Отдельной ветки про аэроэкспрессы нету, решил запостить сюда.
Беседовал Александр Панченко
© «Гудок», 15.04.2009
Оригинал
Компания «Аэроэкспресс» не сворачивает планы по развитию перевозок между московскими железнодорожными вокзалами и аэропортами. Об особенностях бизнеса в условиях спада пассажирских авиаперевозок «Гудку» рассказал генеральный директор «Аэроэкспресса» Максим Ликсутов.
– Максим Станиславович, каковы результаты работы «Аэроэкспресса» по итогам 2008 года?
– Компания начала работать в качестве оператора на направлениях во все московские аэропорты только с середины прошлого года. До этого в течение трёх лет велась подготовка инфраструктуры: был построен железнодорожный терминал в Шереметьеве и организовано прямое железнодорожное сообщение аэропорта с Москвой. Разработаны технологии и собственные стандарты качества. Построены совершенно новые электропоезда. Соответственно фактические итоги пассажиропотока следует считать за полугодие. За это время «Аэроэкспресс» перевёз 8,8 млн пассажиров, в том числе 2 млн – в качестве оператора пригородного сообщения в город Лобню.
– Как повлияло снижение пассажирских авиаперевозок на результаты компании?
– Мы ощутили снижение, особенно в январе – феврале этого года. Объём перевозок в целом уменьшился на 15%. В мае наступает «высокий туристический сезон», и ситуация, по нашим прогнозам, нормализуется. Перед нами стоит цель – до 2010 года примерно 30% всех пассажиров аэропортов должны стать клиентами «Аэроэкспресса». Сейчас наша доля в общем пассажиропотоке Домодедова составляет – 24%, по Внукову – 14,5%, Шереметьеву – около 4%.
– Собирается ли компания унифицировать тарифы?
– Мы не выделяем никакие аэропорты из общего ряда партнёров, существует единственный принцип – комфортная доставка пассажира, а также его багажа. Мы старались оттянуть повышение цен на билеты, чтобы не усугублять и без того тяжёлое положение авиакомпаний и пассажиров. Теперь, когда основные вложения сделаны и стандарты качества достигнуты, необходимо выровнять тарифы. Базовая стоимость билетов будет унифицирована, и постепенно начнут вводиться специальные тарифные предложения, удобные для разных социальных групп. Это ни в коем случае не означает, что стоимость билетов сильно повысится. Хоть Москва – один из самых дорогих городов мира, а стоимость билетов российских авиакомпаний не ниже общемирового уровня, проезд в аэроэкспрессе в три-четыре раза ниже европейского показателя. И наша цель – максимальным образом сдерживать рост цен на билеты.
– Существуют ли внешние регуляторы тарифной политики компании?
– У нас есть обязательство уведомлять об изменении в тарифах правительство Московской области и Москвы. Мы стараемся проводить политику социальной ответственности в отношении величины тарифов, соблюдаем права граждан – получателей социальных услуг.
– Что ещё делается компанией для такой категории граждан?
– Хочу особо отметить, что в компании, впервые на сети российских железных дорог, создана услуга для сопровождения людей с ограниченными физическими возможностями. Она внедрена в аэропорту Шереметьево и на терминале Савёловского вокзала. Сотрудники «Аэроэкспресса» встречают пассажира, передвигающегося в инвалидной коляске, в терминале или в аэропорту и сопровождают его всё время, пока тот находится в пределах нашей ответственности. Для того чтобы воспользоваться этой услугой, нужно просто позвонить на «горячую линию» компании. В этом году услуга будет введена и в остальных аэропортах.
– Каким образом «Аэроэкспресс» намерен развивать перевозки в дальнейшем?
– Во-первых, стоит задача организовать тактовое движение, чтобы поезда ходили каждые тридцать минут. Мы понимаем, что инфраструктура не всегда готова принять наши поезда. В таком случае ведётся поиск компромисса, с тем чтобы аэроэкспрессы не вносили серьёзных изменений в пригородное расписание. Мы также тесно сотрудничаем с Московской железной дорогой, филиалом ОАО «РЖД»: они прикладывают максимум усилий для того, чтобы как можно быстрее ввести тактовое движение.
Вторая задача этого года –
открытие в августе – сентябре движения
в аэропорт Шереметьево с терминала на Белорусском вокзале]. Сейчас экспресс отправляется с Савёловского вокзала, но наши пассажиры говорят, что Белорусский, с учётом наличия возле него кольцевой ветки метро, более удобен для отправления в аэропорт. «Аэроэкспресс» также ведёт переговоры с авиакомпаниями и аэропортами по введению специальных корпоративных тарифов и совместной продаже билетов. Рассматривается и возможность сотрудничества с Московским метрополитеном.
Также в июне в тестовом режиме на Савёловском вокзале и в Шереметьеве будут установлены автоматы по продаже билетов на аэроэкспресс.
– Существуют ли у компании планы по дальнейшему приобретению подвижного состава?
– Да, наша задача – полностью поменять электропоезда, чтобы на всех направлениях ходили только специализированные подвижные составы. Старые поезда, которые раньше курсировали до Внукова и Домодедова, убраны. Теперь там работают совершенно новые поезда, в том числе серии «АЭРО», специально разработанные для нас.
Мы приобретаем подвижной состав через систему лизинга. Финансовый партнёр ООО «Аэроэкспресс» – Банк ВТБ. Уже приобретены 7 составов, два из которых войдут в строй в этом году.
– На какой стадии развития находится проект по созданию единого терминала, который свяжет Москву со всеми столичными аэропортами?
– «Аэроэкспресс» совместно с ОАО «РЖД» поэтапно реализует проект единого терминала «Каланчёвский», который будет находиться рядом с площадью Трёх вокзалов. Идея находится в стадии предпроектных разработок. Предварительное согласие городских властей мы получили. Профильные институты, участвующие в проекте, утверждают, что такое соединение осуществимо. Плюс рассматривается вопрос подключения к этому терминалу высокоскоростного движения Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, Москва – Тверь.
В течение трёх-четырёх лет проект должен быть осуществлён. Возможно, его реализация будет поэтапной. В январе этого года подписан протокол о намерениях с одной из крупнейших корейских компаний, готовой инвестировать до 350 млрд руб. в терминал «Каланчёвский». Общая же стоимость проекта оценивается в 700 млрд руб.