конечно об одном и том же - строенном выключателе САУ-СТУ на верхней приборной доске.
 
Реклама
Мне лично только один случай успешной посадки с неработающей САУ на Ту-154 известен - это Чкаловский.
Остальные заканчивались катастрофами
Здесь не могу сказать, но у нас не так было жестко. Ежели выключил сам по какой то причине, то требовалось пилотировать координированно, не допуская резких движений, без стремления к "точному" пилотированию и парированию возникающих колебаний, и все будет безопасно, без особенностей, включая посадку.
 
С эдсу смысла особого нет в загружателях и обратных связях.
С классической гидравликой обратной связи нет (по типам может разниться), её как раз таки имитируют загружатели для удобоваримого пилотирования.
Вы не находите противоречия между первым и вторым утверждениями? :) Удобоваримое пилотирование при наличии ЭДСУ не требуется?
Гидравлика есть и там и там, разница только в проводке от органа управления в кабине до бустера: в одном случае - она тросовая, в другом - электрическая. И там и там реализуются электронные средства улучшения устойчивости и управляемости. Отличия только в том, что для реализации этого функционала при тросовой проводке требуются исполнительные механизмы, а в случае электрической проводки - нет.
P.S.:
На Б-777 и 787 - ЭДСУ. И тем не менее там сохранены штурвалы с достаточно широким ходом со всем хозяйством, воспроизводящим усилия на штурвалах и колонках так, как буд-то вы управляете классическим самолетом. Штурвалы левого и правого пилотов соединены механически и оба пилота могут руками чувствовать действия друг друга, если это необходимо.
 
Третья ось, это вращение вокруг вертикальной.
И ваще, не надо гнать на симмеров. Постепенно все передовые достижения игроиндустрии дойдут и до реальных самолётов.
Feedback, например, там даааавно реализован ;)
Сколько килограммов дает этот feedback? :) Никто на симмеров не гонит. Пусть себе симмят в удовльствие.
 
Удобоваримое пилотирование при наличии ЭДСУ не требуется?
Требуется.
Гидравлика есть и там и там, разница только в проводке от органа управления в кабине до бустера: в одном случае - она тросовая, в другом - электрическая.
Не совсем верно.
При наличии ЭДСУ летчики самолетом не управляют. Они задают параметры в вычислитель. Который, оценив многофакторную ситуацию, по своим законам и заложенным алгоритмам даст оптимальные команды ни исполнительные механизмы с учетом всевозможных ограничений. И как не тяни и не старайся, самолет плавненько упадет на лес не превышая критических значений.
.

На Б-777 и 787 - ЭДСУ. И тем не менее там сохранены штурвалы с достаточно широким ходом со всем хозяйством, воспроизводящим усилия на штурвалах и колонках так, как буд-то вы управляете классическим самолетом. Штурвалы левого и правого пилотов соединены механически и оба пилота могут руками чувствовать действия друг друга, если это необходимо

Философия боинга, однако.
 
Последнее редактирование:
Сколько килограммов дает этот feedback?
На кой "килограмы" для кисти?! Борцов-спортсменов тренировать? )
Пилоту нужна только сравнительная информация о скоростном напоре и срывной тряске. Ради этого и сделано, а не чтобы управлению мешать.
 
Сообщение от Yuha
На Б-777 и 787 - ЭДСУ. И тем не менее там сохранены штурвалы с достаточно широким ходом со всем хозяйством, воспроизводящим усилия на штурвалах и колонках так, как буд-то вы управляете классическим самолетом. Штурвалы левого и правого пилотов соединены механически и оба пилота могут руками чувствовать действия друг друга, если это необходимо
Философия боинга, однако.
Кстаати! :D
C-17.jpg

200+ тонн Мвзл.

Да, я знаю, что не сайдстик и не совсем "боинг". :lol:

C-17.jpg
 
Последнее редактирование:
При наличии ЭДСУ летчики самолетом не управляют. Они задают параметры в вычислитель. Который, оценив многофакторную ситуацию, по своим законам и заложенным алгоритмам даст оптимальные команды ни исполнительные механизмы с учетом всевозможных ограничений.
Смотря в каком режиме... В direct mode "сколько потянешь - столько и отклонится"
 
Да, я знаю, что не сайдстик и не совсем "боинг".
Ну и? На С-17 полноценный РУС, ходя и довольно оригинальной конструкции. Ее не кистью смыкают... По тем факторам, о которых я писал, различия между джойстиком и РУСом гораздо более существенны, нежели между РУСом и штурвалом.
ЗЫ:
Если мне не изменяет склероз, боковая ручка на F-16 - то же не вполне джойстик. Перемещения там совсем маленькие, а датчик - тензометрический... :)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад