Слава, что-то и эта ветка чахнет и я заметил, что оживляется, когда кто-нибудь описывает реальный случай из жизни Ту-128 и его экипажа. Как Валера Матюкин, например. Конечно не у всех были такие случаи, но это и хорошо, все равно у всех было что-то о чём можно рассказать, было и весело и не очень- хочешь смейся- хочешь плачь. Чтобы далеко не ходить начну с себя.
Сегодня 7-е апреля- Великий православный праздник: Благовещение .
А для нас он ещё тем хорош, что делать ничего нельзя. Но это сейчас, а тогда.......
в общем 7-го апреля 1983г. в Омске упал Лёва Соколов. 25 лет однако.
Отмотаем ещё 10 лет назад.....
Мы с Лёвой собираемся выполнить полёт по маршруту для обозначения воздушной цели для ЗРВ прикрывающих одну из баз Северного флота. Задание простое как
"рукомойник" - после взлёта в Амдерме взять курс в точку в море ( Баренцевом)
расположенную в 400-х км. на север от указанного объекта. В данной точке иметь высоту 400 метров, выполнить разворот, на указанной высоте выйти на цель и далее с набором высоты следовать на посадку на аэродром Талаги. Сделали ИШР,керосинчику маловато , конечно, но оснований для паники тоже нет.Верхнее начальство тогда ещё было не пугливое, разрешало практически всё на что были способны самолёты и экипажи. Готовимся и летим. В Амдерме обычные плановые полёты, нашему экипажу никто особого внимания не уделяет, когда приходим на самолёт оказывается что он не готов, срочно готовят запасной, но он оказывается с двумя ракетами( а расчитывали ест-но без них). Снимать некогда, советуемся, принимаем решение лететь так как есть.Летим, погода прекрасная,ни одного облачка
голубое небо , синее море, прямо курорт. Подошли к рубежу снижения, погода стала похуже появилась верхняя облачность и мореуже не синее, а тёмно свинцовое ,Но снижаемся всё нормально,высота 400 метров , разворачиваемся на юг и летим. Море кажется рядом, волнение выше среднего,белые барашки на свинцовой воде не вызывают восторга. Правда иногда встречаются корабли и как то теплеет на душе.
Никакие РТС не работают идём старым дедовским способом по компасу с учётом ветра. На берег выходим почти точно,когда Лёва увидел базу довернул влево 10 градусов и проскочили точно над ней, далее набираем высоту и идём на Талаги.
За 200 км. до аэродрома загорается лампочка "остаток 2000" , А чуть раньше КП запросил остаток и Лёва доложил: "остаток-3,5" это нормальная практика если на борту всё нормально и ничего особенного не предвидится завышать остаток,чтобы
не попасть в предпосылку. Кто не знает, посадка с аварийным остатком является
предпосылкой к лётному происшествию и экипаж за это прилично "ошкуривают"(так
раньше было, сейчас не знаю) А что нам осталось - снизиться и сесть, так на это много топлива не надо.Но, как говориться мы забыли"про овраги",а это Талаги
снижаемся в РТ, вроде бы всё срастается, выполняем разворот на посадочный,
докладываем что в расчётной, высота 2000м.В ответ РП запрашивает остаток
ну и Лёва "по честному"говорит остаток-3 и тут же получаем команду:"Вам влево на 180 до команды,заходит Ил-18" В кабине сразу становиться как-то душновато, а тут ещё довольно приличная кучёвка с верхним краем 4000м и нижним 1000м, а мы то на 2000м.Я включил прицел мощные облака перед собой можно было видеть. Так
уклоняясь то влево то вправо гребём от аэродрома, а время кажется остановилось.
Наконец на удалении 80 км дают команду на разворот на посадочный курс. занимаем посадочный, спрашиваю Лёву про остаток, говорит " трудно определить, примерно
тонна" а в это время ещё крутимся между облаками, визуально вроде всё одинаково
а по прицелу засветы хорошо видны,командую влево . вправо, Лёва крутит, потом вдруг резко выводит из крена и говорит:"п.....ц не успею" и тут начинает нас трепать
по взрослому,потом влетаем в полосу града, лупит по самолёту как будто сидим в железной бочке, а по ней камнями лупят. Но и это прошло, выскочили из облака,
по планкам "выехали" на курс и глиссаду, снижаемся, выпускаем закрылки, спрашиваю Лёву осторожно так, чтобы не нервировать : что там у нас с остатком?
Получаю вежливый ответ : "нету ни х.... остатка" Принимаю изготовочную позу для катапультирования,но на работе это не отражается,продолжаем планировать, всё идёт нормально только очень медленно, но наконец вот она- полоса, садимся и даже заруливаем, Керосина осталось как раз по стакану на каждого члена экипажа.
На самолёте с кока ободрало всю краску, разбило проблесковые маячки и стекло у тепловой головки ракеты. Но всё остальное и главное двигатели целы, поэтому нас быстренько заправили и вытолкнули в Амдерму устранять погнутки и побитки.
Так мы с Лёвой выполнили простенький полёт с посадкой в Талагах,быстренько, туда и обратно. И это не последний такой случай, но это уже другая история.
Кто Лёву не знает он в середине.